Педагогический совет КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Конфликты и пути их разрешения Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций. Задачи: Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды. Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе. Овладеть приемами общения в конфликте. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее. Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.
Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами Конструктивные – способствуют Принятие обоснованных решений и развитие взаимоотношений (полезные, хорошие) Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие)
Упражнение «Руки» Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую.
Межгрупповые Межгрупповые Межличностные Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- «душевные муки») Между личностью и группой
Плюсы и минусы… Плюсы -конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях -Дает возможность увидеть скрытые отношения -Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение -Пересмотр своих взглядов на привычное -Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом Минусы -Отрицательные эмоциональные переживания,которые могут привести к различным заболеваниям - Нарушение деловых и личных отношений между людьми, - Снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата Ухудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношений . Послеконфликтных переживаний.
Причины конфликтов Конфликтогены- слова, действия, поступки, могущие привести к конфликту. ( например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет»)- На слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.
Формула конфликта: конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия)+повод (инциндент)- «последняя капля»=конфликт.
1. Конкуренция- люди, стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции ( борьба за первенство) Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд- гумманист и мелкие пакостники- мыши) Психологическая несовместимость (неуживчивость темпераментов и характеров) Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений). От скуки ( Том и Джерри, Ну Погоди)
Конфликтный человек Холерик- обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро «остывает». Флегматик- трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта Меланхолик долго помнит и переживает обиду Сангвиник- легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта
Тест «Геометрические фигуры»
лидерство милосердие « рабочая лошадка» творчество гениальность
Тест «Конфликтная ли вы личность» 11-16 очков. Не конфликтный человек. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им потребуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других? 6-10 очков. Умеренно конфликтный. Но, о вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают. 0-5 очков. Склонен к конфликтам. Вы ищете повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы любитель поскандалить. А может за вашим поведением скрывается комплекс неполноценности????
1. Соперничество- высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой); 1. Соперничество- высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой); 2. Избегание- нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону) 3. Приспособление- отсутствие активности при явном желании сотрудничать. (плывете по течению) 4. Сотрудничество- высокая активность и выраженное желание сотрудничать
1. Дипломатия- вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее. 1. Дипломатия- вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее. 2. Компромисс- чистите апельсин и делите поровну. 3. Воля судьбы. Тянете жребий. 4 Конструктивный поиск- узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому –то кожура для цукатов, а третьему косточки для дерева)
Задание: перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные. Задание: перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные. Например: «Вы должны принести мне тетрадь» - «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь».
1 Он должен заботиться обо мне. 1 Он должен заботиться обо мне. 2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку. 3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала. 4.Ты должна была предвидеть возможные трудности 5.Меня заставили. 6.Он- упрямый осел. 7.Он меня унизил. 8.Прекрати меня злить! 9. Ты должна мне дать программу, книгу….
1 Он должен заботиться обо мне. 1 Он должен заботиться обо мне. 2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку. 3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала. 4.Ты должна была предвидеть возможные трудности 5.Меня заставили. 6.Он- упрямый осел. 7.Он меня унизил. 8.Прекрати меня злить! 9. Ты должна мне дать программу, книгу…. 1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне. 2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку. 3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны. 4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности. 5. Я не сумела отказаться. 6. Я не смог его убедить. 7. Мне было неприятно. 8.Я начинаю злиться. 9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.
Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией) Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией) Использовать «Я –утверждение»- концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способность о этом сказать своему сопернику, вместо «Ты –утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо « Вы должны принести мне книгу»- « Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу») Способность и умение прощать!!!- значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.
Кашина Ася Васильевна