Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Пена — мыло»
Тема: «Пена – мыло»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей путем вовлечения их в экспериментальную деятельность
Задачи:
расширить представления детей о свойстве мыла - пениться, формируя первичные представления о пене: «белая», «воздушная», «лёгкая», «пушистая», «снежная», «с пузыриками»;
учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, проверять их и делать выводы;
формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами;
развивать речь, мелкую моторику, наблюдательность, внимание, память, активность, самостоятельность, познавательные и мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление взаимосвязей, коммуникативные навыки;
прививать культурно-гигиенические навыки детей, умение работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Методы: наглядный, словесный, практические и игровые.
Оборудование: аудиозапись песни Шоу Три Медведя «Мыло», видеоролики с героями канала «Карусель» Светиками, которые помогают проводить опыты (ролик смонтирован так, что Светики являются полноправными участниками: задают вопросы, направляют, поощряют, вступают в полемику с детьми и т.д.) и танец «Моем ручки», картинки с изображением спортсмена, врача, кондитера (взбивает сливки), большие контейнеры с чистой водой, мыло, полотенца, ложечки, поддоны с кусочками мыла, укрытые салфетками, стаканы с водой, пластмассовые фигурки медвежат, бейджики с названием: лаборант, ст.лаборант, научный сотрудник. Лаборатория разбита на 4 рабочие зоны, где и будут проводить исследования наши лаборанты.
Подготовительный момент начался в группе.
Дети получили бейджики с названиями должностей. Двое детей изъявили желание быть старшими лаборантами, помощниками воспитателя, который является научным сотрудником. Повторили правила поведения в лаборатории.
Ход занятия:
Под звучание песни Шоу Три Медведя «Мыло» дети входят в лабораторию «Познавайка» и занимают места за рабочими столами по своему желанию. Дослушивают песню.
- Коллеги, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории «Познавайка». Наш девиз! - - Дай мне сделать – и я пойму!(дети)
- О чем пели нам Медведи? Как вы думаете, почему именно про мыло решили они спеть в нашей лаборатории?(ответы детей)
- Значит, сегодня мы будем исследовать?
- А помогут нам в этом Светики.
- Для чего нам нужно мыло? Как правильно мыть руки? Попрошу моих помощников показать, как это делать?
Опыт 1. 2 ст.лаборанта намыливают руки и рассказывают, что происходит. (Появляются пузырики, еще больше! Как красиво! Появляется пена) Ст.лаборанты проходят около детей, демонстрируя пену на своих руках.
- Т.е. вы трете мыло и появляется пена? А как эта пена появляется, вы знаете?(ответы детей) И я не знаю? Так ведь это и хорошо! У нас появился вопрос, с которого начинается любое исследование. Что мы хотим узнать? (ответы детей обобщаются)
- Мы хотим узнать, почему мыло пенится и откуда берется пена?
- Коллеги, как вы думаете, что нам понадобится для исследования? (ответы детей, называют реквизит) Молодцы!
- Рассмотрим кусочки мыла, я вот не пониманию, откуда берутся эти воздушные облака, может они прячутся внутри? (предположения детей)
Опыт 2. Разломить кусочки мыла и рассмотреть их используя лупы.
- Есть ли внутри эти облака? А что мы видим? (ответы детей)
Вывод: внутри мыла пены нет, а только мыло
- Коллеги, вспомним, когда получилась пена? (когда терли мыло).
- Давайте потрем его.
Опыт 3. Кусочки мыла трут руками, рассматривают.
- Есть ли пена?
Вывод: пены нет, чего-то не хватает.
- А вот чего не хватает, мы узнаем после веселой танцевальной минутки вместе с Медведями. (дети выходят аккуратно из-за столов и занимают свободные места в проходах)
Танцевальная минутка
- Так чего же не хватает, чтобы появилась пена? (ответы детей, аккуратно подводим, что не хватает воды)
Опыт 4. Поливают мыло водой ложечкой и наблюдают.
- Появилась пена? (нет)
-Мы намочили его, но пены нет. Почему? (предположения детей, подводим к тому, что нужно потереть его)
Опыт 5. Мокрое мыло трем пальцем и наблюдаем. Появилась пена.
Вывод: чтобы появилась пена, нужна вода и его нужно потереть.
- Коллеги, а может все мокрые предметы можно потереть и они будут пениться? (ответы детей)
- Проверим?
- Есть ли у нас на столах предметы не из мыла, которые можно полить водой и потереть? Из какого материала они сделаны?
Опыт 6. Поливаем водой пластмассовых медвежат и трем их.
- Появилась пена? Медвежата не пенятся, почему? (рассуждения детей)
Вывод: весь секрет в мыле.
- И все-таки мне не понятно, почему, когда мы мочим мыло водой и трем, появляется пена? (предположения детей)
- Предлагаю провести эксперимент и опустить мыло в стакан с водой. Как будет оно себя вести? (предположения детей)
Опыт 7. Опускаем мыло в стакан с водой и наблюдаем.
- Что происходит?
- Потрогайте ложечкой, твердое оно или мягкое?
- Что вы видите? (появляются хлопья)
- Размешайте. Что происходит? (рассматривают в лупу) (появилась пена)
- Появилась пена? Какая она? («белая», «воздушная», «лёгкая», «пушистая», «снежная», «с пузыриками»)
-Посмотрим на экран, Лучик приготовил для нас вопросы. Люди каких профессий нарисованы на картинках? Кто из них подходит к нашему исследованию? Почему? А где еще можно получить пену? (наблюдения детей). (видеоролик взбивания сливок от Лучика)
Вывод: не только мыло превращается в пену, но и сливки.
- И все-таки мы не до конца ответили на главный вопрос. А какой он? (ответы детей)
- Уважаемые коллеги, мы с вами опытным путем доказали, что необходимо, чтобы мыло пенилось. А вот почему это происходит, пока нет ответа? Есть предположения? (ответы детей, рассуждения).
Дети подошли к тому, что в мыле есть что-то такое, что, попадая в воду, превращается в пену. Лучик доступно рассказал и показал, почему это происходит.(видеоролик).
- Сможем, коллеги, сейчас мы ответить на главный вопрос? Почему мыло пенится и откуда берется эта пена?
Вывод: пена получается из того, что мы растворяем мыло в воде. Кусочки мыльного вещества образуют пленочки, во внутрь которых попадает воздух. Для этого нужно взболтать или потереть мыло.
Подведение итога:
- Уважаемые коллеги, вы молодцы! Сумели найти ответ на наш главный вопрос. И теперь вы знаете, для того, чтобы быть чистыми, нам нужны и мыло, и вода. А Фантик Фантазер приготовил для вас сюрприз, веселую песенку.(видеоролик)
- Светики не прощаются с нами, а говорят нам: «До свидания! До новых открытий!»
Рефлексия: коллеги, покажите, пожалуйста, соответствующим жестом (поднятый вверх большой палец) кому было интересно и познавательно и хочется снова вернуться в нашу лабораторию. Ну и, конечно, обоснуйте свое решение. А кому скучно, опустите палец вниз. И почему?
Исследование помогали проводить герои «Лабораториума» с детского канала «Карусель». Они же помогли с выбором темы. И веселая песенка Шоу Три Медведя.
Большое им спасибо!!!!