Перспективный годовой план учителя-логопеда
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Ёлочка» комбинированного вида города Белово»
 
 
Рассмотрен Утвержден
Педагогическим советом Заведующей МБДОУ д/с №51
Протокол №___________ ___________ Шульгина Э.В.
От «___» ____________2023 «____»______________ 2023
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Годовой план на 2023-2024 уч. год
учителя-логопеда Максимовой В.Ю.
 
Цель ДОУ: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, разностороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов с учётом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
2. Совершенствование работы в детском саду по обогащению социального опыта ребенка через реализацию экспериментальной деятельности.
3. Способствовать формированию у дошкольников основ экологической культуры.
4. Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Проблема логопеда: недостаточно высокий уровень готовности детей с ТНР к обучению грамоте.
 
Цель: выравнивание речевого развития, по средством использования вариативности и разнообразия форм обеспечивающих подготовку детей с ТНР к обучению грамоте.
Задачи:
1. Построить коррекционную образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, овладения речевой культурной нормой через освоение языка, формирование грамматически правильного строя речи, элементами грамоты, коммуникативными навыками.
2. Совершенствовать формы и методы коррекционной работы, способствующие наиболее полному устранению речевых нарушений у детей с ТНР
3. Продолжить обеспечивать педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития, повышать мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
| № | Вид деят | Мероприятия | Категория | Сроки | Цель | Контроль | 
| 1.1 |  				 Д и а г н о с т и ч е с к а я | Обследование детей | Дети старшей группы | Сентябрь | Выявить у детей речевые нарушения, составление индивидуального .плана, заполнение документации. | Речевые карты, индивидуальные .планы | 
| 1.2 | Мониторинг речевого развития детей | Дети старшей группы | 3 раза в год сентябрь январь май | Выявить динамику развития речи детей. | Речевые карты, мониторинговые карты, протоколы, анализ мониторинговых исследований. | |
| 1.3 | Мониторинг речевого развития детей | Дети подготовит. группы | 3 раза в год сентябрь январь май | Выявить динамику развития речи детей, определить уровень готовности детей к обучению в школе. | Речевые карты, мониторинговые карты, протоколы, анализ мониторинговых исследований. | |
| 1.4 | Диагностика по методике А.Н.Корнева раннего выявления дислексии | Дети подготовит группы | Сентябрь, май. | Выявить детей имеющих предрасположенность к дислексии. Выявить тенденции, дать рекомендации родителям. | Сводная таблица диагностики. | |
| 1.5 | Обследование детей младшего возраста. | Дети второй младшей группы. | Октябрь 2024 г, апрель 2024 г. | Определить уровень речевого развития детей с целью выявить детей с низким уровнем развития речевых процессов. | Тетрадь профилактического осмотра, заполнение мед.карты. | |
| 1.6 | Обследование детей средней группы | Дети средней группы. | Март 2024г. | Определить уровень речевого развития детей для обследования на ПМПК | Речевые карты, анализ амбул.карты детей, бланки медосмотров, характеристики, анкеты для родителей, протоколы. | |
| 2.1 |  				 К о р р е к ц и о н н о - р а з в и в а ю щ а я | Индивидуальная образовательная деятельность | Дети старшей и подготов. групп | Ежедневно | Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. | Индивидуальные тетради, индивидуальный план. | 
| 2.2 | Подгрупповая НОД по обучению грамоте. | Дети с ТНР, ЗПР | 2 раз в неделю 20 мин | Формирование и развитие связной речи. | Табель, конспекты занятий, календарно-тематический план | |
| 2.3 | Фронтальная НОД | Дети старшей группы. Дети подготовит группы | 3 р в неделю (понедельник, вторник, среда). 3р в неделю (понедельник, вторник, четверг). | Обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматические средства языка, звуковую культуру речи, развивать связную речь. | Табель, конспекты занятий, календарно – тематический план. | |
| 2.4 | Индивидуальные консультации с практическим показом родителям | Дети и родители старшей группы | 1,4 недели месяца | Ознакомление с приемами логопедической работы. | Журнал консультаций, рекомендации. | |
| 2.5 | Участие в мероприятиях ДОУ: - Посещение занятий воспитателей логоп групп - Экспертная группа - Смотр логопед. уголков -Театральная деятельность - Викторина «Умники» - Выставка речевых игр для родителей - Открытое занятие для педагогов ДОО. - Просмотр итогового логопедического занятия «Путешествие со звуками» - Пополнение портфолио воспитанников викторинами, конкурсами - Подготовка речевого материала к утренникам в соответствии со структурой речевого нарушения каждого ребенка | Логопед, спец-ты МБДОУ, родители старшей и подготов группы. | По плану ДОУ |  				 Контроля над выполнением полученных рекомендаций. Организация совместной деятельности специалистов ДОУ, родителей с детьми, имеющими нарушения речи. | Интегрированный план, тетрадь взаимосвязи специалистов, план работы с родителями | |
| 3.1 | К о н с у л ь т а ц и о н н а я | Консультации для родителей: «Игры с предлогами» «Учимся составлять рассказы», | Родители: старшей группы, подготов гр |  				 Сентябрь декабрь |  				 Привлечь родителей к использованию игр, упражнений в общении с ребёнком. Повысить педагогическую грамотность родителей. | Журнал консультирования, методические рекомендации, выступление на родительских собраниях. | 
| 3.2 | Индивидуальное консультирование по проблемам педагогов, специалистов, родителей | Педагоги, родители | В течение года | Взаимосвязь с родителями, педагогами в процессе коррекционной работы | Журнал консультаций. | |
| 3.3 | Консультация для воспитателей: «Результаты обследования развития речи детей» «Повышение речевой активности у детей с ТНР», «Педагогическая мастерская». | Воспитатели старшей и подготовительной групп |  				 сентябрь декабрь март | Повышение качества коррекционно-развивающей деятельности. Повышение эффективности коррекционной -развивающей работы в ДОУ. | Журнал консультаций, методические рекомендации | |
| 3.4 | Взаимопосещение занятий с воспитателями групп старшего возраста | Логопед, воспитатели Групп старшего возраста | В течение года по плану ДОУ | Повышение профессионализма у педагогов. | Рекомендации. | |
| 3.5 |  				 | Анкетирование родителей и сбор общих данных о ребенке и родителях | Родители средней группы | апрель | Взаимосвязь с родителями, сбор речевого анамнеза | Бланки анкетирования, амбулаторные карты | 
| 4.1 |  				 П р о с в е т и т е л ь с к а я | Пополнение стенда «Логопед родителям» | Логопед | 1 раз в месяц | Вовлечение родителей в активный коррекционно-педагогический процесс. | Материалы стенда, памятки. | 
| 4.2 | Родительское собрание: Игротренинг «Трудный звук- будь детям друг». Мастер-Класс «Копилка речевых игр». | Родители детей логопедической группы |  				 Сентябрь Май | Знакомство с организацией и содержанием коррекционной работы по развитию речи в подготовительной логопедической группе. | Выступление на собрании, презентации | |
| 4.3 | Памятки в родительский уголок. | Родители мл.и ср. гр. | 1 раз в месяц. | Повышение педагогического образования родителей. | Консультация, памятки. | |
| Практикум для родителей: «Полезные игры», «Трудные словечки». | Родители | По плану МБДОУ | Организация пропаганды логопедической помощи по преодолению речевых нарушений. | Размещение статей, рекомендаций на интернет –сайте д\с | ||
| 5.1 |  				 Э к с п е р т н а я | Участие в ППк специалистов ДОУ | Средняя, старшая и подготовит группа | 4 раз в год по плану ППк | Определение педагогического сопровождения детей, нуждающихся в помощи специалистов. | Логопедическое представление, индивидуальные образовательные маршруты, заключения ППк | 
| 5.2 | Составление анализа логопедической деятельности. | Логопеды МО п.Инской | Май | Проанализировать коррекционную работу за 3 учебных года. | Сравнительный анализ, диаграммы. | |
| 5.3 | Организация и участие в работе ПМПК города Белово | Логопед, члены ПМПК | согласно графику ПМПК | Определение маршрута обучения детей с речевыми нарушениями | Речевые карты, заключения ПМПК | |
| 5.4 | Просмотр открытых занятий, мастер-классов, детских утренников | Старшая и подготовит группа | По плану МБДОУ | Анализ коррекционной деятельности воспитателей. Контроль речевого развития дошкольников. | Журнал взаимодействия педагогов, анализ коррекционной работы | |
| 6.1 |  				  				 О р г а н и з а ц и о н н а я | Составление перспективного плана работы | Логопед | Сентябрь | Организовать системность и результативность коррекционной работы | Анализ результатов работы за прошедший год | 
| Участие в мероприятиях логопедической службы при ИМЦ Беловского городского округа | Логопеды | В течение года | Повышение уровня педагогического мастерства | Повышение квалификации логопеда. | ||
| 6.2 | Участвовать в мероприятиях методического объединения пгт. Инской. | Логопеды | По плану МО пгт Инской | Обогащение опыта работы логопеда | Материалы мероприятий МО г. Белово | |
| 6.3 | Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | Логопед | С 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая | Организация коррекционно-образовательного процесса | Документация | |
| 6.4 | Составление циклограммы работы, индивидуальных НОД, согласование с администр | Логопед | С 1 по 15 сентября | Организация коррекционно-образовательного процесса | Циклограмма, график инд НОД. | |
| 6.5 | Организация педсовета по итогам диагностики с целью анализа недостатков речевого развития и выбора средств коррекционного воздействия на каждого воспитанника группы. Участие в проведении педагогических советах учреждения: 1. Речевой практикум «Правильно говорим», 2. Деловая игра: «Технологии повышения эффективности коррекционной работы» | Педагоги и специалисты | По плану ДОУ | Анализ недостатков речевого развития и выбор средств коррекционного воздействия на каждого воспитанника группы Обучение педагогов активизации речевой деятельности детей. Повышение педагогической грамотности. | План работы ДОУ Материалы презентации. | |
| 6.6 | Проведение мастер-класса на родительском собрании с применением ИКТ: «Игротека в кругу семьи», «Игры и упражнения для развития речи». «Обучение грамоте детей с ТНР» |  				 Родители старшей группы Родители подготовит группы |  				 Сентябрь декабрь март |  				 Обучить родителей практическим приемам развития речи. Познакомить родителей с играми по обучению грамоте. Повысить педагогическую грамотность родителей. | Протокол родительского собрания, презентации, | |
| 6.7 | Систематизация накопленного методического материала для коррекции речи в электронном виде. | логопед | В течение года | Повысить эффективность коррекционной работы с использованием ИКТ в развитии связной речи дошкольников. | Презентации, логопедические игры, картинки в электронном варианте. | |
| 6.8. | Разработка индивидуальных планов коррекционно- развивающей работы с учётом результатов обследования | Логопед | 1-15 Сентябрь, январь, май | Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в коррекции речевых нарушений у детей. | Индивидуальные планы коррекционно- развивающей работы | |
| 6.9 | Подбор методического обеспечения к фронтальным занятиям | Логопед | В течение года | Оптимизировать коррекционно-развивающий процесс | Планы и конспекты НОД, методическая литература | |
| 7.1 | П р о ф и л а к т и ч | Проведение речевых пятиминуток и упражнений для развития мелкой моторики рук. | Дети младшей группы, вос-ли. | 1 раз в месяц. | Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря. | Комплекс игр и упражнений по развитию навыков. | 
| 7.2 | Консультации по итогам профосмотров. | Родители и вос-ли младшей группы | Октябрь, апрель. | Повышение педагогического образования родителей. | Консультации, бюллетени. | |
| 7.3 | Ведение индивидуальных тетрадей взаимодействия учителя – логопеда и родителей. | Родители старшей и подг группы | В течение года | Повышение педагогической грамотности родителей. | Тетради, альбомы | |
| 8.1 |  				 С а о о о б р а з о в а н и е  				  				  				  				 | Тема: «Формирование звукового анализа у дошкольников» - Изучение опыта учителей-логопедов ч\з интернет ресурсы, представление пед опыта, рекомендаций на сайтед\с. - Подготовка папки достижений для самоанализа результатов проф.деятельности: - участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, вебинарах, семинарах, конференциях; - публикация опыта работы на образовательных сайтах. - систематизация материалов для проведения занятий по развитию звукового анализа. - Посещение городских, областных семинаров. - Изучение особенностей организации работы с детьми с ОВЗ. -Разработка новых методических и дидактических пособий. | Логопед |  				 В течение года | Повышение уровня педагогических знаний в вопросах развития фонематического восприятия и звукового анализа детей с ТНР. Личное участие, печатные и мультимедийные материалы из опыта работы | Перспективный план по самообразованию. | 
 
                                     
                                