Памятки для начальной школы

4
0
Материал опубликован 23 August

















ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ































Вопросы для анализа художественного образа литературного произведения


1. Хотелось бы тебе дружить с героем?

2. Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?

3. Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?

4. Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать такой вариант.

5. Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?

6. Нравится ли тебе его отношение к людям?

7. Что бы ты мог посоветовать герою?

8. Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении?

9. В качестве кого ты хотел бы участвовать в действии, происходящем в произведении?

10. Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?

11. Как бы ты вел себя в такой ситуации?

12. Что могло бы измениться в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились вместе с вами?


Вопросы для беседы по содержанию текста


Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что ты чувствуешь, читая их?

Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш?

Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?

Какие это стихи: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи-раздумье, размышление? С каким настроением они написаны?

Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?

Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состоянии покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?

Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?

Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?

О чем, по-твоему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, написавший эти строки?

Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?

Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?

Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?


Как подготовиться к выразительному чтению


1. Перечитывай текст внимательно.


2. Определи содержание, мысли, чувства, настроения и переживания героев автора.


3. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).


4. Мысленно представь себе их.


5. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.


6. Продумай в связи с задачей чтения и выбери интонационные средства:

-тембр

-темп

-пометь паузы и

логические ударения:

-короткая пауза


-длинная пауза

- логическое ударение

-высота голоса


7. Прочитай сначала текст вслух для себя или соседа по парте.


Прочитай текст выразительно.


Как проверять безударную глассную в корне слова


1. Поставь в слове ударение.


2. Обозначь корень слова.


3. Подчеркни безударную гласную в корне.


4. Подбери проверочное родственное слово с таким же корнем, чтобы эта безударная стала ударной.


5 В проверочном слове тоже поставь ударение, выдели корень, убедись в том, что безударная стала ударной, подчеркни ее двумя чертами.


Например:

Гроза — грозы, далекий — даль, ослабел — слабый.

Если буква у тебя вызвала сомнение, ты немедленно ее поставь под ударение!


Как проводить разбор слова по составу


1. Выясни смысл слова.


2. Определи часть речи. (Узнай, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.)


3. Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам (падежам), выдели изменяемую часть, обозначь её значком.


4. Обозначь основу.


5. Найди в слове корень. Для этого подбери родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравни слова и найди общую часть родственных слов. Это будет корень. Обозначь его значком.


6. Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова с приставкой или без приставки. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Выдели её значком.


7. Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова. Обозначь суффикс значком ^.


8. Назови по порядку все части слова.


Как работать над рассказом.


1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.


2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.


3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.


4. Повторите схему композиции рассказа.


5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план.


Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.


6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа.


Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.


7.Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы событий и характеры людей, о которых вы говорите.


8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.



Как решать задачу.


1. Внимательно прочитай задачу.


2. Попробуй представить себе то, о чём говорится в задаче.


3. Объясни значение каждого числа в задаче и повтори главный вопрос.


4. Если задача сложная, кратко запиши ее условие, выполни к ней рисунок, чертёж или схему.


5. Прочитай ещё раз вопрос задачи и подумай, что необходимо знать, чтобы ответить на него.


6. Подумай, что можно узнать по известным данным в задаче, нужны ли они для ответа на вопрос.


7. Составь план решения задачи или зарисуй граф — схему.


8. Оцени, большим или меньшим числом должен получиться ответ в сравнении с каким — либо одним из данных задачи.


9. Запиши решение задачи, поясни каждое действие.


10.Сделай проверку решения удобным способом.


11.Запиши ответ задачи


Как решать задачу по математике


1. Прочитай внимательно задачу, найди в ней условие и вопрос.


2. Подумай, что обозначает в задаче каждое число.


3. Запиши краткое условие к задаче, начерти схему или сделай рисунок.


4. Повтори задачу по краткой записи.


5. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.


6. Проговори, что тебе уже известно и что надо ещё найти.


7. Составь план решения задачи.


8. Запиши решение задачи.


9. Перечитай вопрос. Запиши полный ответ задачи



Как составить план текста


1. Прочитай текст целиком.


2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).


3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.


4. Таким образом, поработай над другими частями.


5. Запиши заголовки к каждой части (план).


6. Проверь себя:

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;



Фонетический разбор слова


Раздели слово на слоги

Поставь ударение.


2. Выпиши буквы и их звуки.


3. Дай характеристику звукам:


гласный (ударный, безударный);


согласный (звонкий, глухой; твёрдый, мягкий).


4. Запиши, сколько в слове звуков и букв.


Составление краткого пересказа


1. Прочитай текст.


2. Раздели его на части.


3. Скажи точно, о чём говорится в каждой части (выбери самое главное).


4. Составь и запиши план рассказа.


5. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2–3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль.


6. Прочитай текст без этих предложений.


7. То же самое сделай и с другими частями.


8. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.

Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче,

не упуская главного.



Как характеризовать число на уроках математики


1. Прочитай число.


2. Назови общее число единиц каждого разряда.


3. Назови число, предшествующее данному при счете, число, следующее за данным.


4. Назови наибольшее и наименьшее число, которое имеет столько же разрядов, сколько и данное число.


5. Укажи, сколько всего цифр понадобилось для записи каждого данного числа, сколько среди них различных.


Используя все цифры данного числа, запиши наибольшее и наименьшее.



Пишем сочинение


1. Обдумай тему сочинения.


2. Определи жанр сочинения. Это может быть:

-сочинение-описание;

- сочинение-портрет;

- сочинение-повествование с элементами рассуждения;

- сочинение — рассуждение;

- сочинение - пейзажная зарисовка с элементами эмоциональной окраски действительности;

- сочинение по пословице;

- сочинение-сказка;

- сочинение в деловом стиле (например, в форме автобиографии);

- сочинение-мозаика (из стихотворных строк, пословиц, крылатых выражений, цитат и т. д.).


3. Составь план сочинения. Обрати особое внимание на начало и концовку:


4. Напиши сочинение на черновик.


5. Отредактируй сочинение по смыслу. Ликвидируй повторы. Обрати внимание на переходы от одной мысли к другой — эти переходы должны быть оправданными, мотивированными. Проверь, уместно ли ты употребляешь слова и обороты, соответствуют ли они теме и стилю сочинения.


6. Проверь, нет ли орфографических, и пунктуационных ошибок (правильно ли ты написал слова и расставил знаки препинания).

7. Перепиши сочинение набело.

8. Еще раз проверь написанное.


Работа над задачей.


1. Прочитай задачу и повтори ее.


2. Составь краткое условие (чертеж, таблица).


3. Поиск решения веди путем анализа или синтеза

Анализ:

- Мне надо узнать…

- для этого надо знать… и…

- мне известно…

- не известно…, нахожу так…

Синтез:

- зная… я могу узнать…

- зная… я могу узнать…

- А зная…, я могу ответить на?


4. Запиши решение задачи по выбору:

A) действия с пояснением.

Б) выражения.

B) уравнение.

5. Сделай.

6. Запиши ответ.


Как подготовить пересказ


1. Прочитай текст.

2. 0тветь на вопросы.

3. Выясни смысл новых (непонятных) слов. Не забудь их употребить в пересказе.

4. Раздели текст на части, озаглавь их.

5. Выдели главное в первой части (составь план текста)

6. Перескажи 1-ую часть.

7. Тоже сделай с другими частями

Памятка

Как выучить стихотворение наизусть


Дорогой друг! Никогда не принимайся за изучения стихотворения наизусть, предварительно не прочитав его и полностью не усвоив его смысл. 

дважды выразительно, не торопясь, стараясь уловить ритм и темп, прочитай стихотворение вслух;

во время чтения старайся вникать в смысл – его осознание значительно поможет в дальнейшем изучении;

выстраивай цепочку ассоциаций, мысленно «рисуя» то, что описывается в стихотворении;

если у тебя хорошо развита зрительная память, отличным подспорьем станет переписывание стихотворения на лист бумаги – при этом надиктовывай сам себе текст вслух, задействуя таким образом сразу два вида памяти;

если ты хорошо воспринимаешь информацию на слух – запиши на диктофон свое выразительное чтение стихотворения (как вариант – найди и скачай стих в аудиоформате в Интернете) и несколько раз прослушай его;

уясни смысл незнакомых тебе слов с помощью словаря.

Не думай, что мы зря теряем время, выполняя эти действия – на самом деле, во время них ты уже начал учить стихотворение наизусть и запомнил его значительную часть.

Чем ответственней ты отнесешься к первому этапу (который многие предпочитают игнорировать, сразу приступая к зачастую бессмысленной зубрежке), тем проще будет легко выучить стих в дальнейшем.

А теперь приступаем к окончательному заучиванию стиха:

если ты переписал стих на бумагу – учи его именно с этого листа, а не с книги: написанное твоей рукой усвоится лучше;

прочитай первую строку стихотворения и повтори ее вслух, оторвав взгляд от листа;

далее строй цепочку: читай сначала 1-ю и 2-ю строку и повторяй их вслух, затем 1-ю, 2-ю и 3-ю и, наконец, все четыре строки строфы (если она состоит именно из 4-х строк – наиболее распространенная, но не единственно возможная структура);

выучив наизусть первую строфу стиха, приступай к аналогичному изучению следующей строфы;

изучив вторую строфу, повтори вслух первые две строфы; изучив третью – повтори все три и т.д.;

продолжай изучать по такой схеме все стихотворение, обязательно делая 10-минутные перерывы между изучением 2-3 строф;

перед самым сном прочитай стих и повтори его вслух целиком – с утра он должен крепко сидеть в твоей голове.


Памятка для работы над ошибками

по русскому языку для учащихся 1-4 классов

1. Словарное слово

Запиши правильно словарное слово. Поставь ударение. Подбери 2-3 однокоренных слова

2. Гласные после шипящих. Сочетания

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Запиши слово правильно. Подчеркни гласную. Подбери 2-3 слова на это правило.

3. Перенос слова.

Запиши правильно слово. Раздели его для переноса и раздели его на слоги.

4. Пропуск букв.

Замена букв.

Запиши слово правильно. Подбери и запиши 2-3 однокоренных слова.

5. Имена собственные.

Запиши правильно имя собственное. Придумай предложение с именем собственным. Запиши это предложение.

6. Правописание безударных гласных.

Правописание парных согласных.

Непроизносимая согласная.

Запиши правильно слово. Подбери проверочное слово. Придумай группу родственных слов и запиши их в тетрадь.

7. Ь – разделительный

Ъ – разделительный

Ь после шипящих

Запиши слово правильно. Подбери 2-3 слова на это правило.

8. Удвоенные согласные.

Запиши слово правильно. Подчеркни в нем удвоенную согласную. Вспомни и запиши 2-3 слова с удвоенной согласной.

9. Окончание существительных.

Запиши слово правильно. Определи склонение и падеж. Запиши свой пример на это правило.

10. Окончание прилагательных.

Запиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Определи падеж существительного. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род и падеж прилагательного.

11. Окончание глаголов.

Запиши глагол правильно. Поставь его в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед суффиксом –ть. Определи спряжение и гласную, которую надо писать в окончании глаголов. Запиши свой пример на это правило.

12. НЕ с глаголом.

Запиши правильно слово. Составь с ним предложение.

13. Знаки препинания в предложении.

Запиши все предложение правильно.



Фонетический разбор слова.

Выполнить фонетический разбор – значить определить, из каких звуков состоит слово. Для того чтобы поучиться фонетическому разбору, нужно произносить слова вслух, внимательно слушая себя и не удивляться, что транскрипция иногда сильно отличается от привычного вида слова.

Например, произнесите слово всё. Слушайте себя. Из слова всё получилось [фс'о].


План фонетического разбора.

1. Запишите слово

2. Покажите место ударения.

3. Раздели слово на слоги

4. Запишите транскрипцию слова.

5. Дайте характеристику звуков:

гласный – ударный или безударный

согласный – парный или непарный, звонкий или глухой, твердый или мягкий

6. Определи количество букв и звуков.


Образец фонетического разбора.

огонь – 2 слога, о-гонь

о - [а] – гл., безуд.

г - [г] – согл.,парн., зв., тв.

о - [о] – гл., уд.

н - [н'] – согл., непар., зв., мяг.

ь - [-]

5 б, 4 зв.


Запомните!

Звуки [Й'], [Ч'], [щ'] – всегда мягкие

Звуки [Ж], [Ш], [Ц] – всегда твердые

Звуки [Й'], [Л], [Л'], [М], [М'], [Н], [Н'], [Р], [Р'] – всегда звонкие

Звуки [Х], [Х'], [Ц], [Ч'], [Щ'] – всегда глухие.


Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб [гр'ип], сказка [скаска]

2. Глухие согласные перед звонкими согласными озвончаются: сбить [зб'ит'].

3. Мягкость согласных обозначается буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я.

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [Д], [л], [т] не произносятся: солнце [сонцэ],


Памятка как решить уравнение

Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Х+4=12 или 4+х=12

Х=12-4 х=12-4

Х=8 х=8____

8+4=12 4+8=12

12=12 12=12


Как найти неизвестное уменьшаемое?

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Х-7=3

Х=3+7

Х=10

10-7=3

3=3


Как найти неизвестное вычитаемое?

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

8-х =5

х=8-5

х=3

8-3=5

5=5


Как найти неизвестный множитель?

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

х·3=6 4·х=8

х=6:3 х=8:4

х=2 х=2

2·3=6 4·2=8

6=6 8=8


Как найти неизвестное делимое?

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

х:5=3

х=3·5

х=15

15:5=3

3=3


Как найти неизвестный делитель?

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. 6:х=2

х =6:2

х=3

6:3=2

2=2


Геометрический материал.

Что такое квадрат?

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.


Что такое прямоугольник?

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны.


Что такое треугольник?

Треугольник – многоугольник, у которого три угла и три стороны.


Что такое четырёхугольник?

Четырёхугольник – геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.


Что такое периметр?

Периметр( Ρ) – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.


Что такое площадь?

Площадь(S) – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры

(прямоугольника, квадрата и т.д)


Как найти периметр квадрата?

У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ□ разделить на 4.

a□ = Ρ□ : 4


Как найти периметр прямоугольника?

Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить все 4 стороны прямоугольника

Или

сложить длину и ширину прямоугольника и умножить на 2.

Ρ=a+b+a+b

или

Ρ=(a+b)·2


Как найти периметр треугольника?

Чтобы найти периметр треугольника, нужно сложить все 3 стороны.


Как найти сторону квадрата, если известен периметр?

У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.

a=Ρ:4


Как найти сторону прямоугольника, если известен периметр и другая сторона?

Чтобы найти сторону прямоугольника, нужно

Ρ разделить на 2 и вычесть другую сторону.

a=Ρ:2 – b

b=Ρ:2 – a

В каких единицах измеряется периметр?

Периметр измеряется в мм, см, дм, метрах.


Как найти площадь квадрата?

Площадь квадрата равна произведению двух его сторон.

S□ = a · a


Как найти площадь прямоугольника?

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину прямоугольника умножить на его ширину.

S = a · b


Как найти сторону прямоугольника, если известна площадь и другая его сторона?

Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону.

a=S : b

b= S : a


В каких единицах измеряется площадь?

Площадь измеряется в квадратных единицах: мм², см², дм², м².


Назвать единицы длины.

Единицы длины - мм, см, дм, м, км.


Рассказать таблицу мер длины.

1см = 10мм

1дм = 10см

1дм = 100мм

1м = 10 дм

1м = 100 см

1км = 1000м


Сколько квадратных сантиметров

в 1квадратном метре?

1м² = 10 000см²


Сколько квадратных дециметров

в 1 квадратном метре?

1м² = 100дм²

Рассказать таблицу мер площади.

1м² = 100дм² = 10 000см²

1дм² = 100см² = 10 000мм²

1см² = 100мм²


Масса.


Назвать единицы массы.

Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах, тоннах.


Рассказать таблицу мер массы.

1кг = 1000г

1ц = 100кг

1т = 10ц

1т = 1000кг



Время.

Назвать единицы измерения времени.

Время измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками.


Рассказать таблицу мер времени.

1мин = 60сек.

1час = 60мин

1час = 3600сек.

1сут. = 24часа

1год = 12мес. = 365сут. или 366сут.

1век = 100лет


Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.


Как найти скорость?

Чтобы найти скорость ( v ), надо расстояние ( S ) разделить на время ( t ), затраченное в пути.

v = S : t


Как найти время?

Чтобы найти время ( t ), надо расстояние ( S ) разделить на скорость ( v ).

t = S : v


Как найти расстояние?

Чтобы найти расстояние ( S ), нужно скорость ( v ) умножить на время ( t ).

S = v · t


Взаимосвязь цены, количества, стоимости.


Что такое цена?

Цена – стоимость одного предмета, единицы товара.


Как найти стоимость?

Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.

Ст = Ц · К


Как найти цену?

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.

Ц = Ст : К


Как найти количество?

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.

К = Ст : Ц















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.