Выступление на педагогическом совете школы на тему «Портфолио учащихся начальной школы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №16»
р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области
Выступление
на педагогическом совете школы
Тема выступления:
«Портфолио учащихся начальной школы».
Подготовила:
Кузовлева Н.А.
Учитель начальных классов
2013, уч. год
Цель: формирование установки на творческую деятельность и умений
творческой деятельности.
Задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Актуальность темы:
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".
(министр образования В.М. Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
(1 слайд)- титульный лист
Портфолио ученика – что такое?
Портфолио – модное слово, пришедшее в наш лексикон не так давно. С французского языка оно переводится как «собрание листов», с итальянского – «папка с документами», с английского – «портфель для документов» (2 слайд).
Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 1 по 11 классы.
Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения, как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п. (3 слайд).
Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей.
Их помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам.
Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели (4 слайд).
Роль учителя в работе с портфолио
Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.
Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Всё это помогает формироваться личности ребенка.
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты (5 слайд).
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" (6 слайд).
Структура портфолио
Жестких требований по введению не существует.
Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное (7 слайд).
Разделы портфолио
-
Титульный лист
Мой мир
Моя учёба
Моя общественная работа
Моё творчество
Мои впечатления
Мои достижения
Отзывы пожелания (8 слайд)
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; адрес и телефон; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Очень важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Анкета для родителей
Ведомость учета успеваемости
Основной смысл портфолио:
"Показать все, на что ты способен".
Главное не победа,
главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует:
повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат!
Раздел «Мои впечатления»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Моя семья
Здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
Раздел «Моё творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Раздел «Мои увлечения»
Небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
Раздел «Отзывы и пожелания»
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей".
Портфолио младшего школьника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой "книжкой с картинками" для ребенка, и предметом его гордости. Ребенку обязательно надо объяснить, что за "волшебную книжку" вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок "не поймет" или "быстро охладеет". Поймет! В 7-летнем возрасте все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она "с восторгом примет" все творческие работы, с "особым вниманием отнесется" к удивительным фантазиям, а через некоторое время "с любовью напомнит" о том, "каким еще год назад я был маленьким"! Работу над "волшебной книжкой" можно начать с совместного похода за обложкой (вместе выбрать папку). Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком. Постепенно, не все сразу.
В процессе работы над сбором материалов может обнаружиться, что предлагаемых нами примерных разделов портфолио будет недостаточно, либо они не совсем близко подойдут Вашему ребенку по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории.