Педагогический проект на тему «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игровой деятельности»
Педагогический проект
«Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игровой деятельности»
Паспорт проекта
Название проекта |
«Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игровой деятельности»
|
Проблема |
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих проблемы в эмоционально-волевом развитии. Педагогу необходимо определить и выбрать наиболее эффективные приемы и методы, направленные на эмоционально-волевое развитие дошкольника. |
Цель |
Создание системы работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста |
Задачи |
Ознакомиться с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрать и проанализировать методическую литературу. Разработать и внедрить систему занятий, психологических игр и упражнений по развитию эмоциональной – волевой сферы детей дошкольного возраста; Создать условия, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающих их эмоционального благополучия; Создать в группе предметно-развивающую среду для развития эмоционально-волевой сферы детей; Познакомить дошкольников со своими чувствами и эмоциями, а также научить их понимать, управлять, развивать свои эмоции. Внедрить проект в образовательный процесс; Повысить компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Вовлечь родителей к активную , совместную деятельность. |
Сроки реализации |
Сентябрь 2022май 2023 |
Ресурсы проекта:
|
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (СанПиН 2.4.1. 3049-13); Устав МДОУ детского сада № 4 «Золотой ключик» |
Краткое содержание проекта |
Проект содержит в себе комплекс мероприятий педагогического воздействия на старших дошкольников с целью контроля, развития своей эмоциональной сферы. Вся работа проводится в форме игры, что является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. |
Основные этапы программы |
1 этап: подготовительный /сентябрь 2022 2 этап: основной /октябрь- апрель 2023 3 этап: обобщающий /май 2023 |
Участники проекта |
Воспитанники старшей группы «Буратино»; родители; педагоги. |
Мониторинг выполнения проекта, сроки
|
10.09.2022-12.09.2022; 24.05.2023-26.05.2023. |
Предполагаемый конечный результат |
Изучены теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрана и проанализирована методическая литература по теме. Разработана система занятий, создана картотека психологических игр и упражнений по развитию эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста; Обогащена в группе предметно-развивающая среда для развития эмоционально-волевой сферы детей; Дети познакомятся с основными эмоциями: радостью, удивление, страхом, гневом; научатся понимать свои эмоции и окружающих людей, управлять своими чувствами, эмоциями и поведением. Повысится компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, они лучше осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
|
«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» - одна из главных задач дошкольного образования после введения в силу Федерального государственного образовательного стандарта.
Не случайно задача эмоционального благополучия детей, является одной из главных задач, так как долгое время в нашей стране работа воспитателя ДОУ была направлена, прежде всего, на познавательное развития детей, развитие интеллекта. Хотя, научно доказано, что эмоционально – волевые структуры являются фундаментом причинно – следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами, как ребенок будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир зависит от того, какое эмоциональное состояние преобладает у него.
«Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми» (К. Н. Вентцель).
Я считаю, что проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна. С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих проблемы в эмоционально-волевом развитии: повышенное беспокойство, неуверенность, высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость. В ходе наблюдений за детьми в своей группе, я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, общаться без ссор и обид, ведут себя агрессивно. Из-за этого возникают конфликты внутри коллектива. Да и родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, перебороть страхи, тревожность, агрессию и т.д.
В тоже время, предметно-развивающая среда, действующая в ДОУ, в полностью не способствует улучшению психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Мне как педагогу необходимо определить и выбрать наиболее эффективные приемы и методы, направленные на эмоционально-волевое развитие дошкольника.
Наилучшим методом развития эмоционально-волевой сферы ребенка является игровая деятельность. Игра - наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой входит в окружающий мир, знакомиться с ним. Стремление выражать в игре свои впечатления и переживания - характерная своеобразность детей дошкольного возраста. У дошкольника эмоциональные переживания лучше формируются в игровой деятельности. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать отношения между сверстниками.
Гипотеза: выполнение комплекса мер педагогического воздействия в игровой форме способствует развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Цель: Создание системы работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Ознакомиться с теоретическими основами эмоционально-волевого развития личности дошкольника, отобрать и проанализировать методическую литературу.
Разработать систему занятий, психологических игр и упражнений по развитию эмоциональной – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
Создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечивающих их эмоциональное благополучие;
Создать в группе предметно-развивающую среду для развития эмоционально-волевой сферы детей;
Познакомить дошкольников со своими чувствами и эмоциями, а также научить их понимать, управлять, развивать свои эмоции;
Внедрить проект в образовательный процесс;
Повысить компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Привлечь родителей к активной, совместной деятельности.
По продолжительности проведения |
долгосрочный (2022-2023 учебный год) |
Вид проекта |
практико-ориентированный.
|
Участники проекта |
дети, педагоги, родители |
Направление |
социально-коммуникативное |
Предмет |
-предметно-развивающая среда, направленная на сохранение психического здоровья детей; -комплекс психологических игр и упражнений по развитию эмоционально -волевой сферы детей дошкольного возраста;
|
Объект |
Дети старшего дошкольного возраста(5-6 лет) |
База реализации проекта |
МДОУ №4 старшая группа «Буратино» |
Предполагаемый результат:
Изучены теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника, подобрана и проанализирована методическая литература по теме.
Разработана система занятий, психологических игр и упражнений по формированию эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста;
Созданы условия способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечивающих их эмоционального благополучия;
Обогащена в группе предметно-развивающая среда для развития эмоционально-волевой сферы детей;
Дети научатся понимать своё эмоциональное состояние и окружающих людей, управлять своими чувствами, эмоциями и поведением;
Повысится компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, они лучше осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Планируемый продукт:
4 дидактических игры: «Театр настроение», «Лото настроение», «Зоопарк настроений», Лепбук «Наши эмоции»
Картотека игр и упражнений для развития эмоционально-волевой сферы.
Создание в группах ЦЭР в соответствии с ФГОС.
Мастер класс для воспитателей (в рамках презентации проекта).
Прогноз возможных и негативных последствий
Прогноз негативных результатов |
Способы коррекции |
Незаинтересованность и непонимание родителей своей роли в эмоционально-волевом развитии дошкольника и недооценке своего воздействия на эмоциональное состояние ребёнка. |
Индивидуальная работа Психолого-педагогическое сопровождение
|
При выстраивании педагогического процесса положены следующие принципы:
интеграции. Опора на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (познавательной, продуктивной, конструктивной, музыкальной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
позитивности. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества;
индивидуального подхода. Максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка;
развития и саморазвития личности. Активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию;
обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой для ребенка.
симпатии и участия. Участие ребенка только по его желанию.
Рабочий план реализации проекта
Этап |
Сроки |
Цели |
Направления |
Результат |
1этап: подготовительный -теоретический -диагностический |
сентябрь |
1.Изучение проблемы; 2.Определение целей и задач взаимодействия с родителями и детьми по реализации проекта. |
1.Подбор диагностического инструментария. 2.Диагностика воспитанников 3.Анкетирование родителей 4.Изучение методической литературы, интернет ресурсов. 5.Разработка системы занятий, подборка комплекса психологических игр и упражнений. |
Повышение компетентности педагога по проблеме проекта, разработка основной части проекта. |
2 этап: основной |
Октябрь - апрель |
Внедрение проекта в образовательный процесс |
1.Создание центра эмоциональной разгрузки; 2.Изготовление дидактических игр, картотек, атрибутов к играм; 3.Привлечение родителей к совместной деятельности в реализации проекта; 4.Проведение цикла занятий и игр в образовательном процессе, самостоятельной деятельности (приложение 1) 5.Составление модели работы по эмоционально-волевому развитию детей.
|
Практическая реализация задач проекта; Разработка модели и направлений работы по реализации задач со всеми участниками проекта; Разработана система занятий, психологических игр и упражнений по развитию эмоциональной – волевой сферы детей дошкольного возраста; Обогащение в группе предметно-развивающей среды; Расширены и систематизированы знания детей о эмоциях и эмоциональных проявлениях, дети научились определять и регулировать свое эмоциональное состояние. |
3 этап: обобщающий |
Май |
Подведение итогов выполнения проекта
|
1.Анализ выполнения задач; 2.Диагностирование воспитанников; 5.Обобщение опыта работы по теме: «Развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» - мастер-класс для воспитателей, презентация проекта |
Оценка выполнения проекта; Перспективы дальнейшего развития проекта; Оценка деятельности педагога (его профессиональной компетентности и компетентности в реализуемой проблеме) |
МОДЕЛЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Модель создания предметно –развивающей среды
Перечень игр, сопроводительного материала
Продумать дизайн уголка эмоциональной разгрузки
Модель взаимодействия с родителями по проблеме
Определение задач, направлений совместной работы
Модель образовательной деятельности, направленной на эмоционально - волевое развитие
Определение образовательных областей, видов деятельности
Планируемые результаты деятельности с детьми
Перспективно-тематический план организации деятельности с детьми
Модель образовательной деятельности, направленной на эмоционально- волевое развитие
Виды детской деятельности
Игровая: дидактические игры, словесные, игровые упражнения, сюжетные игры
Познавательно-исследовательская:
познавательные беседы и задания, решение проблемно-практических ситуаций. наблюдения
Коммуникативная: беседы, пересказ, речевые игры, заучивание мирилок, речевые ситуации, ситуативный разговор
Чтение, восприятие художественной литературы: чтение, пересказ, заучивание, драматизация, слушание
Музыкальная: слушание, музыкально-дидактические игры, хороводные игры
Двигальная деятельность: малоподвижные игры, упражнения на мышечную релаксацию, игры-забавы
Продуктивная: рисование, аппликация, лепка
Тематический план организации непосредственно-образовательной деятельности по развитию эмпатии у детей
|
Тема |
Задачи |
Содержание |
Занятие 1 |
Моя мама |
Развивать способность к эмоциональному сопереживанию. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей. Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям. |
1.Игра-приветствие «Комплимент» 2.Чтение стихотворения о маме В.Руссу 2.Игровое упражнение «Моя мама» 3. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. 4.Чтение стихотворения Г.Ладонщикова «Я не плачу» 5.Игра-релаксация «Мамины руки» |
Занятие 2 |
Почему мы обижаем близких нам людей? |
Учить детей различать понятия «добро» и «зло». Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким людям. Формировать осознание моральной стороны поступков.
Обучать навыкам саморегуляции, снятие телесных зажимов, отреагирование страхов.
|
1.Игра-приветствие «Комплимент» 2.Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» 2.Игровое упражнение «Мама устала» 3. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. 4.Советы Светлячка» 5.Игра-релаксация «Мамины руки» 6. Рисование «Моя семья»
|
Занятие 3 |
Братья и сестры |
Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам. Вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах. Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия к близким людям Отреагирование агрессии и поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний |
1.Игра-приветствие «Дружба начинается с улыбки…» 2.Танцевальный этюд «Подари движение» 3. Чтение стихотворения Ш. Галиева «Братик плачет» 4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. 5. Игра «Догонялки» 6.Игра «Веселая смесь» |
Занятие 4 |
Ссоры братьев и сестер |
Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению. Развивать осознание причин детских ссор. Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям. Развивать навыки конструктивного общения, умение просить и отказывать, развитие уверенности в себе, снятие мышечных зажимов. |
1.Игра-приветствие «Дружба начинается с улыбки…» 2.Чтение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестричка» 3. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. 4.Ролевая гимнастика 5.Игра «Рисуем эмоции пальцами» 6.Игра «Волшебный стул» |
Занятие 5 |
Наши бабушки и дедушки |
Расширять представления детей об отношении к пожилым людям. Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям, побуждать к проявлению им сочувствия. Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам. Снятие психоэмоционального напряжения, тренинг эмоциональной сензитивности.
|
1.Игра-приветствие «Волшебные очки» 2.Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка» 3.Этюды«Солидарность», «Цветок бабушке» 4.Чтение басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» 5. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. 6. Игра-релаксация «Солнечный зайчик» |
Занятие 6
|
Как помочь другу |
Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
|
1.Игра- приветствие «Волшебные очки» 2. Танцевальный этюд «Стойкий оловянный солдатик» 3.Чтение рассказа Л. Толстого «Два товарища» 4.беседа«Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу» 5.Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации 6.Упражнение «Помоги другу» |
Занятие 7 |
Друг заболел |
Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. Отработка различных способов поведения в ситуации одиночества, развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии. |
1.Игра-приветствие «Комплимент» 2.Ролевая гимнастика 3.Упражнение «Пишу письмо другу» 4. Игра «Волшебный стул» 5.Этюды «Встреча с другом», «Просто так» 6. Рисование «Мои друзья»
|
Занятие 8 |
Учимся понимать боль другого человека |
Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей. Способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих. Развитие адаптивных способов поведения, развитие пластичности.
|
1.Игра-приветствие 2.«Комплимент» 3.Чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива» 4.Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации 5.Игра «Эмпатии героев» 6.Игровое упражнение «Сотворение чуда» 7.Игра «Ходим чудом» |
Занятие 9 |
День рождения друга |
Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. Учить замечать их переживания и ожидания. Активизация жизненных сил; развитие самостоятельности и умения присоединяться к группе.
|
1.Игра- приветствие «Волшебные очки» 2.Упражнение «Чтобы ты пожелал товарищу в день его рождения» 3.Решение проблемной ситуации 4. Игра «Подарки другу» 5.Упражнение «Подари движение другу» 6.Рисование «Для друга» |
Занятие 10 |
Наши меньшие друзья |
Расширять представления детей о роли собаки в жизни человека. Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных. Побуждать к проявлению сочувствия к животным (собакам) попавшим в беду.
|
1.Игра-приветствие «Комплимент» 2.Рассказ о роли собаки в жизни человека 3.Просмотр фрагмента мультфильма «Бременские музыканты» 4.Этюд «Три характера» 5.Чтение рассказа в. Сухомлинского «Старый пес» 6.Ролевая гимнастика 7.Игровое упражнение «Собака –повадырь» |
Занятие 11 |
Почему грустит котенок? |
Продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных. Поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных. Развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости. |
1.Игра-приветствие «Комплимент» 2. Беседа о кошках. 3.Чтение произведения Л. Толстого «Котенок» 4.Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок» 5. Игра «Я знаю…» 6.Ролевая гимнастика 7.Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка» 8. Рисование «Кошкин дом» |
Занятие 12 |
Не мучайте животных! |
Учить различать понятия «играть» и «мучить». Развивать чувство сострадания, сопереживания к представителям животного мира. Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. |
1.Игра- приветствие «Волшебные очки» 2.Чтение рассказа Э. Шима «Жук на ниточке» 3.Ролевая гимнастика 4.Игра «Жук-жучище» 5. Игра-релаксация «Волшебный сон» |
Модель взаимодействия с родителями по проблеме
Формы взаимодействия
Консультации:
1.Что такое эмоционально- волевая сфера детей и как ее развивать?;
2.Играйте всей семьей вместе с детьми дома.
3.Как помочь ребенку управлять своими эмоциями;
4.Эмоциональное здоровье дошкольников;
5.»Если ребенок ведет себя агрессивно»;
6 «Как снять напряжение после детского сада»
Встречи с родителями:
1. «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников» -родительское собрание;
2.Мастер класс для родителей: «Игры по развитию эмоционально-волевой сферы детей»
3.Индивидуальные беседы по запросам родителей о важности данной темы;
Совместная деятельность:
Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр, атрибутов к играм, уголка эмоциональной разгрузки.
Модель создания предметно-развивающей среды
Название |
Задачи |
Руководство к использованию |
Сопроводительный материал |
«Мирилка»
|
Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода, сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.
|
Игрушка Буратино. Если дети не находят в чем-то согласия, игрушка приходит на помощь. Дети берут за руки Буратино и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись!» Эта игрушка носит многофункциональный характер, и может быть использована во многих видах детской деятельности. |
1.Магнитофон. 2.Аудиозаписи с фонограммами музыкальных произведений для звукового сопровождения занятий, а также медитации, релаксации (звуки леса, шум моря, дождя, водопада и т. д.). 3.Альбомы для рисования, фломастеры, краски, клей, ножницы. 6.Маски, костюмы для превращения и проигрывания страшных, злых и тому подобных персонажей.
|
Лепбук «Наши эмоции».
|
Развивать и обогащать чувственную сферу ребенка. Формировать умение распознавать свои собственные эмоции и чувства, адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
|
Лэпбук содержит 7 многофункциональных игр с большим количеством вариаций.
|
|
«Кубик настроения» |
Развивать выразительность движений, внимания, произвольности. Развивать умения различать и называть различные эмоции и определять их. |
Кубик склеивается из картона, на гранях которого схематически изображены эмоциональные состояния. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание. Используется на учебных занятиях, совместной деятельности. |
|
Стенд «Наше настроение» |
Формировать умение анализировать события в течение времени, определять настроение; способствовать развитию речи, развивать желание рассказывать о причинах изменения своего настроения; воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость, способствовать сплочению детского коллектива;
|
Приходя в группу, ребенок вместе с воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в соответствие со своей эмоцией. Тучки, выражающие разные настроения -веселье, грусть, злость. |
|
Стул « Подумай» |
Учить анализировать свои поступки ,принимать правильные решения. |
Для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то. На стуле «Подумай» ребенок думает, воспитатель вместе с ним обсуждает ситуацию и достигаете цели – чтобы ребенок не совершал поступки бездумно. |
|
«Волшебный стул»
|
Активизировать положительные эмоции, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти. Повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей. |
Красивый, ярко украшенный стул |
|
«Подушка-кусачка» |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. |
|
|
Кукла «Колобок» |
Развивать умение узнавать, передавать свои эмоции, понимать, как выражение лица может передавать радость и огорчение, грусть и веселье, выражать чувства соответственно ситуации;
|
Мягкая игрушка из флиса. Ребенок должен отобразить свое состояние на лице игрушки или показать эмоцию и определить, какие чувства выражены на лице героя сказки. Еще, по описанию короткой ситуации (в основном, из того, что мы наблюдаем в течение дня), ребенок должен показать колобка с соответствующей эмоцией.
1 Игрушка может использоваться в игре –драматизации. Например, драматизация сказки «Колобок»:колобок весёлый, грустный . |
|
«Зеркало настроения»
|
Обучение детей бесконфликтному общению. |
Зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться- настроение обязательно улучшится. |
|
«Уголок уединения» |
Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе. Предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций. |
Обязательным атрибутом такого уголка являются мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть ; мягкими игрушками. Это место, где ребёнок может ощутить себя в полной безопасности, может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
|
|
Мониторинг проекта
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта изучаются, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики (рис. 1):
Рисунок 1 – Диагностический инструментарий исследования
Одной из частей нашего проекта стало проведение констатирующего этапа исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с помощью вышеуказанного надежного и диагностического инструментария.
Так же, были проведены регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Это позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. Наблюдение показало, что у детей ситуативно наблюдаются трудности с регуляцией и управлением эмоций.
Более надежное и подробное изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников стало возможным, благодаря проведению диагностики.
На констатирующем этапе были выявлены дети с нарушением в эмоционально-волевой сфере. После обработки данных удалось выявить группу дошкольников с высоким и средним уровнем тревожности и их процентное соотношение (табл.1).
Таблица 1
Уровень тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Уровень тревожности |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Количество детей |
43% |
Количество детей |
30% |
Количество детей |
27% |
Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результат проведения методики Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена.
Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой (рис.3).
Рисунок 3 – Результат проведения методики «Кактус»
Исходя из полученных данных, мы видим, что в среднем для наших испытуемых являются характерны достаточно низкие показатели открытости и оптимизма, а самые высокие показатели были зафиксированы в эмоциональной сфере дошкольников. Так, повышенный уровень агрессии был характерен для 6 детей, повышенный уровень тревожности продемонстрировали 14 детей, стремление к защите – 15 детей, эгоцентризм был выявлен у 11 детей, интровертированность – у 10 испытуемых.
Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей нами использовалась анкета для родителей по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко.
Данное исследование позволило сделать вывод о том, почти 30% детей испытывают высокий уровень тревожности, 37% - средний и 35% детей имеют низкий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус».
Таким образом, в ходе диагностики, в сочетании вышеназванных методик, выявилась группа детей (12 человек) с высоким уровнем тревожности и страхов, а также с высокой степенью агрессии, что подтверждает актуальность и значимость реализуемого на практике нашего проекта.
Кроме того, необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий мы видим, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д.
В результате наблюдения, диагностических методик, анализа результатов анкетирования родителей, была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Это позволило определить направления моей дальнейшей педагогической работы.
Результативность
I.Результат проекта:
Изучены разные программы, методические пособия, передовой педагогический опыт по теме, отобрана и систематизирована методическая литература по теме.
Дети познакомились с основными эмоциями: радостью, удивление, страхом, гневом; научились распознавать своё эмоциональное настроение и окружающих, стараются управлять своими чувствами, эмоциями и поведением.
В группе изменился психологический микроклимат. Дети стали более раскованными, доброжелательными, меньше стало ссор и обид, больше стало положительных эмоций. За этот период снизилась агрессивность на 10% (у 3детей), уровень тревожности – на 20% (6 детей)
Повысилась компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Взаимодействие и повышение заинтересованности всех участников образовательного процесса.
Создан в группе центр эмоциональной разгрузки в соответствии с ФГОС.
II. Продукт проекта:
Разработаны и изготовлены дидактические игры по теме проекта: «Театр- настроение», «Лото настроение», «Зоопарк настроений, лепбук «Наши чувства и эмоции»;
Составлена картотека игр, упражнений для развития эмоционально-волевой сферы.
Разработан перспективный план образовательной деятельности в рамках проекта.
Подготовлен и проведен мастер–класс для педагогов по теме (в рамках презентации проекта ).
Дальнейшее развитие проекта.
Реализация разработанного проекта может быть произведена в любом из учреждений системы дошкольного образования нашей страны. Включение проекта может происходить в виде рекомендуемых методических указаний для ДОУ. Успешность апробации проекта и особенностей его организации и функционирования могут быть представлены на методических объединениях, педагогических конференциях, семинарах. Внедрение вышеуказанного проекта в учебно-воспитательный процесс иных учреждений системы дошкольного образования считается необходимым и актуальным, поскольку проблема развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников является всеобщей педагогической задачей.
Проект имеет такую структуру и наполнение, которые смогут в полной мере использовать его в педагогической деятельности и получить положительный результат. Эффективность проекта проверяется двукратной диагностикой эмоционально-волевой сферы (констатирующая и контрольная).
Заключение и выводы
В заключении можно сказать, что воспитание детей дошкольного возраста представляет собой важную педагогическую задачу, поскольку именно в этот возрастной период закладываются основы личности ребенка, его характера, поведения, навыков, знаний и умений.
Создание проекта, целью которого является развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игровой деятельности, способствует тому, что ребенок учится понимать свои эмоции, управлять, регулировать и развивать их в привычном для себя основном виде деятельности.
Эффективность использования данного проекта доказана экспериментальным путем, что дает основания рекомендовать его к использованию в учебно-воспитательном процессе иных учреждений системы дошкольного образования.
Стоит отметить, что в ходе реализации проекта мы достигли всех целей и задач, а гипотеза была полностью подтверждена.
Список литературы
1.Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост - наше лекарство. СПб.: Наука и Техника. 2006.
2.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение.
3.Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1996.
4.Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2002.
6.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. -М.: АРКТИ, 2004.
7.Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
8.Крюкова С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь
и радуюсь. – М.: ГЕНЕЗИС, 2006
9.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия игры. Москва. 2000
10.Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2010.
11.Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
12.Юдина Е.Г.Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей. - Просвещение,2002.
13.Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
14.Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006
15.Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010
16. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».- Ярославль: «Академия
развития» , 1996
17.Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения».-М.: УЦ «Перспектива», 2001
18. Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл
коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008
Приложение № 1
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Тема |
Игры и упражнения |
Знакомимся с эмоциями: «Радость, гнев» |
Игры: «Маски», «На что похожарадость»,«Ругаемся овощами», «Тигр на охоте» , «Порви круг»; Упражнения: «Зеркало», «Уходи, злость, уходи!», «Салют», «Комната смеха», : «Жу-жа» , «Два барана» , «Сердитые львы и веселые котята» , «Непослушные подушки», «Три подвига» |
|
Упражнения: «Час тишины и час можно», «Я сержусь», «Один день из жизни плохого- хорошего мальчика(девочки)», «Конкурс художников», «Я могу защитить…» |
Знакомимся с эмоциями: «Удивление» |
Игры: «Маски» «Изобрази»; Этюд «Живая шляпа»
|
|
Упражнения: «Необычное животное», «Зеркало |
Знакомимся с эмоциями: «Страх» |
Игры: «Маски»; «Конкурс «Боюсек», Школа пуганья», «Парикмахерская», «Больница», «Заколдованный кубик», игра «Монстр», «Однажды…»,«Напугаем страхи»
|
|
Упражнения: «Закончи предложение», «Одень страшилку», «Зеркало» , |
|
Занятия: «Баба Яга», «Змей Горыныч», «Серый волк» Рисунок «Мой страх» |
Знакомимся с эмоциями: «Грусть» |
Игры: «Маски», «Несмеяны и клоуны» |
|
Упражнения: «Грустная Маша», «Зеркало», «Мешок с капризками» |
«Наши эмоции» |
Игры: « Кривые зеркала », «Азбука настроения», «Угадай эмоцию», «Прочитай письмо», «Шурум-бурум», «Раз, два, три, фигура чувства замри», |
|
Упражнения: «Мимическая гимнастика», « Разные голоса», «Вырази чувства глазами», «Передай чувства», «Пальцы», «Мусорное ведро», «Чувства», «Стаканы с настроением» |
Наши чувства: «Смелость» «Честность» |
Упражнения: «Смелый мальчик (девочка)», «Сильный удар» |
|
Ролевая игра «Маленькие котята и смелые бельчата», игры: «Рыцарский турнир», «Смелые разведчики и засада»; Рисунок «Смелое животное» |
Наши чувства: «Обида» «Жадность» |
Игры: «Про обидку и грустинку», «Извинение», «Очищающий дождик», «Капризуля», «Упрямцы» |
Наши чувства: «Доброта» «Вежливость» |
Упражнения: «Волшебная чашка», «Сочувствие» |
|
Игры: «Комплимент», «Как вы договоритесь», «Капризуля» «Доктор Айболит» |
«Как мы общаемся» (слово, жесты, мимика, интонация) |
Игры: « Через стекло», «Кто я?», «Звери, птицы, небылицы», «Заколдованный ребенок», «Иностранец», «Изобрази сказку»; «Посмотри-ка на меня», «Принцесса, воин и дракон» |
|
Упражнения: «Ребята и зверята », «Пантомима», «Расскажи стихи руками» |
«Знакомимся правильно» |
Упражнение «Я хочу с тобой подружиться» |
|
Обсуждение «Правила знакомства», «Приветствие» |
|
Игра «Гости» |
«Знакомимся с правила общения» |
Обсуждения: «Обращение с просьбой» , «Просьба-объяснение», «Вежливый отказ», «Извинение» |
|
Игры: «Магазин «попроси», «Мигалки» |
|
Упражнение «Учимся говорить «нет»» |
«Мое имя» |
Игры: «Эхо» , «Маленькое имя» , «Объясни имя» «Ласковое имя», «Имя растет», «Цветок-имя»; конкурс «Кто знает больше имен» |
«Мой внутренний мир» |
Игры: «Составь фоторобот», «На кого я похож», «Выдуманная биография», «Знакомство-представление» |
|
Упражнения: «Я очень хороший», «Что я люблю», «Мяч в кругу», «Паутинка», «Слушаем себя» Рисунок «Какой Я» |
«Разные, но похожие» |
Игры: «Конкурс хвастунов», «Доброе животное», «Снежная королева» |
|
Упражнения: «Пять качеств», «Разные, но похожие» |
«Мы - разные» |
Игры: «Мы - разные»,«Испорченный телефон», «Знакомство-представление», «Фоторобот», «Незаконченные предложения», «Театральная школа», «Кляксография» , «Разные мнения» |
|
Рисование «Домика из кубиков»
|
«Мальчики и девочки» |
Игры: «Найди свою пару», «Защитники девочек», игра-драматизация «Спящая красавица» |
«Нужно жить дружно» |
Игры: «Путанка» , «Гомеостат» , «Живая скульптура» «Печатная машинка» , «Камушек в ботинке» упражнение «Договорись взглядом» , «Все вместе!», «Танец с шариками», «Сложи картинку» |
|
Упражнения: «Помоги другу», «Настоящий друг», «Договорись взглядом» , «Мостик дружбы» Обсуждение «Какие чувства мешают дружить» |
«Учимся слушать других |
Игры: «Я опишу- ты угадай», «Коровы-собаки-кошки» «Птенцы», «Испорченный телефон» , «Пара фраз», «Что вы слышали?» , «Робот» |
|
Упражнение «Слухи» |
«Учимся преодолевать трудности» |
Игры: «Хочукалки», «Щекоталки», «Кричалки-шепталки», «Говорю «да», говорю «Нет», «Лиса и еж», «Пчелы и змеи», «Кто квакнул?» , «Цапля и лягушка» ,«Два птенца» |
|
Упражнения: «Мысли и настроение», «Я справился» «Даже если, в любом случае…», «Сделай неправильный рисунок из правильного», «Слепой и поводырь» , «Противоречия» |
«Учимся общаться без конфликтов» |
Игры: «Пизанская башня», «Башни замка», Упражнения:«Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты-лев», «Стойкий солдатик», «Поступки», «Конкурс хвастунов», «Заяц-хваста»; |
«У меня получиться» |
Упражнения: «Я могу», «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится», «Почему он так поступил?», «Компьютер и художник» |
Литература:
1.Уханова А.«Развитие эмоций и навыков общения у ребенка».
2. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».
3. Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий».
3. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».
4. Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».
5. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить».
6. Крюкова С.В., Слободянник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
7. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения».
8. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников»