План урока «Тренировка приёмов пуска пускового и основного двигателей колесного трактора. Пуск трактора с работающим двигателем»
Профессия: “Мастер сельскохозяйственного производства”.
Мастер п/о: Янсаев А.А.
План урока. Упражнение № 22.
Тема: Тренировка приемов пуска пускового и основного двигателей колесного трактора. Пуск трактора с работающим двигателем.
Цели урока: Обучающая: Овладеть приемами пуска колесного трактора Т-150К с кабины электрическим стартером; научить обучающихся правильно провести ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), а также правильному использованию рабочими органами трактора и опробование трактора с места.
Воспитывающая: Проявить у обучающегося чувство ответственности и бережного отношения к изучаемой технике, инструментам и экономичного пользования ГСМ. Привить любовь к избранной профессии.
Развивающая: Способствовать развитию у обучающегося самостоятельности и уверенности в себе при запуске пускового и основного двигателя. Рассказать о разнообразных устройствах и методах запуска дизельных двигателей.
Материально-техническое оснащение урока.
Колесный трактор Т-150К.
Оборудование для проведения ЕТО.
Комплект ключей и инструментов. ГСМ.
Инструкционно-технологическая карта.
Обтирочный материал.
Место проведения: учебный трактородром.
Форма урока: индивидуальная.
Время: 1 час.
Ход урока.
Организационная часть – 2 минуты.
Рапорт обучающегося о готовности к уроку.
Проверка формы одежды обучающегося.
Проверка готовности трактора для проведения данного урока.
Вводный инструктаж – 15 минут.
Сообщить тему и цели урока, материально-техническое оснащение и последовательность выполнения предстоящего урока.
Коротко. Методом беседы проверить знания обучающегося о порядке подготовки и запуска пускового и основного двигателя, проведения ЕТО за колесным трактором Т-150К.
Показать запуск двигателя в замедленном и рабочем темпе.
Объяснить и показать порядок включения скорости, трогания с места и остановку трактора.
Объяснить и показать вождение трактора по прямой.
Объяснить инструктаж по правилам техники безопасности при запуске двигателя трактора и роспись обучающегося в журнале п/о.
Текущий инструктаж – 25 минут.
Провести ЕТО за колесным трактором Т-150К.
Подготовить колесный трактор Т-150К к запуску и запустить пусковой и основной двигатель с соблюдением правил ТБ.
Следить за правильностью запуска пускового и основного двигателя, контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов (давление масло, температура охлаждающей жидкости).
Упражнение выполнять до тех пор, пока обучающиеся не овладеют приемами запуска.
Показать трогание трактора с места в перед и назад.
Упражнение трогание трактора с места в перед и назад.
Следить за соблюдением правил по ТБ при запуске двигателя и при трогании трактора с места в перед и назад.
Закончить самостоятельную работу обучающиеся должны при работающем двигателе.
Закончив отработки упражнения. Надо очистить трактор от пыли и грязи и поставить на место стоянки.
Заключительный инструктаж – 3 минуты.
Анализ выполнения упражнения обучающегося по запуску и трогания трактора Т-150К с места.
Отметить положительные моменты при выполнении упражнения обучающимся.
Проанализировать ошибки допущенные обучающимся при выполнении упражнения.
Сообщить о достижении цели урока и соблюдение правил по ТБ.
Оценить знания, умения и навыки, оценку поставить в журнале п/о и путевой лист.
Сообщить задачи на следующий урок и дать задание на дом.
Инструкционно-технологическая карта
ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ
Ежесменное техническое обслуживание трактора Т-150К
Очистить трактор от пыли и грязи.
Путем внешнего осмотра установить, нет ли подтеканий масла, топлива, охлаждающей жидкости, утечки воздуха.
Проверить состояние наружных креплений всех агрегатов.
Проверить состояние шин (трактор Т-150К).
Проверить уровень и, если необходимо, долить масло:
Провести обслуживание воздухоохладителя:
-
в картер двигателя;
коробку передач;
бак рулевого управления (трактор Т-150К);
охлаждающую жидкость в радиатор;
отстоявшееся и отфильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей.
проверить натяжение ремня генератора.
Если трактор работает в очень пыльных условиях (культивация, боронование), снять бумажные фильтры, вытряхнуть пыль, слегка постукивая по ним ладонью. Категорически запрещается стучать фильтром о твердые предметы.
Подготовка и пуск двигателя трактора Т-150 и Т-150К
Перед пуском двигателя тракторист обязан:
устранить все неполадки в работе двигателя, обнаруженные во время работы трактора и технического обслуживания;
проверить уровень масла в картере двигателя, уровень воды в радиаторе и наличие топлива в баках основного и пускового двигателей, крепление электропроводки к клеммам генератора и стартера.
Необходимо следить, чтобы в топливную систему не было подсоса воздуха. Если воздух попал, его удаляют, прокачивая топливо ручным подкачивающим насосом.
Запуск двигателя тракторов Т-150 и Т-150К производится в следующем порядке:
1. Установить в нейтральное положение рычаг переключения диапазонов.
2. Открыть кран топливного бака основного двигателя.
3. Включить включатель «массы».
4. Установить рычаг управления топливным насосом в крайнее переднее положение, соответствующее полностью выключенной подаче топлива.
5. Ввести в зацепление с венцом маховика приводную шестерню редуктора пускового двигателя, переместив рычаг до отказа вверх, а затем установив его в нейтральное положение. Если шестерня в зацепление не вошла, включить муфту редуктора, для чего переместить рычаг вниз и мгновенным включением и выключением стартера слегка провернуть пусковой двигатель (но не заводить!), а затем повторить операцию введения в зацепление приводной шестерни.
Помните, включение шестерни на ходу при работающем пусковом двигателе приводит к аварии.
6. Открыть краник топливного бака пускового двигателя.
7. Прикрыть воздушную заслонку карбюратора.
8. Запустить пусковой двигатель электростартером (или с помощью ручного дублирующего пуска). Время непрерывной работы стартера должно составлять не более 15 секунд, в противном случае могут выйти из строя аккумуляторные батареи. Сразу же после запуска следует полностью открыть воздушную заслонку, отпустив тросик управления, и прогреть пусковой двигатель в течение 1 — 2 минут. Когда пуск затрудняется, особенно в холодное время года, надо в течение 2 — 3 секунд нажимать на кнопку утопителя карбюратора. Если этот прием не помог, залить в цилиндр через декомпрессионный краник 15—20 г бензина и вновь повторить пуск.
При неудачной попытке повторный запуск стартером производится не ранее чем через одну минуту. Как только пусковой двигатель запустился, стартер следует немедленно отключить. После трех-четырех неудачных попыток запуска проверить систему питания и зажигания, устранить неисправности.
Запрещается включать стартер:
при работающем пусковом двигателе;
при слабо заряженной аккумуляторной батарее;
при введенной в зацепление приводной шестерне и одновременно замкнутой муфте редуктора пускового двигателя.
9. После прогрева пускового двигателя, работающего на холостых оборотах, проверить, имеется ли давление масла в системе, создаваемое насосом предпусковой прокачки, — оно должно быть не ниже 0,5 кгс/см2.
10. Плавно включить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг переместить в крайнее нижнее положение.
11. Не подавая топливо, прокрутить основной двигатель до стабилизации давления масла в системе смазки (не менее 1,0 кгс/см2). После этого включить подачу топлива, переместив рычаг управления топливным насосом к себе.
Пуск двигателя без предварительной прокрутки запрещается, особенно в зимнее время, когда загустевшее масло поступает в подшипники с некоторым запаздыванием, вследствие чего может произойти задир подшипников.
12. Как только основной двигатель начнет работать, выключить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг перевести в нейтральное положение.
13. Остановить пусковой двигатель, выключив зажиганий, и, не снимая руки с кнопки выключения зажигания, закрыть воздушную заслонку.
14. Закрыть краник топливного бака пускового двигателя.
15. После пуска прогреть двигатель на холостом ходу на минимальных оборотах с постепенным увеличением до средних. Во время прогрева следить за показаниями приборов. Давление масла должно быть не менее 2 кгс/см2.
Работа двигателя при давлении масла ниже 1,2 кгс/см2 (на минимальных оборотах холостого хода) не допускается.
Двигатель прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения не ниже 50°С. При этом следует поднять шторку, подтянув цепочку и зафиксировав ее.
В холодное время года необходимо укрыть облицовку моторного отсека утеплителем.
Во время пуска двигателя трактора Т-150 и Т-150К запрещается препятствовать самоотключению приводной шестерни редуктора и принудительно удерживать ее в зацеплении с зубчатым венцом маховика — это может привести к поломке редуктора.
Во избежание задира поршня запрещается запуск пускового двигателя без воды в системе охлаждения.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ Т-150 К
Перед пуском двигателя рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов должны находиться в положении "Нейтраль N", рычаги гидрораспределителя навесного оборудования - в позиции "Нейтральная"; стояночный тормоз включен.
Перед троганием с места убедитесь, что путь свободен, что между трактором и сельскохозяйственными орудиями, а также в районе шарнирного устройства рамы нет людей. О начале движения предупредите звуковым сигналом.
Перед тем, как выйти из трактора, установите рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов - в положение "Нейтраль N"; рычаги гидрораспределителя навесного оборудования - в позиции „Нейтральная"; включите стояночный тормоз и выключите двигатель. Для исключения перегрева гидросистемы не оставляйте трактор в положении полного (до "упора") поворота полурам вправо или влево.
Запрещается при движении пользоваться стояночным тормозом.
Следите за показаниями контрольных приборов и их исправностью. Запрещается работать на тракторе с неисправными приборами.
Запрещается открывать пробки заливной горловины и расширительного бака или выворачивать паровоздушный клапан при аварийном перегреве воды двигателя.
Категорически запрещается работать на тракторе при неисправных рулевом управлении, тормозной системе, электроосвещении и сигнализации.
Давление воздуха в пневмосистеме тормозов в процессе работы должно быть 0,65 - 0,8 МПа (6,5 – 8,0 кгс/см2).
Подготовка и пуск двигателя трактора Т-150 и Т-150К
Перед пуском двигателя тракторист обязан:
устранить все неполадки в работе двигателя, обнаруженные во время работы трактора и технического обслуживания;
проверить уровень масла в картере двигателя, уровень воды в радиаторе и наличие топлива в баках основного и пускового двигателей, крепление электропроводки к клеммам генератора и стартера.
Необходимо следить, чтобы в топливную систему не было подсоса воздуха. Если воздух попал, его удаляют, прокачивая топливо ручным подкачивающим насосом (рис. 11, а, рукоятка 1).
Запуск двигателя тракторов Т-150 и Т-150К производится в следующем порядке:
1. Установить в нейтральное положение рычаг 22 (рис. 5) переключения рядов (34 на рис. 9).
2. Открыть кран топливного бака основного двигателя.
3. Включить включатель «массы» 3 (2 на рис. 9).
4. Установить рычаг 21 (23 на рис. 9) управления топливным насосом в крайнее переднее положение, соответствующее полностью выключенной подаче топлива.
5. Ввести в зацепление с венцом маховика приводную шестерню редуктора пускового двигателя, переместив рычаг 29 (36 на рис. 9) до отказа вверх, а затем установив его в нейтральное положение. Если шестерня в зацепление не вошла, включить муфту редуктора, для чего переместить рычаг вниз и мгновенным включением и выключением стартера слегка провернуть пусковой двигатель (но не заводить!), а затем повторить операцию введения в зацепление приводной шестерни.
Помните, включение шестерни на ходу при работающем пусковом двигателе приводит к аварии.
6. Открыть краник топливного бака пускового двигателя.
7. Прикрыть воздушную заслонку карбюратора.
8. Запустить пусковой двигатель электростартером (или с помощью ручного дублирующего пуска). Время непрерывной работы стартера должно составлять не более 15 секунд, в противном случае могут выйти из строя аккумуляторные батареи.
Сразу же после запуска следует полностью открыть воздушную заслонку, отпустив тросик управления, и прогреть пусковой двигатель в течение 1 — 2 минут. Когда пуск затрудняется, особенно в холодное время года, надо в течение 2 — 3 секунд нажимать на кнопку утопителя карбюратора. Если этот прием не помог, залить в цилиндр через декомпрессионный краник 7 (рис. 11, в) 15—20 г бензина и вновь повторить пуск.
При неудачной попытке повторный запуск стартером производится не ранее чем через одну минуту. Как только пусковой двигатель запустился, стартер следует немедленно отключить. После трех-четырех неудачных попыток запуска проверить систему питания и зажигания, устранить неисправности.
Запрещается включать стартер:
при работающем пусковом двигателе;
при слабо заряженной аккумуляторной батарее;
при введенной в зацепление приводной шестерне и одновременно замкнутой муфте редуктора пускового двигателя.
9. После прогрева пускового двигателя, работающего на холостых оборотах, проверить, имеется ли давление масла в системе, создаваемое насосом предпусковой прокачки, — оно должно быть не ниже 0,5 кгс/см2.
10. Плавно включить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг 29 (36 на рис. 9) переместить в крайнее нижнее положение.
11. Не подавая топливо, прокрутить основной двигатель до стабилизации давления масла в системе смазки (не менее 1,0 кгс/см2). После этого включить подачу топлива, переместив рычаг 21 (23 на рис. 9) управления топливным насосом к себе.
Пуск двигателя без предварительной прокрутки запрещается, особенно в зимнее время, когда загустевшее масло поступает в подшипники с некоторым запаздыванием, вследствие чего может произойти задир подшипников.
12. Как только основной двигатель начнет работать, выключить муфту редуктора пускового двигателя, для чего рычаг 29 (36 на рис. 9) перевести в нейтральное положение.
13. Остановить пусковой двигатель, выключив зажиганий, и, не снимая руки с кнопки 14 (10 на рис. 9) выключения зажигания, закрыть воздушную заслонку.
14. Закрыть краник топливного бака пускового двигателя.
15. После пуска прогреть двигатель на холостом ходу на минимальных оборотах с постепенным увеличением до средних. Во время прогрева следить за показаниями приборов. Давление масла должно быть не менее 2 кгс/см2.
Работа двигателя при давлении масла ниже 1,2 кгс/см2 (на минимальных оборотах холостого хода) не допускается.
Двигатель прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения не ниже 50°С. При этом следует поднять шторку, подтянув цепочку 28 (38 на рис. 9) и зафиксировав ее.
В холодное время года необходимо укрыть облицовку моторного отсека утеплителем.
Во время пуска двигателятрактора Т-150 и Т-150К запрещается препятствовать самоотключению приводной шестерни редуктора и принудительно удерживать ее в зацеплении с зубчатым венцом маховика — это может привести к поломке редуктора.
Во избежание задира поршня запрещается запуск пускового двигателя без воды в системе охлаждения.
Трогание с места и управление трактором Т-150 и Т-150КПеред началом движения необходимо убедиться в отсутствии людей около трактора и орудия. Внимательно осмотреть ближайший видимый путь следования трактора.
Для пуска трактора Т-150 и Т-150К в работу необходимо:
запустить и прогреть двигатель;
убедиться в том, что рычаг 22 (рис. 5, 34 на рис. 9) переключения рядов установлен в нейтральное положение, а рычаги 26 (17 на рис. 9) переключения передач находятся в крайнем заднем положении, соответствующем включенной первой передаче;
выжать до отказа педаль 35 (32 на рис. 9) муфты сцепления и включить требуемый ряд скоростей;
дать звуковой сигнал; плавно, но быстро отпустить педаль 35 (32 на рис, 9) муфты сцепления, одновременно нажимая на педаль 35 (26 на рис. 9) подачи топлива, постепенно увеличивать обороты коленчатого вала двигателя до нормальных эксплуатационных.
Во время работы трактора переключить передачи в КПП, не выжимая педаль 35 (32 на рис. 9) муфты главного сцепления. При перемещении рычагов 26 (17 на рис. 9) вперед, от себя, скорость возрастает, при перемещении назад, на себя, — уменьшается. Рычаги имеют фиксированные положения на I, И, III и IV передачах.
Поворот гусеничного трактора Т-150Поворот гусеничного трактора осуществляется двумя способами:
отключением борта, в сторону которого совершается поворот (поворотом руля в соответствующую сторону);
относительным изменением скоростей правой и левой гусеничных цепей (изменением взаимного положения рычагов 17).
Первый способ применяется при выполнении работ, требующих достаточно точного копирования агрегатом линий предыдущего прохода (например, на пахоте, посеве и пр.), а также в других случаях, когда необходимо обеспечить плавный и точный поворот трактора. Второй способ используется при выполнении работ, не требующих точного копирования предыдущего прохода: при поворотах на транспортных переездах, при движении трактора без тяговой нагрузки, а также во всех случаях разворотов в конце гона.
Поворот колесного трактора Т-150КПоворот колесного трактора осуществляется рулевым колесом. Если необходимо удержать трактор иа уклоне, рычаг 34 переключения рядов следует установить в нейтральное положение и, нажав до отказа правую педаль, застопорить ее защелкой 25. Колесный трактор тормозится стояночным тормозом 38 (рис. 5). Переключение рядов скоростей (рабочего, транспортного, заднего хода и ходоуменьшителя) производится при полностью выключенной муфте сцепления. Включать задний ход и ходоуменьшитель можно только при полной остановке трактора.
Во время работы трактора Т-150 и Т-150К тракторист обязан:
1. Следить за приборами, которые должны иметь следующие показания:
термометр воды - 80 — 97° С;
масляный манометр двигателя — 2,0—4 кгс/см2;
масляный манометр коробки передач — 9±0,5 кгс/см2;
амперметр — отклонение стрелки вправо (к «+») свидетельствует о зарядке аккумуляторной батареи, отклонение влево (к «—») — о ее разрядке;
контрольные лампы температуры воды и давления масла в двигателе — не должны загораться;
тахоспидометр — частота вращения коленчатого вала двигателя — 1950 — 2050 об/мин (Т-150), 2050 — 2150 об/мин (Т-150К), допускается краткое временное понижение до 1850 и 1950 об/мин соответственно.
2. Прислушиваться к работе агрегатов трактора и двигателя. С появлением ненормальных стуков и шумов следует немедленно остановить двигатель и устранить неисправность.
3. Не перегружать трактор.
4. Не делать резких поворотов, особенно при работе трактора с прицепом и со строительными машинами.
5. Начинать движение на низшей передаче КПП.
6. При работе с навесными машинами выполнять указания, помещенные в разделе «Заднее навесное устройство».
7. Перед началом работы с новой машиной, агрегатиру-емой с трактором, ознакомиться с правилами ее эксплуатации.
Остановка трактора Т-150 и Т-150К и двигателя
Для остановки трактора Т-150 необходимо:
выключить муфту сцепления, нажав на педаль 35 (32 на рис. 9) до отказа вперед;
поставить рычаг переключения рядов 22 (34 на рис. 9) в нейтральное положение;
уменьшить обороты двигателя до средних, переведя рычаг ручного управления топливным насосом 21 (23 на рис. 9) вперед от себя;
включить муфту сцепления (отпустить педаль);
закрыть шторку радиатора во избежание остывания двигателя, когда он продолжает еще работать.
Если необходима экстренная остановка, следует выключить муфту сцепления и затормозить трактор, нажав на педаль тормоза. После этого поставить рычаг переключения рядов в нейтральное положение и выполнить все операции, указанные выше.
Для остановки двигателя траткора Т-150 следует поработать на средних, а затем на минимальных оборотах 3 — 5 минут, после чего выключить подачу топлива. Немедленная остановка двигателя после снятия нагрузки может привести к перегреву подшипника турбокомпрессора. Не разрешается останавливать двигатель, закрывая кран топливного бака — это приводит к засасыванию воздуха в систему питания и затрудняет последующий пуск. Остановив двигатель, надо выключить включатель «массы» и проверить на слух работу центрифуги.
Техническое обслуживание трактора Т-150 и Т-150К
Проведение технического обслуживания необходимо для содержания трактора в постоянной исправности. Для тракторов Т-150 и Т-150К установлено пять видов технического обслуживания: ежесменное, три периодических (№ 1, № 2, № 3) и сезонное (для подготовки трактора к зимнему или летнему периодам эксплуатации). Предусмотрены также правила технического обслуживания трактора в особых условиях эксплуатации.
Эксплуатация трактора без проведения работ планового технического обслуживания запрещается. В зависимости от условий работы трактора допускается отклонение от установленных сроков в пределах +20%.
При подготовке трактора к работе
Выполнить работы очередного планового технического обслуживания.
Проверить комплектность трактора.
Устранить неисправности, обнаруженные во время работы и осмотра трактора.
Установить давление в шинах, соответствующее виду выполняемых работ.
Прогреть двигатель.
Проверить работу: двигателя; механизмов управления трактором; гидравлической системы; освещения и сигнализации; тормозов и пневматической системы.
Во время работы трактора
Следить за показаниями приборов, сигнализационными лампами и цветом выхлопных газов. Прислушиваться к работе двигателей и агрегатов силовой передачи. С появлением необычных шумов остановить трактор, выявить и устранить причину неисправности.
После окончания смены:
Выключить включатель «массы» аккумулятора.
Проверить продолжительность времени вращения ротора центрифуги до полной остановки (выбег ротора).
Спустить конденсат из воздушных баллонов пневмо-системы.
Устранить неисправности, обнаруженные в процессе работы трактора.
Ежесменное техническое обслуживание трактора Т-150
Очистить трактор от пыли и грязи.
Путем внешнего осмотра установить, нет ли подтеканий масла, топлива, охлаждающей жидкости, утечки воздуха.
Проверить состояние наружных креплений всех агрегатов.
Проверить состояние шин (трактор Т-150К).
Проверить уровень и, если необходимо, долить масло:
Провести обслуживание воздухоохладителя:
-
в картер двигателя;
коробку передач;
бак рулевого управления (трактор Т-150К);
охлаждающую жидкость в радиатор;
отстоявшееся и отфильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей.
проверить натяжение ремня генератора;
слить остаток воды из бака;
заправить бак (через сетку) чистой питьевой водой, добавив одну таблетку сульфата аммония.
Если трактор работает в очень пыльных условиях (культивация, боронование), снять бумажные фильтры, вытряхнуть пыль, слегка постукивая по ним ладонью. Категорически запрещается стучать фильтром о твердые предметы.