План открытого урока по русскому языку на тему «Одушевленные и неодушевленные существительные» (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Куркентская СОШ №1 им. Рагимова М.М.»
Урок по русскому языку
во 2 «а» классе
«Одушевленные и неодушевленные
имена существительные».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Абдуллаева Елена Меликовна
Урок русского языка во 2 «а» классе
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение.
Ход урока
1. Орг.момент. (Слайд1)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости . Давайте поприветствуем их.
Ученик: Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых
Сегодня второй класс
На урок позвал всех вас.
Учитель: Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели
Начинаем урок.
- И так у нас урок русского языка. Девиз нашего урока.( Слайд2)
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться.
Лишь учиться и трудиться
В жизни это пригодитьсся.
2. Актуализация знаний. (Слайд3)
1) Работа по карточкам.(Два ученика вызываю к доске)
Первая карточка. Вторая карточка.
Фонетический разбор. Морфемный разбор
Лес. Лесное Лесник
2) Игра «Доскажи словечко?»
-Наша речь состоит из …..(предложений)
-Главные члены предложения это……(подлежащее и сказуемое)
-Предложения состоят из………(слов)
-Какие части слов вы знаете……(окончание, основа, корень, суффикс, приставка)
-Самая\ главная часть слова это….(корень)
-Изменяемая часть слова это…..(окончание)
-Общая часть родственных слов называется ……..(корнем)
-Звуки делятся на …….(гласные и согласные)
-Гласные бывают……(.ударные и безударные)
-Соглассные звуки бывают …..(звонкие и глухие, парные и непарные, мягкие и твердые).
Физкультминутка для глаз.
Посмотрели вверх, вниз, влево, вправо. Закрыли глазки, открыли. (Слайд 4)
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
УЧИТЕЛЬ: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
УЧИТЕЛЬ: Записываем число, классная работа.
15 февраля. (Слайд 5)
Классная работа.
а) Минутка чистописания.
- Сегодня мы повторим букву И
Письмо заглавной буквы «И». Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх, вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне (и - раз – и – два).
Письмо строчной буквы «и». Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу (раз-и-два-и).
УЧИТЕЛЬ: - А сейчас словарная работа.
б) Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях)
Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец) (Слайд 6)
Красна - девица сидит в темнице,
А коса на улице. ( Морковь) (Слайд 7)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...(капуста) (Слайд 8)
Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто - куда
Круглые ребятки. (Горох) (Слайд 9)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" ( Картошка) (Слайд 10)
Вперевалку зверь идет -
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь) (Слайд 11)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 12)
УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?
Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе? Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 13-14)
4. «Открытие нового знания».
УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?
УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?
УЧИТЕЛЬ: Читаем вывод вслух. (вывод на слайде 15)
Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.
( Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)- (Слайд 16)
-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)
5.Физкультминутка. (Слайд 17)
6. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику. (Слайд 18)
УЧИТЕЛЬ: Найдите в учебнике упражнение 80 на стр.48 и прочитайте его. (затем один читает всем).
Найдите в предложениях имена существительные (работники, столяры… и т.д.) Кого так называют? (людей).
Давайте изменим выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? и запишем их в тетради.
КТО? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.
Ученик пишет у доски с комментированием.
На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте правило на стр. 48. (глазками, затем кто-то один для всех).
Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Слайд 19-20)
УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте упражнение 84.
Один читает вслух.
Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает?
К какой части речи относится?
В тексте вам встретились слова КАРТИНА и ПЕЙЗАЖ. Откройте толковый словарь на стр. 136 и прочитайте, что обозначают эти слова.
Слово КАРТИНА – это словарное слово, проговорим его хором. (На доске табличка с этим словом)
Назовите непроверяемую безударную гласную, запомните написание этого слова.
Работа в тетрадях.
Запишите в тетрадь упражнение 84.
Выпишите выделенные имена существительные к себе в тетрадь.
На какие вопросы они отвечают?
Ученик пишет у доски с комментарием, а остальные самостоятельно в тетрадь.
Прочитайте правило на стр. 50. (глазками, затем кто-то один для всех).
Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)
7. Закрепление изученного материала. (Слайд 21)
а) Нахождение одуш. сущ. в тексте (с комментированием, один ученик работает у доски, а остальные самостоятельно.) слайд 15.
УЧИТЕЛЬ: Выпишите все одушевлённые имена существительные из текста
Зимние постельки.
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.
б) Работа в паре. Игра «Третий лишний».
Яблоня, котёнок, берёза
Дедушка, стол, отец
Соловей, шкаф, мальчик
Пенал, бабочка, ведро
-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.
Проверка по эталону. (Слайд 22) Самооценка работы в паре
в) Самостоятельная работа. (Слайд 23)
Дифференцированная работа по уровням.
Дети различного уровня обученности получают листочки разного цвета.
Посмотрите на ваши парты, у вас даны листочки разного цвета. Задания для детей, у которых красные листочки. Послушайте внимательно.
( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только одушевлённых имен существительных (Предметы изображены на слайде 17). Кто может летать?
Те ребята, у кого желтые листочки. (2 средний уровень). Вам нужно
придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.
УЧИТЕЛЬ: И учащиеся, у которых на партах зеленые листочки
(3 высокий уровень). Должны составить и записать 1 предложение, используя одушевленные или неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».
8.Рефлексия (Слайд 24)
Продолжи фразу
Сегодня на уроке я познакомился с …
Одушевлённые имена существительные обозначают…
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
9. Итог урока
-Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном?
Оценивание. «Светофорчик»
Зеленый – все понятно, все удалось.
Желтый – есть небольшие затруднения.
Красный – ничего не понял, нужна помощь
– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову. (Слайд 25)
10.Д/задание: Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение) (Слайд 26)
– А закончить урок я хочу словами: (Слайд 27)
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК! (Слайд 28) Отдыхаем. Урок окончен.
Аушева Елена Васильевна
Сорокина Светлана Валерьевна