Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Пена — мыло»

4
0
Материал опубликован 22 February

Тема: «Пена – мыло»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей путем вовлечения их в экспериментальную деятельность

Задачи:

расширить представления детей о свойстве мыла - пениться, формируя первичные представления о пене: «белая», «воздушная», «лёгкая», «пушистая», «снежная», «с пузыриками»;

учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, проверять их и делать выводы;

формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами;

развивать речь, мелкую моторику, наблюдательность, внимание, память, активность, самостоятельность, познавательные и мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление взаимосвязей, коммуникативные навыки;

прививать культурно-гигиенические навыки детей, умение работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Методы: наглядный, словесный, практические и игровые.

t1708634252aa.jpgОборудование: аудиозапись песни Шоу Три Медведя «Мыло», видеоролики с героями канала «Карусель» Светиками, которые помогают проводить опыты (ролик смонтирован так, что Светики являются полноправными участниками: задают вопросы, направляют, поощряют, вступают в полемику с детьми и т.д.) и танец «Моем ручки», картинки с изображением спортсмена, врача, кондитера (взбивает сливки), большие контейнеры с чистой водой, мыло, полотенца, ложечки, поддоны с кусочками мыла, укрытые салфетками, стаканы с водой, пластмассовые фигурки медвежат, бейджики с названием: лаборант, ст.лаборант, научный сотрудник. Лаборатория разбита на 4 рабочие зоны, где и будут проводить исследования наши лаборанты.

Подготовительный момент начался в группе.

Дети получили бейджики с названиями должностей. Двое детей изъявили желание быть старшими лаборантами, помощниками воспитателя, который является научным сотрудником. Повторили правила поведения в лаборатории.

Ход занятия:

Под звучание песни Шоу Три Медведя «Мыло» дети входят в лабораторию «Познавайка» и занимают места за рабочими столами по своему желанию. Дослушивают песню.

- Коллеги, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории «Познавайка». Наш девиз! - - Дай мне сделать – и я пойму!(дети)

- О чем пели нам Медведи? Как вы думаете, почему именно про мыло решили они спеть в нашей лаборатории?(ответы детей)

- Значит, сегодня мы будем исследовать?

- А помогут нам в этом Светики.

- Для чего нам нужно мыло? Как правильно мыть руки? Попрошу моих помощников показать, как это делать?

Опыт 1. 2 ст.лаборанта намыливают руки и рассказывают, что происходит. (Появляются пузырики, еще больше! Как красиво! Появляется пена) Ст.лаборанты проходят около детей, демонстрируя пену на своих руках.

- Т.е. вы трете мыло и появляется пена? А как эта пена появляется, вы знаете?(ответы детей) И я не знаю? Так ведь это и хорошо! У нас появился вопрос, с которого начинается любое исследование. Что мы хотим узнать? (ответы детей обобщаются)

- Мы хотим узнать, почему мыло пенится и откуда берется пена?

- Коллеги, как вы думаете, что нам понадобится для исследования? (ответы детей, называют реквизит) Молодцы!

- Рассмотрим кусочки мыла, я вот не пониманию, откуда берутся эти воздушные облака, может они прячутся внутри? (предположения детей)

Опыт 2. Разломить кусочки мыла и рассмотреть их используя лупы.

- Есть ли внутри эти облака? А что мы видим? (ответы детей)

Вывод: внутри мыла пены нет, а только мыло

- Коллеги, вспомним, когда получилась пена? (когда терли мыло).

- Давайте потрем его.

Опыт 3. Кусочки мыла трут руками, рассматривают.

- Есть ли пена?

Вывод: пены нет, чего-то не хватает.

- А вот чего не хватает, мы узнаем после веселой танцевальной минутки вместе с Медведями. (дети выходят аккуратно из-за столов и занимают свободные места в проходах)

Танцевальная минутка

- Так чего же не хватает, чтобы появилась пена? (ответы детей, аккуратно подводим, что не хватает воды)

Опыт 4. Поливают мыло водой ложечкой и наблюдают.

- Появилась пена? (нет)

-Мы намочили его, но пены нет. Почему? (предположения детей, подводим к тому, что нужно потереть его)

Опыт 5. Мокрое мыло трем пальцем и наблюдаем. Появилась пена.

Вывод: чтобы появилась пена, нужна вода и его нужно потереть.

- Коллеги, а может все мокрые предметы можно потереть и они будут пениться? (ответы детей)

- Проверим?

- Есть ли у нас на столах предметы не из мыла, которые можно полить водой и потереть? Из какого материала они сделаны?

Опыт 6. Поливаем водой пластмассовых медвежат и трем их.

- Появилась пена? Медвежата не пенятся, почему? (рассуждения детей)

Вывод: весь секрет в мыле.

- И все-таки мне не понятно, почему, когда мы мочим мыло водой и трем, появляется пена? (предположения детей)

- Предлагаю провести эксперимент и опустить мыло в стакан с водой. Как будет оно себя вести? (предположения детей)

Опыт 7. Опускаем мыло в стакан с водой и наблюдаем.

- Что происходит?

- Потрогайте ложечкой, твердое оно или мягкое?

- Что вы видите? (появляются хлопья)

- Размешайте. Что происходит? (рассматривают в лупу) (появилась пена)

- Появилась пена? Какая она? («белая», «воздушная», «лёгкая», «пушистая», «снежная», «с пузыриками»)

-Посмотрим на экран, Лучик приготовил для нас вопросы. Люди каких профессий нарисованы на картинках? Кто из них подходит к нашему исследованию? Почему? А где еще можно получить пену? (наблюдения детей). (видеоролик взбивания сливок от Лучика)

Вывод: не только мыло превращается в пену, но и сливки.

- И все-таки мы не до конца ответили на главный вопрос. А какой он? (ответы детей)

- Уважаемые коллеги, мы с вами опытным путем доказали, что необходимо, чтобы мыло пенилось. А вот почему это происходит, пока нет ответа? Есть предположения? (ответы детей, рассуждения).

Дети подошли к тому, что в мыле есть что-то такое, что, попадая в воду, превращается в пену. Лучик доступно рассказал и показал, почему это происходит.(видеоролик).

- Сможем, коллеги, сейчас мы ответить на главный вопрос? Почему мыло пенится и откуда берется эта пена?

Вывод: пена получается из того, что мы растворяем мыло в воде. Кусочки мыльного вещества образуют пленочки, во внутрь которых попадает воздух. Для этого нужно взболтать или потереть мыло.

Подведение итога:

- Уважаемые коллеги, вы молодцы! Сумели найти ответ на наш главный вопрос. И теперь вы знаете, для того, чтобы быть чистыми, нам нужны и мыло, и вода. А Фантик Фантазер приготовил для вас сюрприз, веселую песенку.(видеоролик)

- Светики не прощаются с нами, а говорят нам: «До свидания! До новых открытий!»

Рефлексия: коллеги, покажите, пожалуйста, соответствующим жестом (поднятый вверх большой палец) кому было интересно и познавательно и хочется снова вернуться в нашу лабораторию. Ну и, конечно, обоснуйте свое решение. А кому скучно, опустите палец вниз. И почему?

 

Исследование помогали проводить герои «Лабораториума» с детского канала «Карусель». Они же помогли с выбором темы. И веселая песенка Шоу Три Медведя.

Большое им спасибо!!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации