План открытого урока по русскому языку на тему «Одушевленные и неодушевленные существительные» (2 класс)

3
2
Материал опубликован 15 February


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Куркентская СОШ №1 им. Рагимова М.М


 


 


 


 

Урок по русскому языку

во 2 «а» классе

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные».


 

t1708024136aa.png


 


 

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Абдуллаева Елена Меликовна


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Урок русского языка во 2 «а» классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение.



 



 



 

Ход урока

1. Орг.момент. (Слайд1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости . Давайте поприветствуем их.

Ученик: Мы приветствуем гостей

Дорогих учителей

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных и веселых

Сегодня второй класс

На урок позвал всех вас.


 

Учитель: Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели

Начинаем урок.

- И так у нас урок русского языка. Девиз нашего урока.( Слайд2)

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться.

Лишь учиться и трудиться

В жизни это пригодитьсся.


 

2. Актуализация знаний. (Слайд3)

1) Работа по карточкам.(Два ученика вызываю к доске)

Первая карточка. Вторая карточка.

 

Фонетический разбор. Морфемный разбор

Лес. Лесное Лесник


 

2) Игра «Доскажи словечко?»

-Наша речь состоит из …..(предложений)

-Главные члены предложения это……(подлежащее и сказуемое)

-Предложения состоят из………(слов)

-Какие части слов вы знаете……(окончание, основа, корень, суффикс, приставка)

-Самая\ главная часть слова это….(корень)

-Изменяемая часть слова это…..(окончание)

-Общая часть родственных слов называется ……..(корнем)

-Звуки делятся на …….(гласные и согласные)

-Гласные бывают……(.ударные и безударные)

-Соглассные звуки бывают …..(звонкие и глухие, парные и непарные, мягкие и твердые).


 


 

Физкультминутка для глаз.

Посмотрели вверх, вниз, влево, вправо. Закрыли глазки, открыли. (Слайд 4)


 

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.


 

УЧИТЕЛЬ: Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


 

УЧИТЕЛЬ: Записываем число, классная работа.

15 февраля. (Слайд 5)

Классная работа.

а) Минутка чистописания.


 

- Сегодня мы повторим букву И

t1708024136ab.jpg

Письмо заглавной буквы «И». Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх, вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне (и - раз – и – два).

Письмо строчной буквы «и». Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу (раз-и-два-и).

УЧИТЕЛЬ: - А сейчас словарная работа.


 

б) Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 
Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)  (Слайд 6)


 

Красна - девица сидит в темнице, 
А коса на улице. ( Морковь)  (Слайд 7)

Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ...(капуста) (Слайд 8)


 

Дом зелёный тесноват: 
Узкий длинный, гладкий. 
В доме рядышком сидят 
Круглые ребятки. 
Осенью пришла беда - 
Треснул домик гладкий, 
Поскакали кто - куда 
Круглые ребятки.  (Горох) (Слайд 9)

Неказиста, шишковата, 
А придёт на стол она, 
Скажут весело ребята: 
"Ну, рассыпчата, вкусна!"  ( Картошка) (Слайд 10)


 

Вперевалку зверь идет -  
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны. (Медведь) (Слайд 11)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 12)

УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?

Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе? Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 13-14)

4. «Открытие нового знания».

УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?

УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?

УЧИТЕЛЬ: Читаем вывод вслух. (вывод на слайде 15)

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)- (Слайд 16)

-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

5.Физкультминутка. (Слайд 17)

6. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику. (Слайд 18)

УЧИТЕЛЬ: Найдите в учебнике упражнение 80 на стр.48 и прочитайте его. (затем один читает всем).

Найдите в предложениях имена существительные (работники, столяры… и т.д.) Кого так называют? (людей).

Давайте изменим выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? и запишем их в тетради.

КТО? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.

Ученик пишет у доски с комментированием.

На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте правило на стр. 48. (глазками, затем кто-то один для всех).

Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Слайд 19-20)

УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте упражнение 84.

Один читает вслух.

Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает?

К какой части речи относится?

В тексте вам встретились слова КАРТИНА и ПЕЙЗАЖ. Откройте толковый словарь на стр. 136 и прочитайте, что обозначают эти слова.

Слово КАРТИНА – это словарное слово, проговорим его хором. (На доске табличка с этим словом)

Назовите непроверяемую безударную гласную, запомните написание этого слова.

Работа в тетрадях.

Запишите в тетрадь упражнение 84.

Выпишите выделенные имена существительные к себе в тетрадь.

На какие вопросы они отвечают?

Ученик пишет у доски с комментарием, а остальные самостоятельно в тетрадь.

Прочитайте правило на стр. 50. (глазками, затем кто-то один для всех).

Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)

7. Закрепление изученного материала. (Слайд 21)

а) Нахождение одуш. сущ. в тексте (с комментированием, один ученик работает у доски, а остальные самостоятельно.) слайд 15.

УЧИТЕЛЬ: Выпишите все одушевлённые имена существительные из текста

Зимние постельки.

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.



 



 

б) Работа в паре. Игра «Третий лишний».

Яблоня, котёнок, берёза

Дедушка, стол, отец

Соловей, шкаф, мальчик

Пенал, бабочка, ведро

-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.

Проверка по эталону. (Слайд 22) Самооценка работы в паре

в) Самостоятельная работа. (Слайд 23)

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают листочки разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны листочки разного цвета. Задания для детей, у которых красные листочки. Послушайте внимательно.

( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только одушевлённых имен существительных (Предметы изображены на слайде 17). Кто может летать?

Те ребята, у кого желтые листочки. (2 средний уровень). Вам нужно

придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.

УЧИТЕЛЬ: И учащиеся, у которых на партах зеленые листочки

(3 высокий уровень). Должны составить и записать 1 предложение, используя одушевленные или неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».


 

8.Рефлексия (Слайд 24)

Продолжи фразу

Сегодня на уроке я познакомился с …

Одушевлённые имена существительные обозначают…

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

9. Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном?

Оценивание. «Светофорчик»

t1708024136ac.pngЗеленый – все понятно, все удалось.

Желтый – есть небольшие затруднения.

Красный – ничего не понял, нужна помощь

t1708024136ad.jpgСова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову. (Слайд 25)

10.Д/задание: Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение) (Слайд 26)


 

А закончить урок я хочу словами: (Слайд 27)

Изучение русского языка

Нелегко нам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК! (Слайд 28) Отдыхаем. Урок окончен.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Но есть ссылки на слайды, а самой презентации нет.

15 February

Да, хотелось бы посмотреть на слайды к публикации.

18 February

Похожие публикации