Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Педагогический проект
Тема: «Собака друг человека?»
Проектная деятельность с учащимися
Автор работы: Горобий Галина Васильевна
2023г.
пгт Водный, г. Ухта
Содержание
Краткая аннотация проекта…………………………………………………….3
Содержание проблемы………………………………………………………….4
Принципы работы……………………………………….………………………5
Цели и задачи проекта…………………………………………………………..6
Этапы работы над проектом……………………………………………………7
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………….13
Вывод…………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………..….14
Краткая аннотация к проекту:
Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему. Эмоциональное отношение к живой природе может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котенка, щенка. Ему нужно обязательно завладеть им. С рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельным для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнание дошкольников с правилами взаимодействия с объектами природы. Итак, познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Современные дошкольники получают большой объем информации о животных из телепередач, книг, собственных наблюдений. Однако эти сведения разносторонние. Задача педагогов – направить познавательную активность ребенка на самосознание, сопровождать ребенка в деятельности по освоению окружающего мира, поддерживать у детей мотивацию к познанию.
У С. Михалкова есть такие слова: «В воскресный день с сестрой мы вышли со двора. «– Я поведу тебя в музей», - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях нет музеев. Именно поэтому мы решили использовать музейную деятельность, для воспитания в детях гуманного, осторожного отношения к животным, на примере собаки.
Содержание проблемы:
Роль собак в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Собаки учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Но с другой стороны, общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильным в силу целого ряда причин: прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, ребенок, удовлетворив свою любознательность, втягивает его в свою игру. А без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Поэтому, еще в дошкольном возрасте, детям необходимо прививать правила экологической культуры.
Принципы работы.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Цель проекта:
Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
- пополнить знания детей о собаке как о домашнем животном и друге
человека.
- знакомить с различными породами собак.
- расширять знания о предметах ухода за животными, продуктах питания.
- заинтересовать интересными фактами из жизни собак,
свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви,
привязанности к человеку.
- дать знания о профессиях, связанных с животными: ветеринара,
кинолога, грумера, заводчика.
- формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом
правила обращения с ними.
- дать понятие «Ветеринарная клиника».
2. Развивающие:
- развивать умение и желание ухаживать за животными,
- развивать исследовательские умения и навыки, творческое
воображение и память,
- обогащать словарь детей: кинолог, ветеринар, заводчик, грумер.
- развивать элементарные навыки продуктивной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости, заботу и
ласку к четвероногому другу.
- воспитывать интерес к художественному творчеству.
Этапы работы над проектом
| Этапы | Деятельность детей | Деятельность педагога | |
1. этап (информационный) | Подготовительный С 09.11.2022 по 20.11.2022 | 1.Составление рассказ «Моя собака» 2.Наблюдение за собакой в природе 3.Рассматривание иллюстрации «Собака со щенятами» 4.Описание «Собака» | 1. Помощь в составление рассказа «Моя собака», изготовление книжки рассказов про собак 2.Наблюдение с детьми за собакой в природе 3.Сравнение собаки и щенков 4.Описание «Собака» 5.Опеределение уровня знаний детей о собаке, анкетирование детей 6.Анкетирование родителей 7.Родительское собрание (определение темы и названия музея, выбор места для размещения, выбор инициативной группы) 8.Выпуск информационной газеты с целью ознакомления родителей с предстоящей работой | |
Формулирование проблемы | Осознают и личностно воспринимают проблему | Формулирует проблему: Общение детей старшей группы с домашними животными –собаками, затруднено незнанием правил этого общения Цель: Формирование заинтересованного, бережного, заботливого отношения к домашним животным, на примере собаки и правильного общения с ними. Формирование у дошкольников представлений о музее. Задачи: Дать представление о жизни домашних животных – собаки: происхождение, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой, о роли в жизни человека; Формировать знания детей о музее, расширять кругозор дошкольников; Воспитывать заботливое отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними; Развивать исследовательские умения и навыки, творческое воображение и память | ||
Систематизация информации о жанрах живописи | 1.Диалоговые беседы «Если бы я нашел щенка», «Если бы я был щенком» «Значение животных в жизни человека» 2.Подбор фотография для фотовыставки «Собака – лучший друг человека» 3.Подбор экспонатов для мини – музея 4.Подбор картинок для коллажа «Такие разные собаки» 5.Беседа по картине «Собака со щенком» | 1.Проводит диалоговые беседы «Если бы я нашел щенка», «Если бы я был щенком» «Значение животных в жизни человека» 2.Оформление фотовыставки 3.Оформление мини – музея 4.Помощь в создании коллажа 5.Беседа по картине | ||
2. этап (практический) С 23.11.2022 по 30.11.2022 | Практическая деятельность детей | 1.Оформление альбомов «Породы собак», «Как собака помогает человеку» 2.Участие в занятиях 3.Рисование, лепка, аппликация 4. Игра- драматизация «Кто сказал мяу?» 5.Игры с дидактическими играми 6.Изготовление совместно с родителями экспонатов для музея 7.Участие в подвижных играх 8.Слушание музыки 9.Слушание стихов, рассказов 10. Беседа «Как я помогаю родителям по уходу за животными (собакой)» | 1. Оформление альбомов 2. Занятия «Как собака помогает человеку», «Странички истории о собаке» Занятие с элементами арт – терапии «Рисование пальчиком собаки» 3.Подбор и подготовка материалов для: Рисования «Мой маленький друг», лепка «Собака», аппликация «Далматинец», «Тотошка», «Веселый песик», «Домик для собаки» 4.Организация игры – драматизации 5.Организация консультации для родителей «Почему дети обижают животных?» 6.Изготовление памятки «Правила обращения с собаками», «Несколько советов по выбору и уходов за щенком». 7.Изготовление папки – передвижки «Немного о собаках» 8.Изготовление дидактических игр «Четвертый лишний», «Пазлы», «Найди щенка», «Найди пару» и т.д. 9.Организациия подвижных игр «Лохматый пес», «Волк во рву», «Волк на охоте», «Волк и дети», «Стадо», «Щенок», физ.мин. «Добрый пес», гимнастики после сна «Собачки» 10.Чтение стихов, рассказов: Е.Александрова «Дозор», Л.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка» М.Пришвин «Ярик», А.Барто «На заставе», В.Чаплина «Наш друг – собака», А.Викторов «О хвостах», С.Черный «Волк», С.Маршак «Пудель», Д.Крылов «Слон и Моська», Б.Заходет «Собачкины огорчения», А.Расим «Как папа укрощал собачку» | |
Оформление | 1.Помощь в оформление выставки | 1.Оформление мини - музея | ||
3. этап (презентация результатов) 01.12.2022 | Презентация | 1.Представление практической деятельности – итоговое занятие, итоговая выставка | 1.Защита проекта 2.Итоговое занятие «Собака – друг человека» |
- Овладение знаниями о собаке как о друге и помощнике человека, об особенностях внешнего вида, повадках собак; о безопасном поведении с животными.
- Овладение элементарными навыками продуктивной деятельности.
- Проявление заботливого и ответственного отношения к животным – собакам.
- Предполагаемый продукт: альбом «Собака – друг человека»
Вывод:
Данный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями об особенностях внешнего вида собак. О жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания животных, знаниями о безопасном поведении с животными; владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, расширился словарный запас, проявляют заботливое и ответственное отношение к собакам.
Список литературы:
1. «Как обеспечить безопасность дошкольников», М., Просвещение, 1998.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
3. Почему обижают животных// Обруч, 1997. №2, с. 19-21.
4. Заграфова М Метод проектов в детском саду/ в помощь воспитателю – «Монтессори – клуб», №1 – 2007.
5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1998 – 159с.