Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства, тема Великой Отечественной войны в нетрадиционной технике - коллаж

2
2
Материал опубликован 18 November 2023

Левенец Елена Владимировна

Преподаватель МБУДО

«ДХШ им. Н.В. Овечкина»

Ростовская область, г. Новошахтинск





Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства, тема Великой Отечественной войны в нетрадиционной технике – коллаж (опыт работы с детьми на занятиях в детской художественной школе).





Аннотация: Проблема нравственно – патриотического воспитания детей одна из самых актуальных на сегодняшний день. В дополнительном образовании, воспитание - значимая часть образовательного процесса, в котором могут использоваться различные инструменты и методы. Всё дальше уходит от нас героическая дата 9 мая 1945 года, опросы учащихся, по выявлению знаний о Великой Отечественной войне показал, что у детей очень скудные представления о событиях тех лет. В программе изобразительного искусства предусмотрены творческие задания по воспитанию патриотизма, развитию общечеловеческих ценностей. Темы творческих заданий «… о доблести, о подвигах, о славе…» всегда вызывают интерес у подрастающего поколения. Художественные образы формируются в процессе наблюдения, изучения художественных произведений военных лет. Основа художественного образа – зрительное восприятие, чем больше у детей знаний и представлений о Великой Отечественной войне, тем выразительнее будут детские произведения. Искусство обладает большой силой эмоционального воздействия, поэтому в процессе занятий целесообразно использовать не только репродукции выдающихся художников, иллюстрации, но и музыкальные произведения: Г. Свиридова «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки», М. Блантера «Катюша», «Священная война» сл. Лебедева – Кумача», «День Победы» Д. Тухманова. Огромному спектру выразительных средств, различных видов изобразительного искусства, подвластно отражение любой темы, включая сложную тему Великой отечественной войны. В статье представлен опыт работы с учащимися 3 класса (возраст 8 -10 лет) детской художественной школы, программа предпрофессионального развития. В качестве примера, композиция «Веточка Победы», с использованием различных фактурных материалов, в технике коллаж.





Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, изобразительное искусство художественная школа, коллаж, символы Победы, Великая Отечественная война.





Коллаж, вид изобразительной деятельности, это техника, необходимая для развития у ребенка креативного мышления, неожиданных визуальных и смысловых ассоциаций. Особенность коллажа в том, что рельефная поверхность представляет более разнообразную информацию, чем гладкая. Изготовление композиции требует большего разнообразия действий, чем рисование. Принципы изучения техники коллаж такие же, как и в рисовании: от простого к сложному, принцип наглядности, принцип эстетики, принцип индивидуализации, связь обучения с жизнью. Воспитание и обучение учащихся в системе дополнительного образования включает не только практические занятия по рисованию, но и беседы, экскурсии, посещение музеев, участие в выставках. Перед изготовлением коллажных композиций «Веточка Победы» проводились лекции – уроки (предмет Беседы об искусстве), по изучению художественных произведений на военную тему, чтобы полноценно учащиеся воспринимали сущность иллюстраций и репродукций произведений гениальных художников. Учащиеся учатся чувствовать, думать, изучая художественные произведения военных лет, плакаты военных лет, открытки, иллюстрации с изображением родов войск, памятники воинам, обелиски, обращают внимание на художественный образ, композицию, цветовое решение, работает основной принцип изобразительного искусства « от жизни через искусство к жизни». Выполнением коллажей, практической частью, учащиеся занимались на уроке (предмет Прикладное творчество). Коллаж, нетрадиционная техника – это развитие воображения, творчества, проявление самостоятельности, инициативы, выражение индивидуальности. Применяя и комбинируя, различные способы изображения в одной композиции, учащийся учится думать самостоятельно, решать какой элемент выбрать, чтобы тот или иной образ получился выразительным, воспринимаемым. Предела совершенствованию в изобразительной деятельности нет. Коллаж, это импровизация, мы видим соединение на первый взгляд несовместимых элементов, стилей, подходов. Сочетание несочетаемого, для получения эффектного образа. Навыки и умения дают возможность детям в удовлетворении потребностей в созидании, реализации потребности творить. Тема для создания коллажа может быть разной. Учащемуся даётся задание подобрать цветную бумагу, журнальные вырезки, кусочки кружев с цветочным орнаментом, для оформления в целостную композицию. С элементами разрешается делать всё, менять форму, цветовые отношения для получения композиции. В данном задании, работа индивидуальная, каждый делает свой коллаж на заданную тему. Пример, коллажной композиции «Веточка Победы», для хорошо владеющих ножницами, умеющих работать с различными фактурными материалами, клеем ПВА, картоном. Перед выполнением учащиеся получают от преподавателя, материалы – образцы, последовательности выполнения коллажа. Вырезание отдельных элементов, перемещение их, на заранее выбранном фоне из картона (формат А3). Учащиеся учатся рассуждать и искать лучшее положение элементов для заданной темы композиции. Выполненные композиции на тему «Веточка Победы», разнообразны, показывают величие праздника Победы. Аппликационный коллаж, с элементами рисования, очень подходит для учащихся 8 – 9 лет, делая такие композиции дети передают настроение праздника, всё это стимулирует познавательную деятельность. Данную тему можно рассматривать, проделывать с детьми, в различных вариантах, с более старшими по возрасту. Учащиеся учатся равновесию композиции, умению не перегружать работу. Композиция, составленная детьми младшего школьного возраста, пусть лучше будет чуть недосказанной элементами, чем перегружена. Коллаж «Веточка Победы», подходит как вариант подарочной открытки (формат А5). Огромную роль играют символы Великой Отечественной Войны, ранее изученные учащимися: Знамя Победы, Орден Отечественной войны, Вечный огонь и могила Неизвестного солдата, георгиевские ленты, лавровая веточка, цветы – гвоздики, тюльпаны, веточка цветущей яблони, треугольные солдатские письма. В детских работах, всегда получаются необыкновенные результаты, светлые, легкие, со смыслом. Главное в коллаже возможность выразить учащемуся – автору, свои мысли, идеи, заданной темы. Понимая величие праздника, учащиеся с особым трепетом, аккуратно, вырезают, наклеивают элементы, рисуют символы. Коллаж помогает избавиться от скованности, боязни младших учащихся сделать что – то не так, если даже элемент будет смещен в какую – либо сторону, это не повлияет на итоговый превосходный результат работы. Занимаясь коллажной техникой регулярно, учащийся мысленно может представлять, какое изображение будет лучше и какие изменения следует провести для желаемого результата. В статье представлены коллажи учащихся, которые участвовали в акции « РИСУЕМ ПОБЕДУ ». Это не просто детский взгляд на праздник, это стремление узнать, понять, почувствовать героизм победных дней. На основе коллажных композиций изготовлены подарочные открытки для ветеранов и участников городских мероприятий, родных и близких людей. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства это реальный подход к формирующейся личности, основывается на понимании и осмыслении нравственных ценностей: свободы, достоинства, чести, ответственности, совести, верности, храбрости, героизма. Важное в формировании этих качеств - интерес к историческому прошлому своего народа, города, страны, традициям великой Родины.

t1700309794aa.jpg

Щавлинская Анастасия, 9 лет, коллаж «Ура, Победа!»

t1700309794ab.jpg

Овчинникова Ангелина, 8 лет, коллаж «Праздник Победы»

Литература:

Аршинова А.И., Головачев В.С. Всероссийская акция «Рисуем Победу»: методические рекомендации. – Чебоксары: Плакат, 2019. -60с

Волочкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы // Монография. – М.: Издательство МГПУ; Самара: Издательство «НТЦ». 2003. – 2003. – с. 57 -60

Головачев В.С. Нравственно -патриотическое воспитание детей младшего возраста в условиях межведомственного взаимодействия ( из опыта проведения Всероссийской акции « Рисуем Победу») // Сборник трудов участников Всеросссийской научно – практической конференции «Рисуем Победу -2019». -2019. -с 26-32

Кулькин Е. С. Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60 -70 годов. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение». // Журнал «Социально - гуманитарные знания», 2013.

Маханева М.Д. Нравственно -патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2014. -с. 250 -259

Сайт Всероссийского конкурса «Рисуем Победу» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // risuempobedu. ru / (дата обращения 27.04.2022)

Яковлева Е.В. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников / Е.В. Яковлева // Педагогическое мастерство: материалы VI Международной научной конференции ( г. Москва, июнь 2015г). – М.: БукиВеди, 2015. -с.84 -87.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

19 November 2023

Благодарю Вас, Ирина Гаврииловна, удачи во всех начинаниях...

22 November 2023

Похожие публикации