План анализа стихотворения А.А.Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы»
План - анализа стихотворения.
А.А. Фет «Учись у них-у дуба, у берёзы»
1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. (О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.
4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Стихотворение | Материалы к сочинению |
Афанасий Фет «Учись у них-у дуба, у берёзы»
| Афанасий Фет. – поэт природы, которого называли мастером «чистой лирики». Автор ко времени написания стихотворения был человеком умудрённым житейским опытом, поэтому произведение получилось искренним и чувственным. Его можно отнести к философской лирике. В стихотворении переплетаются две темы: описание природы и размышление человека над смыслом жизни. Поэт показывает, что деревья стойко переносят всё, что приготовила им зимняя пора. Так и человек, учась у природы, должен терпеливо преодолеть все удары судьбы, которые могут ожидать его в жизни. |
Учись у них — у дуба, у березы. Все злей метель и с каждою минутой Но верь весне. Ее промчится гений, | «Пересказ своими словами» Поэт рисует зимнюю картину. Зима суровая и морозная, на деревьях от холода трещит кора, ветер рвёт оставшуюся беззащитную листву. Но они стойко переносят непогоду. Даже когда начинается метель, деревья не стонут и не жалуются на неё. Верят приходу весны, когда снова расцветут, радуясь солнцу. Надеются на новое преобразование в ясные дни. Настроение. Спокойно- торжественное от осознания гармонии в природе, которую демонстрируют своей стойкостью и терпением деревья. Потрясение от открытия и желание поделиться им со всем миром, чтобы с достоинством встречать превратности судьбы. Изобразительно-выразительные средства. Главные образы стихотворения - дуб и береза, олицетворяющие силу и нежность. На их примере автор показывает, что разные по характеру, они способны терпеливо выстоять перед испытаниями, которым их подвергает зимняя стужа. Суровая зима пытается их сломить морозом, ветром и метелью. Но они остаются твёрдыми в своей решимости дождаться весны-гения, которая снова возродит их к жизни. Для описания картины зимней природы Фет употребляет следующие средства выразительности: Эпитеты: «жестокая пора», «напрасные слёзы», «холод лютый», «ясных дней», «новых откровений». Олицетворения: «метель рвёт листья», «переболит душа», «метель всё злей», «холод хватает за сердце», «деревья стоят, молчат» Метафоры: «застыли слёзы», «верь весне», «гений промчится, дыша теплом и жизнию». Поэт использует стилистические фигуры речи: Инверсия: «хватает холод лютый», «напрасные застыли слёзы», переболит скорбящая душа» Риторическое восклицание: «Жестокая пора!», «Они стоят, молчат; молчи и ты!» Особую напевность произведению придают фонетические средства изобразительности: Ассонанс: «Учись у них-у дуба, у берёзы» Аллитерация: звук «р» -«кругом, напрасные, треснула, кора, сердито, рвёт, за сердце, промчится, откровений, переболит» Тема и основная мысль. Певец русской природы-А.А. Фет призывает философски относиться к жизненным невзгодам, уметь стоически их переносить и жить дальше с надежной и верой на лучшее. В этом человеку поможет природа, у которой не только можно черпать силы, но и учиться. Мои чувства. Произведение заставляет задуматься о ценности жизни, в которой не может быть всё прекрасно. Трудности встретятся, но пережить их надо терпеливо, не жалуясь, а веря в лучшее. |