План работы по самообразованию на тему «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, наблюдательности, детской фантазии. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Задачи: • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у детей.
Форма отчётности:
• Провести мастер-класс для родителей.
• Оформить выставку детских работ из теста в конце года.
Формы работы.
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Изготовление поделок из теста.
• Организация выставок.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию тестопластикой.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительность, путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов для декорирования.
Овладеют приемами лепки из теста:
• соединение в виде кольца;
• раскатывание круговыми и прямыми движениями;
• расплющивание;
• использование стеки.
• оттягивание отдельных частей от основной формы;
• прищипывание краев формы;
• лепка из нескольких частей;
• вдавливание для получения полой формы;
• сглаживание поверхности формы;
Овладеют способами лепки из теста:
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).
2. Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
3. Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
Научатся использовать материал для работы:
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы (гуашь, акриловые краски)
- Проволока (усики, основа).
- Ленточка (оформление работ).
- Доска.
- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать узоры.
- Кисточка.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий).
- Формочки.
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный). Изучение научной и учебно - методической литературы
2 ЭТАП - внедрение в практику. Совместная деятельность с детьми.
3 ЭТАП - представление опыта работы по теме. Мастер-класс для родителей в рамках проекта «Семейный выходной» лепка из теста «Новогодняя елочка». Оформление выставки поделок из теста в конце года.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. – М:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
3. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
4. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
5. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.: Издательство: Цветной мир, 2013 г.
6. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.
7. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М : Издательский Дом МСП, 2010.
8. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков: Клуб Семейного Досуга, 2009- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М:АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.
9. Янушко Е. Волшебное тесто. М : Издательство: Эксмо, 2012.
Перспективный план работы с детьми:
Октябрь:
1.Волшебное тесто.
Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами; способствовать развитию интереса к тесту и приемам лепки из него.
2.Составление узоров.
Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков; вызвать эмоциональный отклик от созданного изделия.
Ноябрь: 1.Ягоды для птички.
Способствовать развитию умения лепить из соленого теста предметы круглой формы, используя прием скатывания круговыми движениями рук; воспитывать у детей навыки аккуратности, активность. 2.Угощение для зайчика.
Способствовать формированию умения лепить предметы удлинённой формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой; закреплять умение лепить предметы разной величины.
Декабрь:
1.Снеговик. Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины; развивать у детей мелкую моторику рук. 2.Новогодняя елка. Способствовать развитию умения передавать образ новогодней елки, используя знакомые приемы лепки; развивать умение детей украшать изготовленные изделия дополнительным материалом (бусины, пайетки и др.)
Январь: 1.Красивая птичка. Формировать умение детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке.
2.Раскрашивание. Красивая птичка. Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам.
Февраль: 1.Медали. Закреплять умения детей работать с дополнительным материалом и на его основе создавать подделки, используя основные способы лепки; упражняться в умении создавать поделку с помощью оттисков; развивать у детей эстетический вкус, фантазию. 2.Подарок маме – цветы. Закреплять навыки работы с тестом: разминание, раскатывание, вырезание готовым трафаретом; воспитывать любовь к маме, желание порадовать, создать для нее, что - то красивое и приятное.
Март: 1.Разноцветные бусы. Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку; способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию, речи. 2.Раскрашивание разноцветные бусы. Продолжать учить детей расписывать готовые изделия, правильно и равномерно наносить краску, пользоваться кистью; способствовать развитию воображения и творчества.
Апрель: 1.Божья коровка. Развивать у детей умение передавать выразительный образ божьей коровки, применяя знакомые приемы лепки; для большей точности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки); воспитывать активность, инициативу, фантазию. 2.Солнышко лучистое. Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы, сплющивании шара, лепке «колбасок», в использовании стеки; воспитывать активность, взаимопомощь.
Наши работы:
Легоцкая Вера Сергеевна
Шалаева Светлана Александровна