Собрание «Конфликты с подростком и пути их разрешения»
Собрание «Конфликты с подростком и пути их разрешения»
Когда Вам кажется, что в Вашей жизни нет
конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.
Ч. Ликсон
Задачи: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: определение конфликта; типология конфликтов; конфликты «трудного» возраста; умение разрешать проблемы и конфликты; тактика поведения в конфликте.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся (см. приложение); подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления; проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах»; подготовка памятки для родителей (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как противостоять их деструктивности, негативным проявлениям и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт.
Психологические знания о личностных предпосылках конфликтного поведения указывают нам на важность осознания собственных желаний и поступков, целей и умений слушать другого, оформлять в слова свои желания, необходимость гибкого применения различных стратегий и тактик в конфликтах, и, прежде всего, тех конфликтов, которые являются конструктивным выходом из сложной и не совсем ясной критической ситуации.
II. Определение конфликта
Давайте обратимся к определению конфликта, конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.
В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:
стороны (участники, субъекты) конфликта;
условия прохождения конфликта;
образы конфликтной ситуации;
возможные действия участников конфликта.
Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеобъемлющей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству сторон, принимающих в нем участие:
-
межгрупповые конфликты (конфликты в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их реализации и т.п.
Личностно-групповые конфликты, возникающие в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой;
межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;
внутриличностные конфликты - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека.
Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростком объясняется изменением отношения подростка к действительности: он чувствует себя “уже не ребенком” или “не хуже взрослого”, а взрослый продолжает считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым, в том числе к учителям и родителям. В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Причины конфликтов родителей с подростками:
Кризис переходного возраста.
Стремление к самостоятельности и самоопределению.
Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения.
Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.
Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.
Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.
Борьба за собственную власть и авторитетность.
Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.
Не подтверждение родительских ожиданий.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
За утверждение среди сверстников.
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Именно эти причины назвали Ваши дети в предложенной им анкете на классном часу, предварившем наше родительское собрание. Согласны ли Вы с ними? Бывают ли в Вашей семье конфликтные ситуации? Хотите ли Вы что-нибудь добавить? Сможете ли Вы назвать причину, которую указал Ваш ребенок?
Тренинговое упражнение «Магазин», направленное на проговаривание основных конфликтных характеристик: по кругу участники выполняют упражнение. Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает и приводит к конфликтным ситуациям в семье, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.
Тренинговое упражнение "Молва" направлено на понимание важности владение информации из первых уст, а не переданной по цепочке. Ведь зачастую мы предъявляем претензии детям со слов классного руководителя, соседей, сторонних лиц.
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго участника – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий родитель, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации.
III. Пути решения конфликта
Теперь нужно разобраться с каждой вышеперечисленной причиной отдельно.
В конфликте обе стороны хотят доказать свои слова с помощью повышения тона. Таким образом они перекрикивают друг друга, слыша только себя и свои претензии. В таком конфликте важно успокоиться и вернуть себе здравый рассудок. Это первое правило. Нужно взять волю в кулак и по очереди выслушать друг друга. Не стоит перебивать и высказывать свое мнение, не дослушав другую сторону.
Родители твердят подростку, что гулять нужно до восьми вечера, а ребенок хочет до одиннадцати. Родители считают, что татуировки делают только сумасшедшие и уголовники, а ребенок считает это искусством. Со временем взгляды на жизнь меняются. Один культ перерастает в другой, на смену одним тенденциям приходят другие. Помните, что этому противостоять невозможно. Что же делать в такой ситуации? Для начала, нужно дать ребенку осмыслить свои слова и взгляды на жизнь. Например, подросток хочет сделать татуировку или перекрасить волосы в зеленый. Не стоит кричать на него и читать лекции о том, как это неприлично, что он сошёл с ума и другое. Нужно провести беседу. Нужно выяснить, является ли это проявлением индивидуальности подростка или же это следование моде. В первом случае объясните ребенку, что когда он станет совершеннолетним, он может делать то, что ему захотелось (возможно до того времени он передумает). Во втором – спросите, хочет ли это он или же общество. Взвесьте все за и против.
Кому может понравиться сильный контроль, который перерастает во власть над персоной? Да, ребенка нужно контролировать, но ни в коем случае во всем. Он должен вырасти самостоятельной личностью. Нужно позволять ему думать, что он сам принимает решения. Родителям нужно научиться выводить ребенка на правильный путь. С детьми нужно общаться наравне. Не следует говорить: «Ты еще ребенок, ты не можешь это понять». Это обидит его, после этого он будет чувствовать себя подавленно. Такое состояние может сопровождать его всю жизнь.
Какая реакция будет у родителей, когда ребенок явится в рокерском одеянии и включит на всю громкость рок? Сначала это шокирует их, но позже они начнут высмеивать его, думая, что таким образом они отобьют интерес к новому увлечению. На самом деле, это ранит ребенка. После этого он станет закрытым, будет скрывать от вас свои увлечения, взгляды на жизнь и свое времяпровождение будет держать в тайне. Ему будет казаться, что любое самовыражение вызовет у родителей смех и они будут высмеивать его. Позже ребенок, когда вырастет, выплеснет всю свою ярость и произойдет большой конфликт, который может длиться достаточно длинный промежуток времени. Как поступить в таком случае, чтобы избежать сильных ссор? Примите вкусы ваших детей. В каждом из нас – индивидуальность, которая требует выражения во всем: в музыке, взглядах на жизнь, в одежде и характере. Поймите, не стало ли его новое увлечение защитной реакцией на какое-то событие. Возможно, подросток стал готом из-за неразделенной любви, а рок слушает потому что не хватает смелости в реальной жизни. Расспросите, почему ему это нравится. В корректной форме выразите свое отношение. Это всего лишь промежуток времени, на который ребенок выбрал занятие по душе, не нужно делать из этого конфликт.
Когда ребенку не хватает внимания, он может устроить конфликт, с помощью которого получит желаемое. Родители заметят свое дитя (даже великовозрастное). Чтобы избежать таких конфликтов, нужно предотвратить всего этого. Уделяйте внимание чаду, старайтесь проводить какое-то время в гармонии, занимаясь общим интересным делом или разговаривая на любимые темы. Не нужно забывать говорить, что любите. Ведь из-за нехватки любви возникает агрессия, от которой рождаются ссоры и конфликты. Выражайте всю свою любовь.
Любую конфликтную ситуацию можно спокойно устранить. Проблемы отношений – это вечная тема, которая требует особого внимания. Чтобы в семье царила гармония, всегда было слышно смех счастья детей и родителей, нужно придерживаться лишь нескольких правил.
IV. Подведение итогов
Литература Григорьева Т.Г., Усолъцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.
Сонин В.А. Психологический практикум. — М., 1998.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа. - М., 2002.
http://psychology-s.ru/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi-prichiny-i-resheniya/
http://mednurse.ru/bolezni/konflikt-elementy-tipy-dinamika-konflikta
Анкетирование учащихся
Я считаю, что имею право на ____________________________________________________________
Мои родители считают, что я не имею право на _____________________________________________________________
Моей обязанностью является _____________________________________________________________
Мои родители недовольны мной когда _____________________________________________________________
Я боюсь, что родители _____________________________________________________________
Я радуюсь, что родители _____________________________________________________________
Чаще всего поводом для конфликта является _____________________________________________________________
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону. Помните, иногда лучше быть счастливым, чем правым.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
1.Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2.Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6. Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
Советы для родителей:
1. Помочь подростку найти гармонию души и тела.
2.Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков.
3. Подробно ознакомить подростка с устройством и функционированием организма.
4.Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
5.Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.