Социальная педагогика
Ошибки в социальном воспитании ребёнка.
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях.
Проанализировав данную ситуацию, можно предположить следующие ошибки социального воспитания:
Произошло неадекватное порицание мамы за данный поступок;
Мама не показала пример мужского воспитания сына;
Мама ставит приоритетными материальные блага, а не душевное и физическое состояние девочки;
Мама не показала грамотного выхода из этой ситуации;
Проявляет элементы гиперопеки;
Мама провоцирует в ребёнке чувство мести, озлобленности, обиды;
Учить давать сдачи - это не учить защищаться, а учить быть агрессивным и недоброжелательным, что останется на всю жизнь . Ни в коем случае нельзя учить ребёнка давать сдачи (если это не угрожает его жизни), наоборот надо закреплять те черты врождённые, которые есть у ребёнка на данный момент-
Поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. А также происходит процесс идентификации, когда ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
«Человек – существо социальное… А раз он - существо социальное, то, стало быть, только в обществе он может развивать свою природу».
Человек - существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди них и умирает в их окружении. На протяжении всей своей жизни он встречает тысячи самых разных людей. Детский сад, школа, пионерский лагерь, университет, дискотеки, библиотеки, армия, работа, другая работа и снова работа...
Везде, где бы мы ни находились, нас окружают люди, с которыми мы вынужденно или с удовольствием общаемся. И каждый человек в нашей жизни играет определенную роль.
Процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.
Социализация - это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа - общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.
В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, человек овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Накопленное обществом богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.
Человек неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Условия для успешной адаптации младших школьников
Создание условий по сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.
Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Развитие коммуникативных способностей в среде сверстников и взрослых.
Формирование навыков самоконтроля на уроке, за партой, во время перемены.
Содействие развитию самоконтроля, самодисциплины.
Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса;
Рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно-ориетированного учебно-воспитательного процесса;
Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника;
Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха;
Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания;
Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников;
Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.
Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.
Наиболее успешно реализация выявленных условий будет осуществляется за счет применения педагогом следующих методов и средств организации психолого-педагогического воздействия и стимулирования: игры, соревнования, проблемных педагогических ситуаций, опоры на личное мнение ребенка, активного включения каждого ученика во все формы деятельности, создание опережающих учебно-отношенческих ситуаций, осуществляемых на основе педагогически управляемого моделирования детьми нравственно-ценностных взаимоотношений.