Родительское собрание «Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения»
Пояснительная записка к презентации
Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения.
Родительское собрание.
Добрый вечер! Меня зовут…
Сегодня я хочу познакомить Вас с результатами психолого-педагогического обследования Ваших детей и обсудить полученные результаты.
В течение месяца в Вашем классе проводилось обследование, целью которого было изучение эмоционально-волевой и поведенческой сферы, выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации, определение уровня готовности к обучению в школе обучающихся 1 класса.
Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей. Именно для выявления этих особенностей и было проведено данное обследование.
Основная цель данного исследования выявить уровень адаптации детей к школьному обучению.
Адаптация – в широком смысле слова это – приспособление к окружающим условиям. Выделяют два аспекта адаптации биологический (физиологический) и психологический.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.
На успешную адаптацию ребенка к школе оказывают влияние многие критерии и факторы.
Какие критерии оценивались в ходе проведенного обследования?
1. Уровень готовности к обучению в школе.
Хочу сразу сделать небольшую ремарку.
Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Готовность к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. Ребенок к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе.
Для оценки данного критерия использовались несколько показателей:
навыки учебной деятельности (копирование образца, срисовывание незнакомых букв, рисование по памяти, умение пользоваться учебными принадлежностями, способность удерживать внимание и т.п.);
волевая сфера (степень волевого усилия для достижения цели, уровень постоянства и повторения усилий, локус контроля (интернальный – внутренний, экстернальный – внешний), склонность к риску (мотивация успеха или избегания неудач), умение слушать, понимать и выполнять задания учителя и т.п.);
поведенческий компонент (выбор стратегии поведения на основе оценки ситуации).
В результате проведенного обследования у 13 обучающихся (56,7%) выявлен высокий уровень готовности к школьному обучению, у 10 обучающихся (43,5%) выявлен средний уровень готовности к школьному обучению, низкий уровень готовности к школьному обучению выявлен не был.
Уровень готовности к школьному обучению.
Низкий уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что ребенок нуждается в срочном медико-психологическом обследовании и решении вопроса об образовательном маршруте для ребенка (ребенок набрал по методике 13 и более баллов).
Средний уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что школьные навыки сформированы на недостаточном уровне (ребенок набрал по методике от 7 до 12 баллов). Данный уровень подразделяется на два подуровня. Первый (7-9) – это дети, у которых наблюдаются незначительные трудности по показателям методик, эти дети берутся под наблюдение. Чаще всего это дети, которые рано пошли в школу либо дети с педагогической запущенностью. Второй (10-12) – это дети, у которых имеются существенные трудности по показателям методик, им рекомендовано дополнительное обследование у психиатра с целью исключения патологии развития.
Высокий уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что Ваш ребенок психологически готов к обучению в школе, но это не значит, что он будет хорошо учиться, так как это только один из критериев адаптации.
Переходим к следующему критерию.
2. Уровень сформированности школьной мотивации.
Школьная мотивация или мотивация обучения - осознание ребенком важности обучения в школе, которому необходимо уделять большую часть времени.
Если ребенок не заинтересован в школьных занятиях, не понимает, зачем ему нужны те или иные знания, то вполне очевидно становится то, что ему не хочется тратить свое время и силы на их приобретение. Мотив, сам по себе, обозначает - побуждение, своего рода «двигательную мысль» или целый мыслительный процесс с причинно-следственными связями, который приводит нас к определенным действиям, в данном случае, к желанию учиться в школе. Причинами могут служить, как сам интерес к школьным наукам, так и важный для ребенка коллектив сверстников (одноклассников), важный для ребенка учитель. В идеале, все эти причины должны присутствовать в процессе обучения. Это и рождает высокую школьную мотивацию.
Уровень школьной мотивации распределился следующим образом:
Первый уровень.
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень.
Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеурочной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень.
Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень.
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Анализируя данный показатель, следует отметить, что ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом:
Распределение ответов по анкете «Оценка школьной мотивации».
№ вопроса |
Вопрос |
Положительный ответ |
Нейтральный ответ |
Отрицательный ответ |
|||
(чел.) |
(%) |
(чел.) |
(%) |
(чел.) |
(%) |
||
|
Тебе нравится в школе? |
20 |
86,9 |
3 |
13,1 |
0 |
0 |
|
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
11 |
47,8 |
5 |
21,8 |
7 (остаться дома) |
30,4 |
|
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? |
11 |
47,8 |
6 |
26,1 |
6 (остаться дома) |
26,1 |
|
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? |
11 |
47,8 |
4 |
17,4 |
8 (нравится) |
34,8 |
|
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? |
9 |
39,1 |
8 |
34,8 |
6 (хотел бы) |
26,1 |
|
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
9 |
39,1 |
6 |
26,1 |
8 (хотел бы) |
34,8 |
|
Ты часто рассказываешь о школе родителям? |
10 |
43,5 |
7 |
30,4 |
6 |
26,1 |
|
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? |
6 |
26,1 |
3 |
13,1 |
14 (хотел бы) |
60,8 |
|
У тебя в классе много друзей? |
7 (много) |
30,4 |
14 (не очень) |
60,8 |
2 (мало) |
8,8 |
|
Тебе нравятся твои одноклассники? |
13 |
56,5 |
7 (не очень) |
30,4 |
3 (не нравятся) |
13,1 |
Данные проведенного анализа позволяют говорить о том, что большинство обучающихся (86,9%) посещают школу с удовольствием. Так же большая часть обучающихся отвечает положительно, либо нейтрально на вопросы связанные с процессом обучения.
Вызывает беспокойство тот факт, что только 7 (30,4%) обучающихся ответили, что имеют в классе большое количество друзей, а 10 (43,5%) обучающихся высказались негативно по отношению к своим одноклассникам.
Так же необходимо отметить, что 14 (60,8%) обучающихся ответили, что хотели бы, чтобы их учил менее строгий учитель. Результаты по данному вопросу не могут носить достоверный характер, так как в период проведения части обследования в связи с болезнью учителя в классе работал другой учитель и, отвечая на данный вопрос, часть детей выражали свое отношение к одному учителю, а другая часть детей представляла другого учителя. Тем не менее, полученные данные позволяют говорить о том, что большая часть обучающихся не готова принимать школьные требования (сидеть на уроках за партой, ходить строем в столовую и на другие уроки, выполнять домашнее задание и т.п.) и воспринимают их как излишнюю строгость со стороны учителя.
Еще один факт, который требует внимания, это общение на школьную тематику обучающихся со своими родителями. Только 10 (43,5%) обучающихся ответили, что часто рассказывают родителям о школе; 13 (56,5%) обучающихся ответили, что родителям о школе рассказывают редко или совсем не рассказывают.
В результате можно утверждать, что только у 9 (39,1%) обучающихся школьная мотивация сформирована на необходимом уровне.
Из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы обучающихся, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это, первоочередной задачей адаптационного периода является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитание у обучающихся правильной организации самостоятельного овладения знаниями, обучение обучающихся замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательно управлять своей учебной деятельностью.
И здесь я хочу остановиться.
Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?
1 – Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое. Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.
3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.
4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
6 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата (это как раз развивает интернальный локус контроля, о котором мы говорили выше).
7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов и школы. Если ребенок услышит от вас негативные отзывы о своем учителе, он никогда не будет ему доверять.
8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, ребенок, который хочет стать врачом, должен знать, что для этого ему необходимо изучать биологию и химию.
9 – Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру. Также проверка работы детей показывает им, что вы заботитесь о них. Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому. Самое главное запомните: Делайте домашнее задание вместе с ребенком, а не вместо него! Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их».
10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.
И самое главное. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Он не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.
3. Личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации.
В ходе обследования личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций обучающихся была проведена процедура определения вегетативного коэффициента, который характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. У 5 (21,7%) обучающихся было выявлено перевозбуждение, которое чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Так же у 1 (4,3%) ребенка выявлено компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
Энергетический показатель.
Родителям детей, у которых выявлено перевозбуждение или хроническое переутомление рекомендовано проанализировать физическую и эмоциональную нагрузку ребенка. Составить вместе с ребенком распорядок дня, отслеживать его рациональность (чередование режимов труда и отдыха, сон не менее 10 часов в сутки, прогулки на свежем воздухе). По возможности на период адаптации к школе (до января 2017 года) исключить или минимизировать посещение кружков и секций, если они отнимают много свободного времени ребенка или вызывают негативные чувства у ребенка.
Так же у 10 (43,5%) обучающихся отмечается недостаточная дифференциация эмоций, (дети могут одинаково реагировать на положительные и отрицательные чувства и качества). При оценке устойчивости эмоционального фона обучающихся были получены следующие результаты.
Уровень устойчивости эмоционального фона.
Уровень |
Абсолютный показатель (чел.) |
Относительный показатель (%) |
Преобладание отрицательных эмоций |
8 |
38,8 |
Эмоциональное состояние в норме |
7 |
30,4 |
Преобладание положительных эмоций |
8 |
38,8 |
Уровень устойчивости эмоционального фона.
Данные проведенного анализа позволяют говорить о том, что только у 7 обучающихся эмоциональное состояние в норме. Данные дети могут радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. У 8 обучающихся преобладает негативный эмоциональный фон. У данных детей доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно. У 8 обучающихся преобладает положительный эмоциональный фон. Данные дети чаще веселы, счастливы, настроены оптимистично.
Небольшой тест для родителей. Оцените сколько раз Вы сегодня ребенка:
Методы воспитания, вызывающие у ребенка |
|
положительные эмоции |
отрицательные эмоции |
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком) |
|
хвалили |
упрекали |
поощряли |
подавляли |
одобряли |
унижали |
целовали |
обвиняли |
обнимали |
осуждали |
делали подарки |
отвергали |
симпатизировали |
одергивали |
сопереживали |
позорили |
улыбались |
читали нотации |
восхищались |
лишали чего-то необходимого (по мнению ребенка) |
делали приятные сюрпризы |
наказывали (шлепали, пороли, ставили в угол) |
Посчитайте ответы в каждом столбике. А теперь давайте посмотрим «шапку» таблицы.
По этой шкале приблизительно можно оценить состояние вашего ребенка на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с ребенком.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
При оценке эмоционального фона обучающихся по отношению к школе были получены следующие результаты.
Уровень эмоционального отношения к школе.
Уровень |
Абсолютный показатель (чел.) |
Относительный показатель (%) |
Преобладание отрицательных эмоций |
11 |
47,8 |
Преобладание положительных эмоций |
12 |
52,2 |
Уровень эмоционального отношения к школе.
Все вышеперечисленные критерии взаимосвязаны и влияют на адаптацию ребенка к школе.
Для окончательного определения уровня адаптации детей к школе было проведено анкетирование родителей и учителя.
Получены следующие результаты:
Уровень адаптации к школе по оценке родителей.
Уровень адаптации к школе по оценке учителя.
Адаптированность обучающихся 1 класса к школе (по комплексной оценке).
В комплексную оценку входила оценка по всем критериям, которые влияют на адаптацию ребенка к школе, поэтому такая большая разница в количестве детей находящихся в зоне адаптации.
Уровни адаптации |
Содержание |
Зона адаптации |
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. - Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). - Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. - Занимает в классе благоприятное статусное положение |
Зона частичной адаптации |
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. - Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. - Усваивает основное содержание учебных программ. - Самостоятельно решает типовые задачи. - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - Общественные поручения выполняет добросовестно. - Дружит со многими одноклассниками |
Зона дезадаптации |
- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. - Наблюдаются нарушения дисциплины. - Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. - Самостоятельная работа с учебником затруднена. - При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. - К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. - Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. - Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников |
Несколько советов «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
Не торопитесь. Умение расчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...».
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Спасибо за внимание.