Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути их решения»

2
1
Материал опубликован 31 July 2019 в группе

Учебная мотивация школьников: проблемы и пути их решения.

 

«Ученик, который учится без желания — это птица без крыльев»

А.М.Саади (персидский поэт)

 

Для всех учителей во все времена была и остается загадкой мотивация учеников. Почему одни дисциплинированно слушают учителя, выполняют все его задания, совершенно не отвлекаясь; а другие в то же самое время постоянно находят другие занятия, не могут усидеть спокойно на месте, отвлекают других?

Лично я столкнулась с такой проблемой с первых дней моей работы в школе. Спустя 10 лет у меня есть некоторые способы развития и поддержания мотивации к изучению английского языка и активной работе на уроках. В этой статье я хотела бы поделиться ими.

Но сначала давайте подумаем, из чего складывается мотивация каждого ребенка.

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация – собственная естественная мотивация детских поступков, это то, что нравится детям, что им интересно. Внешняя мотивация действует извне.

Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания, действия. В начале изучения английского языка почти все дети высоко мотивированы, но постепенно они теряют умение получать удовольствие от обучения, так как сталкиваются с определенными трудностями (ведь иностранные языки по праву считаются одними из самых трудных предметов школьной программы).

Тогда начинает действовать мотивация внешняя, когда у учеников появляется установка «Я учусь, чтобы...». Но и эту мотивацию нужно разбудить. Если у детей не будет понимания, для чего он это делает, даже если это не так увлекательно и интересно, как ему хотелось бы, то не будет совершенно никакого смысла.

Существует семь факторов мотивации.

К факторам внутренней мотивации относятся интерес (что-то загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития), автономия (свобода учения, выбора), достиженческая мотивация (стремление к успеху), признание (принятие ребенка обществом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой), смысл (осознание учения ради какого-то результата).

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны. Это вознаграждение и избегание наказания, которое является самым слабым и малорезультативным фактором.

Начнем с факторов внешней мотивации, а именно – с самого главного – это вознаграждение (или поощрение). Не секрет, что многие дети учатся ради хорошей отметки. Но, как говорится, доброе слово и кошке приятно, поэтому на уроке важны не только отметки, но и оценки (то есть комментирование ответов ученика, его работы на уроке). Я стараюсь отмечать даже малейшие успехи каждого ученика (похвалить за интересную идею, замечание, правильно угаданное слово, букву). Кого-то стоит погладить по голове, похлопать по плечу, пожать руку. Здесь, конечно, надо знать, кому приятен физический контакт, а кому – нет. Оценочные слова и фразы я всегда произношу очень эмоционально и искренне. Я действительно очень радуюсь, когда у ребят что-то получается.

В качестве вознаграждения я могу использовать и конфетки или небольшие подарки, если урок посвящен какому-либо празднику или это урок-соревнование. Даже в старших классах это очень приятно для школьников.

Также одним из пунктов в моей системе вознаграждений является накопительная система оценивания, реализованная в виде фишек (баллов, очков), которые я раздаю ученикам во время урока за правильные ответы и активную работу. Они накапливаются в течение одного или нескольких уроков, а затем обмениваются на отметку. Это очень стимулирует и мотивирует учеников на любой ступени обучения. Я применяю такое оценивание и в начальной школе, и в 7-х классах, и даже в 11-х «на ура».

Что касается внутренней мотивации, то здесь необходимо задействовать весь потенциал, который предлагают нам как традиционные, так и современные технологии в образовании.

Конечно же, в первую очередь мы должны увлечь ребенка своим предметом, заинтересовать его, сделать процесс учения нескучным, разнообразным, динамичным. В этом на помощь нам приходят некоторые «секреты».

Увлекательный сюжет. Чтоб увлечь детей с самого начала урока можно построить его в виде квеста с интересной историей, легендой. Например, помочь героям правиться с каким-то заданием; предложить карту и искать клад, выполняя задания; придумать детективную историю и предложить найти ответ в ходе урока.

Обучение в сотрудничестве. Организация работы в группе или паре очень помогает преодолеть барьер «учитель-ученик». Именно в такой форме работы дети сами выбирают способы работы, распределяют роли, чувствуют себя более уверенно, когда над ними не «нависает» учитель и они могут сами оценить себя или друг друга.

Самым эффективным способом предоставления нового материала или темы для обсуждения всегда являлась и остается визуализация. Этот способ подходит для любой ступени обучения. В начальной школе это картинки, игрушки, карточки и буквы на магнитах, которые дети могут переставлять местами, использовать для составления слов, предложений, игр. Для ролевых игр я применяю различный реквизит. В начальной школе каждому хочется побывать в той или иной роли, и дети в последнюю очередь думают о том, что будут выполнять учебное задание, они играют. А это их любимое занятие.

В средней и старшей школе визуализирую тему, проблему для обсуждения с помощью интересных картинок, видеороликов. Визуализация с помощью разных средств позволяет сделать урок насыщеннее, интереснее, способствует не только развитию мотивации, но и восприятию и запоминанию.

Как уже было сказано выше, игра – это любимое занятие детей. Это то, что вызывает их естественный интерес, это главный фактор внутренней мотивации. Недаром сегодня снова термин «геймификация» прочно входит в методологический словарь педагогов. Игры можно использовать на абсолютно всех этапах урока (мотивационно-целевом, ориентировочном, поисково-исследовательском, практическом, рефлексивно-оценочном) и для совершенно разных целей (постановка целей, настрой на работу, выявление пробелов, знания/незнания, поиск информации, применение новых знаний, закрепление нового материала, оценивание, рефлексия). Но игры в современном образовании претерпели модификацию в соответствии с веяниями сегодняшнего времени. Все чаще на уроках присутствуют интерактивные упражнения, викторины с использованием мультимедийных компонентов.

Использование ИКТ также стало неотъемлемой частью современного урока на любой ступени. Почти каждый ребенок сегодня имеет свой гаджет, который также можно использовать во благо обучения. Для этого существуют различные приложения, которые позволяют ученикам принимать участие в опросах, викторинах, обучающих онлайн-играх. Мною этот аспект еще мало изучен. Но я активно применяю сервисы kahoot.com и mentimeter.com для создания и проведения интерактивных игр.

Интерактивная доска также вызывает неподдельный интерес и желание принимать участие в работе на уроке абсолютно каждого ученика. Ведь практически любое упражнение учебника можно адаптировать и сделать интерактивным, увлекательным и более эффективным для современного школьника. В этом учителю помогают готовые шаблоны для создания интерактивных упражнений (learningapps.org, wordwall.com). Никто не захочет оставаться в стороне от выполнения такого задания. Проверено на себе.

Также при этом, конечно, немалую роль играет эффект новизны. Чтоб дети не заскучали, и мотивация их не снижалась, необходимо постоянно менять виды деятельности, использовать разнообразные виды заданий (по форме, по цели, по содержанию). Иногда можно дать неожиданное, непривычное для урока задание.

Я заметила, что дети любят творить, особенно младшие школьники. Они могут не любит писать буквы, но очень любят рисовать, раскрашивать, клеить, резать мастерить. Творческие задания (мини-проекты, проекты) прочно вошли в мою методику. С учениками 2-4 классов мы часто что-то клеим, раскрашиваем, делаем книжки, поделки. 5-11 классы упражняются в составлении кроссвордов, ребусов, создании открыток, интерактивных упражнений для своих одноклассников, презентаций, видеороликов, коллажей. Стремление и возможность выразить себя также является одной из составляющих внутренней мотивации.

Для самовыражения и самоутверждения школьников необходимо предоставить все имеющиеся ресурсы. Для некоторых учеников это может быть участие в различных конкурсах и олимпиадах. Сегодня существует большое количество не только школьных мероприятий, но и всероссийского, а также международного уровня. Получение диплома, грамоты, призов чрезвычайно стимулирует учеников к участию, повышает интерес к предмету, мотивирует их.

Ну а самое главное, я считаю, - это Учитель. От личности самого учителя зависит очень многое: может ли он понять и принять то, что вызывает интерес у детей, и включить это в свою методическую копилку. Готов ли он отказаться от авторитарности на уроке и дать детям определенную свободу в выполнении какого-то задания, на каком-то этапе. Может ли он показать каждому ученику его достижения, пусть маленькие, но такие важные и значительные для каждого отдельного ребенка. Может ли он понять и принять каждого ученика со всеми его особенностями, несовершенствами, «тараканами»: таким, кокой он есть. Может ли сам учитель донести смысл, объяснить детям, для чего учиться, изучать предмет, выполнять задание.

Учеников много, а учитель один. Он выполняет очень важную задачу. От действий учителя во многом зависит дальнейшая судьба всех его учеников. Поэтому желаю всем учителям быть мудрыми и добрыми, чтоб мы всегда были интересными и мотивирующими для наших учеников.

Использованный источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-zainteresovat-rebenka-ucheboy/?utm_source=zen&utm_medium=cpc&utm_campaign=zen-kak-zainteresovat-rebenka-ucheboy

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здравствуйте! Вы делитесь своим опытом! Чудесно! Только, если берёте чужие мысли, пишите ссылку. Пример: Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания, действия. Ссылка: ttps://zen.yandex.ru/media/id/594a2d8c7ddde8e638fbf619/kak-zainteresovat-rebenka-ucheboi-5b48aab45b5d2100a9f1ec7c

31 July 2019

Похожие публикации