Статья на тему «Патриотическое воспитание в кадетском классе» (3–4 классы)

3
0
Материал опубликован 18 March

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриотическое воспитание

в кадетском классе

 

 

 

 

Автор:

Юращук Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОСОШ №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.

«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека.»

                                                                                   К.Д. Ушинский.

Патриотическое воспитание – это фундамент формирования будущего гражданина своей страны. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат целенаправленной, повседневной воспитательной работы семьи, школы, всего общества.

На протяжении многих веков наши предки по крупицам собирали и свято берегли, передавая из поколения в поколение, чувство любви к своей земле, уважения и почитания старших, семейные традиции – ценности, которые по-настоящему значимы как в прошлом, так в настоящем и будущем.

В современном обществе воспитание будущего патриота, гражданина становится актуальным, но трудным, так как в молодых семьях воспитание духовно-нравственных ценностей, включающих патриотическое воспитание, не считается важным и вызывает недоумение.

«Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное… Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества», - считал детский писатель и педагог Сухомлинский Василий Александрович. 

Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Кадетское образование и воспитание сегодня – это возрождение духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны.

В данной статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию в кадетском классе (1 – 4) общеобразовательного учреждения.

По запросу родителей будущих первоклассников, был организован кадетский класс, целью которого стало создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития личности обучающихся (кадет), воспитанных граждан России, патриотов своей страны, знающих историю родного края через сотрудничество с МЧС России по Архангельской области в Устьянском районе.

Для осуществления цели поставили задачи:

подготовить младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом, уважающим заповеди кадетского братства;

формировать личность кадета через усвоение этических и нравственных норм;

познакомить обучающихся (кадет) с историей родного края, активизировать интерес к истории Отечества;

способствовать формированию патриотических чувств, уважения к своей стране и воспитанию гражданской ответственности;

способствовать развитию физических качеств кадетов, сохраняя и укрепляя их здоровье.

Работа с классом строится на принципах доверия и самостоятельности с использованием современных образовательных и воспитательных технологий:

технология личностно-ориентированного обучения;

педагогика сотрудничества;

КТД (коллективное творческое дело);

технология проектно-исследовательской деятельности;

здоровьесберегающие технологии;

технология тьюторского сопровождения.

На подготовительном этапе провели родительское собрание с родителями будущего первого кадетского класса, в котором будут обучаться дети 7-8 лет, заключили договор, оформили проект заказа формы для кадет, обсудили план работы, выбрали инициативную группу родителей, создали группу в социальных сетях. Педагоги, работающие в кадетском классе, прошли курсы повышения квалификации по теме «Кадетское образование» в АО ИОО, изучили документы, опыт работы кадетских корпусов и классов области. С приходом детей в школу, изучили их интересы.

Выбрали ресурсы для укрепления и расширения с ними связей и отношений: школа, краеведческий музей, детские библиотеки, пожарно-спасательная часть, спортивный комплекс, центр развития детского творчества, туристско-информационный центр, совет ветеранов, управление культуры, спорта, туризма и молодежи, учреждение культуры «Районный культурный центр».

На этапе внедрения выстроили работу, согласно плану и рабочим программам.

Патриотическое воспитание и обучение в кадетском классе неразрывно и осуществляется в урочной и внеурочной деятельности по направлениям:

Историко – краеведческое.

Духовно - нравственное. 

Гражданско – правовое.

Социально – патриотическое. 

Военно – патриотическое.

Спортивно-патриотическое. 

Культурно-патриотическое.

Реализуются направления через модули:

«Мы – граждане России»

«Мы – кадеты»

«Мы спасатели»

Отчет о проведенных мероприятиях по патриотическому воспитанию транслируется на сайте школы во вкладке «Кадетское образование и воспитание».

Историко – краеведческое направление представляет систему мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном поселке, районе, области.

Совместно с Устьянским краеведческим музеем Архангельской области разработали культурно-образовательную программу «Родной край». Программа рассчитана на 4 года, по 10 часов в год в предмете окружающий мир. Занятия проходят в урочное время по следующим направлениям:

Культурно-образовательная деятельность музея

Музейные фонды и работа с ними

Экспозиционно-выставочная работа

Исследовательская работа в музее

Творческая работа

Благодаря совместной работе с музеем, кадеты получают опыт исследовательской деятельности, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия края.

Обучение осуществляется в форме сюжетных игр, музейных уроков, мастер-классов, экскурсий, викторин, презентаций, бесед, практической работы с фондами музея и архива, участие в совместных проектах.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, кадеты приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Культурно-образовательная программа «Родной край» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев северного народа древнего периода до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а также самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Кадеты продолжают работу по краеведению в классе, используя тетради «По страницам Устьянской истории», подаренные музеем. Разгадывают кроссворды, выполняют задания, беседуют, рассуждают, обобщают изученное и все полученные знания воплощают в проектах и исследовательских работах. Так, изучая животный мир, узнали о птицах родного края и оформили книжку - раскладушку «Животный мир Устьянского района».

Интересно и познавательно проходит День краеведческих знаний в форме квест-игры «Мой Устьянский край». Ребята показывают свои знания о родном крае и узнают много нового об истории и географии Устьянского района, знакомятся с предметами крестьянского быта устьяков, с диалектом, изучая материал, подготовленный сотрудниками музея в рамках проекта «Побаем по-устьянски», реализуемого при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Сотрудничество с Устьянским краеведческим музеем продолжается и во внеурочной деятельности и помогает реализовать духовно – нравственное направление, основанное на семейных ценностях (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).

Сотрудники музея помогают кадетам в поиске информации для написания исследовательской работы о семье, родословной, о жизни знаменитых людей родного поселка. Одна из исследовательских работ «История моей семьи» была представлена на региональном этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева и в городе Москве.

Являясь частыми гостями музея и получив звание «Самые активные посетители музея», кадеты изготавливают на мастер-классах подарки для своих близких к семейным праздникам.

Гражданско – правовое направление отражает воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

На классных часах кадеты знакомятся с государственными символами России, области, района. В взводе сформировано и подготовлено несколько знаменных групп, которые выносят флаг на линейке. Во время поднятия Государственного флага Российской Федерации кадеты исполняют гимн.

Посетив районную детскую библиотеку, узнали о правах и обязанностях детей. Игровая программа «Час права» помогла ребятам изучить и понять законы по защите прав детей, а интерактивные задания направляли находить верные ответы на предложенные жизненные ситуации.

В преддверии Дня солидарности в борьбе с терроризмом в рамках акции «Эхо Бесланской печали» участвовали в мастер-классе «Белый голубь - символ мира!»

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Кадеты тесно сотрудничают с Советом ветеранов, участвуя в различных мероприятиях: Уроках памяти, митинге в День памяти и скорби 22 июня, в реализации проектов «Сохраним традиции для будущих поколений» и «Совет ветеранов – юбилею района». На занятиях вместе с ветеранами изучают особенности устьянского говора, традиции устьяков, смотрят и обсуждают фильмы о Великой Отечественной войне, о жизни детей в блокадном Ленинграда.

Для кадетского класса составлена программа взаимодействия с пожарной частью: экскурсии, тематические походы, интерактивные занятия, беседы, акции.

Военно – патриотическое направление ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.

С первого класса для кадет проводится учебный курс «Строевая подготовка», с третьего класса «Огневая подготовка». Такие занятия вырабатывают у кадет строевую выправку, молодцеватость, подтянутость и образцовый внешний вид, умение правильно и четко выполнять строевые приемы в пешем строю, вне строя. Воспитывают у кадет уважение к строю, кадетской форме одежды, выполнению требований строевого устава. Свои умения кадеты демонстрируют на фестивале кадетских классов «Будущие защитники Отечества» и строевом смотре между отделениями взвода. Мероприятия проводятся совместно с сотрудниками МЧС.

Кадеты знакомятся с профессиями на встречах с выпускниками кадетских корпусов и военными.

Ежегодно принимают участие в районных мероприятиях, посвященных памяти И. С. Кокорина, подполковника ФСБ России, устьяка, учителя школы, в которой обучается кадетский класс, погибшего на боевом посту во время командировки в Чеченскую республику. Традиционными стали встречи с воинами-интернационалистами.

Посетили выставку «Оружие Победы». Экскурсовод рассказал об истории создания и назначении отечественного оружия. Экспонаты, представленные на выставке, ребята смогли не только увидеть, но и взять в руки, а также запечатлеть на фото и видеосъемку.

Кадеты участвуют в акциях: «Письмо на фронт», «Письмо солдату».

Спортивно-патриотическое направление раскрывает у кадет развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Кадеты занимаются в кружке «Настольный теннис». Благодаря победе в областном конкурсе проектов в сфере патриотического воспитания и распределения грантов при поддержке ГАУ Архангельской области «Патриот» приобрели инвентарь для игры в настольный теннис и провели районные и школьные турниры по настольному теннису в честь государственных праздников России с представителями МЧС. Кадеты неоднократно становились победителями и призерами районных и областных соревнований по настольному теннису. Приобретение счетчиков и судейских столов позволило облегчить проведение соревнований, так как кадеты не только играют, но и судят игры.

Преодоление полосы препятствий способствует развитию жизненно необходимых двигательных навыков кадет, так как этот вид состязаний относится к наиболее эффективным прикладным навыкам физической подготовки. Кадеты присутствуют на областных соревнованиях пожарно-спасательной службы и сами преодолевают полосу препятствий.

В рамках празднования Дня зимних видов спорта 2024 сотрудники музея провели интерактивную игру об истории возникновения лыжного спорта на Устье, о знаменитых устьянских тренерах. Дети поучаствовали в викторине про зимние виды спорта и получили памятные дипломы.

Ежегодно кадеты являются болельщиками Всероссийских лыжных соревнований в Малиновке «Олимпийские высоты».

Все мероприятия стимулируют кадет на выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Культурно-патриотическое направление способствует развитию творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Традицией школы стало проведение праздника «Зимние забавы». А продолжается народный праздник «Масленица» в краеведческом музее. Кадеты знакомятся с народными играми, обычаем праздника, катаются на санках и ватрушках, едят блины, пьют чай, поют народные песни. Сопровождают ребят скоморохи, рассказывая о забавах и развлечениях наших предков.

В первом классе на уроках обучения грамоте, изучая буквы, осуществили проект «Азбука кадета». Активное участие принимали родители: вместе с детьми искали слова на буквы алфавита, связанные с формой кадет, символами государства, званиями, военной атрибутикой. Оформляя каждую страницу, работали над написанием и значением слов. Азбука нашла себе достойное место в классном уголке. Результатом работы стала победа в районном конкурсе проектов.

Краеведческий музей организует малые Романовские чтения, где кадеты выступают с исследовательскими работами об обычаях и традициях жизни устьяков.

Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в школьном возрасте в связи с тем, что детьми легко усваивается опыт, формы поведения старших поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, к улице, школе, родному поселку, природе.

На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которые станут фундаментом становления личности.

Очень важно владеть едиными требованиями, проявлять серьёзную заинтересованность в результате, проявлять доброе отношение к детям, показывать личный пример и пример командира детского коллектива, что приводит к прочной основе, на которой строится вся система воспитания в кадетском классе.

Ожидаемые результаты.

Произойдет укрепление и повышение эффективности взаимодействия и партнерства с организациями района в решении задач патриотического воспитания.

Предусматривается повышение уровня патриотического воспитания кадет, включая:

- сознательность стремления ребят стать настоящим кадетом, изучившим и уважающим заповеди кадетского братства;

- активизацию интереса кадет к истории Отечества, к истории родного края через исследовательские и проектные работы и совместную деятельность с краеведческим музеем;

-наметятся предпосылки формирования личности кадет через усвоение этических и нравственных норм;

- кадеты смогут показать свои знания по истории родного края, истории Отечества на фестивале кадетских классов «Будущие защитники Отечества»;

- вовлеченность кадет в организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию с целью формирования патриотических чувств, уважения к своей стране и воспитанию гражданской ответственности;

-заинтересованность кадет в развитии своих физических качеств, сохранении и укреплении своего здоровья;

- увеличится численность кадет, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
 

Список использованной литературы

1.Андрюшин И.В. Становление и развитие воспитательной работы в кадетских классах. Кострома, 2001, с. 14

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление правительства РФ № 1493от 30.12.2015г.

3.Ермак М.А. Особенности образовательного процесса в кадетских классах общеобразовательной школы. Сб. науч. статей VI всероссийской научной конференции 12-13 декабря "Специфика педагогического образования в регионах России", №1 (6) - Тюмень - Спб: ТОГИРРО, 2013. - 144 с. (С. 112-114)

4. Федеральный Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

5.http://festival.1september.ru/articles/575093/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации