12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Романова107

План - анализа стихотворения.

А.А. Фет «Учись у них-у дуба, у берёзы»

1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. (О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Стихотворение

Материалы к сочинению

Афанасий Фет

«Учись у них-у дуба, у берёзы»


Афанасий Фет. – поэт природы, которого называли мастером «чистой лирики». Автор ко времени написания стихотворения был человеком умудрённым житейским опытом, поэтому произведение получилось искренним и чувственным. Его можно отнести к философской лирике. В стихотворении переплетаются две темы: описание природы и размышление человека над смыслом жизни. Поэт показывает, что деревья стойко переносят всё, что приготовила им зимняя пора. Так и человек, учась у природы, должен терпеливо преодолеть все удары судьбы, которые могут ожидать его в жизни.

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.


Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!



Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.


«Пересказ своими словами»

Поэт рисует зимнюю картину. Зима суровая и морозная, на деревьях от холода трещит кора, ветер рвёт оставшуюся беззащитную листву. Но они стойко переносят непогоду. Даже когда начинается метель, деревья не стонут и не жалуются на неё. Верят приходу весны, когда снова расцветут, радуясь солнцу. Надеются на новое преобразование в ясные дни.

Настроение.

Спокойно- торжественное от осознания гармонии в природе, которую демонстрируют своей стойкостью и терпением деревья. Потрясение от открытия и желание поделиться им со всем миром, чтобы с достоинством встречать превратности судьбы.


Изобразительно-выразительные средства.

Главные образы стихотворения - дуб и береза, олицетворяющие силу и нежность. На их примере автор показывает, что разные по характеру, они способны терпеливо выстоять перед испытаниями, которым их подвергает зимняя стужа. Суровая зима пытается их сломить морозом, ветром и метелью. Но они остаются твёрдыми в своей решимости дождаться весны-гения, которая снова возродит их к жизни. Для описания картины зимней природы Фет употребляет следующие средства выразительности:

Эпитеты: «жестокая пора», «напрасные слёзы», «холод лютый», «ясных дней», «новых откровений».

Олицетворения: «метель рвёт листья», «переболит душа», «метель всё злей», «холод хватает за сердце», «деревья стоят, молчат»

Метафоры: «застыли слёзы», «верь весне», «гений промчится, дыша теплом и жизнию».

Поэт использует стилистические фигуры речи:

Инверсия: «хватает холод лютый», «напрасные застыли слёзы», переболит скорбящая душа»

Риторическое восклицание: «Жестокая пора!», «Они стоят, молчат; молчи и ты!»

Особую напевность произведению придают фонетические средства изобразительности:

Ассонанс: «Учись у них-у дуба, у берёзы»

Аллитерация: звук «р» -«кругом, напрасные, треснула, кора, сердито, рвёт, за сердце, промчится, откровений, переболит»

Тема и основная мысль.

Певец русской природы-А.А. Фет призывает философски относиться к жизненным невзгодам, уметь стоически их переносить и жить дальше с надежной и верой на лучшее. В этом человеку поможет природа, у которой не только можно черпать силы, но и учиться.

Мои чувства.

Произведение заставляет задуматься о ценности жизни, в которой не может быть всё прекрасно. Трудности встретятся, но пережить их надо терпеливо, не жалуясь, а веря в лучшее.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.