План по самообразованию на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 комбинированного вида»
План работы по самообразованию
на тему:
«Нетрадиционные техники рисования
с детьми раннего возраста»
2 этап
Срок реализации: 2022-2023 учебный год.
Подготовила воспитатель:
Черевако Ольга Адамовна
г. Петропавловск-Камчатский
Актуальность темы.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, они помогают интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью. Вот несколько приемов, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста:
- Рисование пальцем. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик можно набирать краску как одного цвета, так и нескольких.
- Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют как правой, так и левой руками, окрашивать можно и одним, и несколькими цветами.
- Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например: ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
- Рисование по трафарету поролоном. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и прижимает поролон к трафарету, затем убирает трафарет и, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
- Рисование мятой бумагой. Таким способом можно нарисовать крону дерева, траву, небо, снег, дорогу и многое другое. Для этого надо смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и осторожно прижимая нарисовать желаемое.
- Использование печатки. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
- Рисование мыльными пузырями. Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Предложить ребенку прикоснуться к ним чистым листом бумаги, как бы перенести их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
При формировании у детей раннего возраста умения рисования, нужно обязательно активно использовать игру, обыгрывать сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождать рисование эмоциональным комментарием, использовать стихи, потешки и т. д. Такой метод позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Сроки работы: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Цель:
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно – творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Задачи:
• формирование представлений у детей раннего возраста о многообразии нетрадиционных техник рисования;
• формирование у детей практических навыков работы с различными изобразительными материалами;
• умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• формирование внимания и усидчивости;
• развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Этапы работы:
Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной теме.
Практический этап.
• Изучение опыта педагогов ДОУ.
• Создание предметно-развивающей среды в группе.
• Использование методик на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
• Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
• Работа с родителями: консультации.
• Выставки детских и совместных работ.
Месяц |
Техника нетрадиционного рисования |
Тема занятия |
Форма отчета |
Сентябрь
|
рисование пальчиками рисование ватными палочками |
Цветные пальчики Разноцветные шарики Зернышки для петушка Сшили Тане сарафан |
Выставка работ |
Октябрь |
рисование пальчиками рисование ватными палочками |
Ягоды рябины Дождик, дождик пуще... Бусы для Маши Мухомор |
Выставка работ
|
Ноябрь |
рисование пальчиками /ладошками рисование листьями деревьев рисование ватными палочками |
Флажок Листья желтые летят Рыбки Ёжик |
Выставка работ
|
Декабрь |
рисование ладошками рисование ватными палочками |
Осьминожки Покормим снегиря Идет снег Новогодняя елочка |
Выставка работ
|
Январь
|
рисование ладошками рисование ватными палочками рисование смятой бумагой |
Дед Мороз Вот зима кругом Снеговик Покормим птичек |
Выставка работ
|
Февраль |
тычок рисование ладошками оттиск (штамп) крышечкой, картофелем |
Тарелочка Ежик Наша скатерть Барашек |
Выставка работ
|
Март |
рисование ватными палочками оттиск (штамп) рисование губкой по трафарету |
Мимоза для мамы Подснежники Украшаем тарелку Кружечка |
Выставка работ
|
Апрель |
рисование смятой бумагой рисование по мокрому рисование губкой по трафарету |
Солнышко (по мокрому) Птички прилетели (губкой) Утенок (смятой бумагой)
|
Выставка работ
|
Май |
оттиск (штамп) крышечкой, пенопластом, картофелем рисование смятой бумагой рисование мыльными пузырями |
Одуванчики (смятой бумагой) Гусеница Неваляшка Салют |
Выставка работ
|
Заключение:
Итак, развитие умения рисовать нетрадиционными способами у детей раннего возраста имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Список литературы:
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2010.
5. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
6. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник.