Педагогический совет «Портрет ученика начальной школы и портфолио ученика начальной школы»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема сегодняшнего педсовета «Портрет выпускника начальной школы и портфолио ученика».Но начать его я хочу со слов Конфуций «Учитель и ученик растут вместе».
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
«Портрет» выпускника начальной школы (4 класс).
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только на статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его дитя училось в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.
Не стоит забывать, что сейчас у выпускника начальной школы должно быть портфолио. Что такое портфолио?
Портфолио -это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социально-коммуникативной и др. и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Многие задаются вопросом: «Зачем нужно портфолио в начальной школе?»
Портфолио помогает решить важные педагогические задачи такие, как:
-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
-формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий прогресс ученика должен быть зафиксирован».
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жёстких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.
ПОКАЗ портфолио
Я провела опрос среди педагогов по выявлению, какое портфолио удобней в использовании портфолио папка или портфолио книжка и многие выбрали портфолио папка, так как данное портфолио имеет ярко выраженных творческий продукт детей, дети сами могут выбрать дизайн, стиль своего портфолио, а так же придумать свою изюминку. В своей профессиональной деятельности я буду использовать портфолио также портфолио «папка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы, посвященной модели ученика и применение портфолио в обучении убедительно показывает, что каким должен быть ученик по окончанию 4 класса. В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Закончить свое выступление хочу словами Л.Сенека «Уча других, мы учимся сами».