Разработка обучающего занятия «Первоцветы»
Тема занятия. Первоцветы
Цель: познакомить детей с раннецветущими растениями нашей местности.
Задачи:
Обучающие: дать понятия о первоцветах, эфемероидах, причинах короткой вегетации;
Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, оцениванию роли и места определенных видов растений в природе; развивать творческие навыки детей.
Воспитательные: показать необходимость охраны природы, ее эстетическую ценность.
Средства обучения: презентация, опорные карточки, раздаточный материал, материал для творчества.
Методы: воспроизводящая беседа, диалог, групповая технология (закрепление нового материала), личностно – ориентированная технология (творческое задание).
Ход занятия.
Группа делится на 2-4 подгруппы.
Введение.
Вступительное слово. Весна.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.
Признаки весны:
-выше солнцестояние
-увеличение продолжительности светового дня.
-повышение температуры воздуха, почвы, воды.
-активность птиц,
-прилет птиц.
Календарная весна -1 марта
Народные приметы: перелетные птицы летят большими стаями к дружной весне; длинные сосульки к долгой весне; снег скоро тает, вода бежит дружно - к мокрому лету; поздняя весна не обманет; ранний гром к хорошему урожаю. Масленица – проводы зимы.
Природная весна
Основная часть.
Новый материал. Презентация «Первоцветы».
Первоцветы – первые цветы. Их появление – это приспособление к выживанию. Они появляются с первыми лучами солнца, в то время, когда нет ни листвы, ни травы. Их можно назвать разведчиками, первопроходцами.
Научный термин – эфемероиды. Эфемероиды и эфемеры – это растения с коротким циклом вегетации.
Слово «эфемерный» означает недолговечный. Они отличаются «торопливостью» - появляются после таяния снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют, надземная их часть засыхает. Они всегда активно развиваются - растут, цветут и плодоносят - только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова. Во время весеннего достатка света они успевают вырасти, зацвести, отплодоносить и накопить запас питательных веществ для будущего года.
После отмирания надземной части растения живут и развиваются в луковицах и корневищах под землей.
Клубни, луковицы и корневища это видоизмененные подземные побеги. В отличие от корней, корневища, клубни и луковицы имеют боковые и верхушечные почки.
Физкультминутка.
Информация о растениях по их презентации.
Первоцвет весенний с ярко желтыми цветками, похожими на связки ключей. «Ключ цветок» - так зовут первоцвет в Германии. Русские названия растению даны из-за его цветения в начале весны. Желтыми цветами-этими ключиками весна отпирает двери теплу и солнцу.
Медуница. У этого растения на одном стебельке находятся разноцветные цветы: розовые цветки - молодые, фиолетовые, синие - старые, отцветающие. Каждый цветок на протяжении своей жизни меняет окраску.
Лесной ландыш Жизнь ландыша весной начинается с того, что на поверхности почвы появляется ростки похожие на толстое шило- листья .Проходит время листья вытягиваются, разворачиваются. Между листьями вырастает стебелек с белыми цветами-колокольчиками.
Фиалка. Получила свое название за глубокий фиолетовый цвет. Обладает нежным приятным запахом. В наших лесах встречаются фиалки душистая, удивительная и белая.
Пролесок. Первоцвет с ярко – синими цветами.
Подснежник. Цветут в феврале, марте, а при теплой зиме в январе. В нашей местности встречаются в широколиственных лесах. Культивируются как декоративные растения, занесены в Красную книгу.
Примула. Широко культивируется в садоводстве. Выведены сорта с окраской цветка от белого до темно- бордового цвета.
Вероника. Высота их редко превышает 10 см. Быстро развиваясь из семян, это крошечное растение успевает до летней жары отцвести и дать семена.
Мать и мачеха. Она первая зацветает среди наших цветов, совсем не боится заморозков. Когда отцветают цветки, появляются листья. Листья широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они кожистые, холодные (мачеха). Снизу листья опушенные, мягкие (мама).
Одуванчик. Широко распространенное лекарственное и пищевое растение.
Звездчатка или мокрица тенелюбивое растение с мелкими белыми цветами. Пищевое растение добавляют в салаты, борщи.
Нарцисс. Украшение садов. Ярко – желтые, крупные цветки радуют нас своей красотой и свежестью.
Шафран зацветает ранней весной. Они стойко переносят весеннюю погоду с резкими колебаниями температур. Тычинки цветка шафрана ценная и дорогая пряность.
Физкультминутка.
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
3. Закрепление:
Задание. Убери лишнее. Раздаются открытки с рисунками цветов. Выбрать первоцветы.
Загадки о первоцветах:
На проталинках лесных,
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... (подснежники).
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (крокусы).
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик,
Носит... (одуванчик).
В палисадниках растут,
разноцветные,
Летом были бы они
незаметными,
А весною так желанны
Нам нарциссы и... (тюльпаны).
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие... (ландыши).
В названии спрятано слово мед.
Кто его видел, тот поймет,
Что этот яркий первоцвет
Цветками радует весь свет!
(медуница)
Мохнатые цыплятки расселись на грядке.
Ни тюльпан, ни роза, а яркая…
(мимоза)
Подбери цветок к стеблю. Раздаются готовые открытки - аппликации с листьями первоцветов и лепестки разной формы и цвета.
Подбери стебель к цветку. Раздаются готовые аппликации с венчиками первоцветов и листья разной формы.
Задание. Дорисуй и назови подземный орган. Раздаются готовые аппликации с первоцветами. Дорисовать подземный орган.
Кроссворд. Первоцветы.
Творческое задание. Изготовление первоцветов.
5. Итог занятия.
Цветы, расцветающие рядом с сугробами, как маленькое чудо: холодно, слякотно, снег лежит, а они уже цветут, тянутся к солнцу. Природа дарит нам красоту и радость. Природа дает нам вдохновение, и призывает нас к творчеству. Давайте учиться у природы создавать красоту и беречь красоту вокруг себя.
Литература.
http://www.ecosystema.ru/ (Биологический энциклопедический словарь, 1989).http://unnat42.ru/lib/children/researcher09/blooming/02/
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/konkurs_zagadki_o_pervotsvetakh
https://afez.ru/zagadki-dlya-detej-s-otvetami/cvety/vesennie
https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/251-fizminutka-tsvety
Потамошнева Наталья Алексеевна