Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Педагогическая коррекция» (3 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 52 города Тюмени
(МАОУ СОШ №52 города Тюмени)
Рассмотрено на заседании ШМО начальных классов (протокол №4 от 31.05.2023г.) ________О.И. Кадырова | Согласовано заместителем директора по УВР от 30.08.2023 _______ Хусаинова Г.Р. | Утверждено приказом директора №195 от 31.08.2023 г. ________ Манкаева А. З. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Педагогическая коррекция»
(математика)
для 3 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Ромбаева Амина Хайруловна
Тюмень 2023
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Педагогическая коррекция по математике» формируются следующие умения:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Педагогическая коррекция по математике» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Методы и средства обучения
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки»
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» идр.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов. | -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. |
Тематическое планирование
№ за | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Интеллектуальная разминка | 1 | ||
«Числовой» конструктор | 1 | https://pptcloud.ru/matematika/matematicheskaya-shkatulka-427881?ysclid=ln940sxu6i896183079 | |
Геометрия вокруг нас | 1 | ||
Волшебные переливания | 1 | ||
В царстве смекалки | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/07/urok-matematiki-v-tsarstve-smekalki | |
В царстве смекалки | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/07/urok-matematiki-v-tsarstve-smekalki | |
«Шаг в будущее» | 1 | https://shareslide.ru/matematika/prezentatsiya-po-matematike-na-temu-shag?ysclid=ln944rjwe1819533696 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | ||
«Спичечный» конструктор | 1 | ||
Числовые головоломки | 1 | ||
Интеллектуальная разминка | 1 | ||
Интеллектуальная разминка | 1 | ||
Математические фокусы | 1 | ||
Математические игры | 1 | ||
Секреты чисел | 1 | ||
Математическая копилка | 1 | https://pptcloud.ru/3klass/matematika?ysclid=ln94b7q2zg355307098 | |
Математическое путешествие | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/10/27/matematicheskoe-puteshestvie | |
Выбери маршрут | 1 | ||
Числовые головоломки | 1 | ||
В царстве смекалки | 1 | ||
В царстве смекалки | 1 | ||
Мир занимательных задач | 1 | ||
Геометрический калейдоскоп | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2022/03/24/geometricheskiy-kaleydoskop | |
Интеллектуальная разминка | 1 | ||
Разверни листок | 1 | ||
От секунды до столетия | 1 | ||
От секунды до столетия | 1 | ||
Числовые головоломки | 1 | ||
Конкурс смекалки | 1 | https://multiurok.ru/files/matiematichieskii-konkurs-smiekalka.html?ysclid=ln94k6iyo6240952499 | |
Это было в старину | 1 | ||
Математические фокусы | 1 | https://urok.1sept.ru/articles/313993?ysclid=ln94lgrv7g700957343 | |
Энциклопедия математических развлечений | 1 | https://uchitelya.com/matematika/92562-prezentaciya-zanimatelnaya-matematika-3-klass.html | |
Энциклопедия математических развлечений | 1 | ||
Математический лабиринт | 1 |
Приложение 1. Поурочное планирование к кружку «Педагогическая коррекция по математике» в 3 классе, 2023-2024 уч. год
| Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Основное содержание | Формирование функциональной грамотности | Э(Ц)ОР | Дата по плану |
Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | 07.09.23 | ||
«Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, ... , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300, 400, ... , 900. | Распознавать числа, выражения, количества и формы | https://pptcloud.ru/matematika/matematicheskaya-shkatulka-427881?ysclid=ln940sxu6i896183079 | 14.07.23 | |
Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 21.09.23 | ||
Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 28.09.23 | ||
В царстве смекалки | 1 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/07/urok-matematiki-v-tsarstve-smekalki | 05.10.23 | |
В царстве смекалки | 1 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/07/urok-matematiki-v-tsarstve-smekalki | 12.10.23 | |
«Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | https://shareslide.ru/matematika/prezentatsiya-po-matematike-na-temu-shag?ysclid=ln944rjwe1819533696 | 19.10.23 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 26.10.23 | ||
«Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 09.11.23 | ||
Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Производить простые алгебраические процедуры. | 16.11.23 | ||
Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 23.11.23 | ||
Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 30.11.23 | ||
Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, ... , 15. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 07.12.23 | ||
Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции | 14.12.23 | ||
Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 21.12.23 | ||
Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | https://pptcloud.ru/3klass/matematika?ysclid=ln94b7q2zg355307098 | 28.12.23 | |
Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 + 150= 670 | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/10/27/matematicheskoe-puteshestvie | 11.01.24 | |
Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 18.01.24 | ||
Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 25.01.24 | ||
В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 01.02.24 | ||
В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 08.02.24 | ||
Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 15.02.24 | ||
Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2022/03/24/geometricheskiy-kaleydoskop | 22.02.24 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 29.02.24 | ||
Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 07.03.24 | ||
От секунды до столетия | 1 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 14.03.24 | ||
От секунды до столетия | 1 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. | 21.03.24 | ||
Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | Распознавать числа, выражения, количества и формы | 04.04.24 | ||
Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | Распознавать числа, выражения, количества и формы | https://multiurok.ru/files/matiematichieskii-konkurs-smiekalka.html?ysclid=ln94k6iyo6240952499 | 11.04.24 | |
Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | Распознавать числа, выражения, количества и формы | 18.04.24 | ||
Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | Распознавать числа, выражения, количества и формы | https://urok.1sept.ru/articles/313993?ysclid=ln94lgrv7g700957343 | 25.04.24 | |
Энциклопедия математических развлечений | 1 | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | Распознавать числа, выражения, количества и формы | https://uchitelya.com/matematika/92562-prezentaciya-zanimatelnaya-matematika-3-klass.html | 16.05.24 | |
Энциклопедия математических развлечений | 1 | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | Распознавать числа, выражения, количества и формы | 23.05.24 | ||
Математический лабиринт | 1 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | Распознавать числа, выражения, количества и формы | 30.05.24 |