Статья «Патриотическое воспитание в современной школе»
Патриотическое воспитание в современной школе: актуальность, цели, задачи и практика
Патриотическое воспитание в начальных классах играет важную роль в формировании гражданской идентичности и патриотизма среди детей. В наше время, когда информационные потоки оказывают воздействие на восприятие мира детьми, обязанностью школы становится содействие развитию чувства любви и ответственности к родной стране. Современное общество сталкивается с глобальными вызовами, такими как изменения климата, пандемия и социальные кризисы. В нашей стране вопросы патриотизма неразрывно связаны с Великой Отечественной Войной, а в настоящее время – с проведением специальной военной операции.
В момент, когда наши герои стоят на передовой, каждый из нас, независимо от возраста, обязан не только выражать поддержку, но и воспитывать патриотизм у маленьких граждан. Патриотическое воспитание способствует укреплению единства нации, формированию активной гражданской позиции и развитию чувства ответственности за будущее. Важно помнить, что патриотизм – это не только признание подвигов прошлого, но и активное участие в событиях настоящего.
Таким образом, задача общества и школы состоит не только в передаче знаний о истории, но и в воспитании граждан, готовых активно участвовать в формировании благоприятного будущего страны. Рассказывая детям о ценности любви к родине, мы строим основу для устойчивого и процветающего общества, способного противостоять вызовам современности.
В соответствии с трактовкой С.И. Ожегова, "патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу" [1, с. 56]. Такое толкование подчеркивает важность силы и единства внутри общества, поскольку патриотизм, по определению автора, несет в себе идею служения общему благу и защиты интересов своей страны. Таким образом, предполагается не только индивидуальную привязанность, но и активное участие в формировании и укреплении благополучия общества.
Несколько ученых, включая Ю. К. Бабанского, Х.Й. Лийметса, А. В. Мудрика, выделяют в своих исследованиях тесную связь между процессом воспитания и формированием патриотизма.
Готовность к защите Отечества рассматривается как ключевой элемент патриотического воспитания, привносящий чувство ответственности перед своей страной. Это включает в себя не только военную защиту, но и гражданскую активность, участие в общественной жизни и заботу о благосостоянии общества [2, с. 89].
Согласно взгляду выдающегося педагога Г. Песталоцци, патриотическое воспитание не только способствует формированию добродетельного характера, но и развивает сочувственное отношение к людям. Он подчеркивает, что важным аспектом этого процесса является развитие чувства долга и ответственности. Г. Песталоцци подчёркивает, что начинать этот важный аспект воспитания следует с самого раннего детства [3, с. 63].
В условиях современных вызовов перед образовательным и социальным пространством встаёт актуальная задача дальнейшего развития системы патриотического воспитания. Эта неотложная потребность затрагивает как образовательные учреждения, так и государственные структуры, призванные адаптировать данную систему к современным реалиям.
Цели патриотического воспитания могут различаться в зависимости от конкретного контекста, страны, культуры. Однако существует несколько общих направлений, которые ученые и педагоги обычно выделяют в контексте патриотического воспитания. Вот некоторые из них:
Формирование гражданской идентичности: Патриотическое воспитание направлено на развитие чувства принадлежности к определенной нации, культуре и истории.
Сохранение и продвижение культурного наследия: Патриотическое воспитание ставит своей целью сохранение и передачу культурного наследия, что включает в себя знание и уважение истории, традиций, языка, искусства и других аспектов культуры страны.
Развитие гражданских ценностей: Патриотическое воспитание способствует развитию гражданских ценностей, таких как уважение к правам и свободам, справедливости, толерантности и солидарности, которые считаются основополагающими для стабильного и развитого общества.
Поддержка национальной безопасности: Воспитание патриотизма может также направляться на формирование готовности граждан к защите своей страны и участию в национальной безопасности.
Формирование гражданской ответственности: Патриотическое воспитание ставит целью формирование гражданской ответственности перед обществом, что включает в себя активное участие в гражданской жизни, голосование, соблюдение законов и уважение правил социума.
Поддержка социальной интеграции: Воспитание патриотизма также может помогать в формировании единства в обществе, способствуя социальной интеграции и снижению конфликтов на основе национальных, этнических или культурных различий.
В процессе патриотического воспитания в начальных классах выявляются и решаются задачи, адаптированные к возрастным особенностям детей.
Важным аспектом является использование подходов, стимулирующих эмоциональное восприятие учебного материала. Например, через интересные рассказы, игры и визуальные материалы, дети могут лучше освоить и усвоить ценности патриотизма. Важно также подчеркнуть исторические и культурные аспекты, привлекая внимание к национальному наследию.
Другой задачей является формирование чувства гордости за свою страну и её достижения. Это может быть достигнуто через изучение истории, культуры, и символов страны, что важно в формировании национальной самоидентификации у детей.
Также, патриотическое воспитание в начальных классах направлено на развитие элементарных навыков гражданской ответственности, подчеркивая важность уважения к окружающим и участия в общественных делах на уровне, доступном детям.
Такие индивидуально-ориентированные и интерактивные методы позволяют эффективнее интегрировать патриотические ценности в образовательный процесс, учитывая особенности восприятия и внутреннего мира детей начальных классов.
В рамках патриотического воспитания в школе города Миньяра были проведены уроки для учеников младших классов. Мероприятия были организованы с участием выпускников школы, которые являются участниками специальной военной операции.
Защитники, обладая ценным опытом и знаниями, рассказали учащимся о значимости службы в стране, дисциплине, ответственности и патриотизме. Поделились своими личными переживаниями и подчеркнули важность защиты родной земли.
В ходе уроков ребята имели возможность слушать и задавать вопросы. Выпускники проводили мини-тренировки, объясняли основы военной дисциплины, а также делились аспектами своей повседневной жизни во время службы.
Многие дети были впечатлены отвагой и преданностью своих старших друзей. Ученики также приготовили рисунки и письма для героев, выражая свою благодарность за их службу.
Такие мероприятия играют важную роль в формировании гражданской позиции у младшего поколения, в развитии патриотического чувства и уважения к защитникам Родины. Они также способствуют поддержке военнослужащих, позволяя им почувствовать, что их служба ценится и понимается в обществе.
Проведение патриотических уроков в Филиале школы № 4 города Миньяра стало неотъемлемой частью образовательного процесса, обогащая учебный план и внося особый импульс в воспитание молодого поколения. Мероприятия организуются раз в месяц с участием выпускников, участвовавших в специальной военной операции.
Результаты проведенных уроков патриотизма в школе являются убедительным свидетельством успешности данной методики в формировании глубокого чувства гражданской принадлежности и патриотизма у учащихся. Следует выделить несколько ключевых аспектов:
Мощный стимул для формирования принадлежности к стране: Регулярные уроки патриотизма, проводимые раз в месяц, оказывают сильное воздействие на формирование у детей глубокого чувства принадлежности к своей стране. Встречи с героями спецоперации не только вдохновляют, но и помогают увидеть службу на благо Родины как неотъемлемую часть национальной истории.
Уважение к военнослужащим: Уроки направлены на разъяснение трудностей и ответственности службы, что формирует у детей уважение к военнослужащим.
Расширение кругозора и личностный рост: Встречи с героями спецоперации предоставляют детям возможность открыть для себя новые грани понимания мира. Разнообразие рассказов и впечатлений способствует расширению кругозора, стимулирует личностный рост.
Таким образом, уроки, проводимые в школе города Миньяра, не только успешно сочетают теоретическое обучение с практическим опытом, но и создают благоприятные условия для комплексного развития личности учащихся в патриотическом направлении. Ребята, принимая участие в этих мероприятиях, становятся более осознанными и ответственными гражданами своей страны.
Список использованной литературы
1 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] /
В. Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2016. –375с.
2 Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся
молодежи в условиях регионального образования [Текст]: дис. ... д‐ра пед.
наук. – Якутск, 2016. –346 с.
3 Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях
реализации школьной реформы [Текст]: Учеб.пособие. – Ростов – на- Дону:
РГПИ, 2014. –19с.