Урок «Упражнения в приёмах пользования органами управления трактора МТЗ-80»
План-конспект урока
Тема программы «Индивидуальное вождение трактора».
Тема занятия: «Упражнения в приемах пользования органами управления трактора МТЗ-80. Пуск двигателя и вождение трактора по прямой с поворотом.»
Тип урока: урок приобретения умений и навыков.
Цели урока:
познавательная – научить учащихся проводить ЕТО, пользоваться органами управления и контрольно-измерительными приборами;
воспитательная – привить любовь к профессии и бережному отношению к технике, культуре труда, организации рабочего места;
развивающая – развивать память, наблюдательность, внимание, способность логического мышления, умение контролировать и оценивать ситуацию в различных обстоятельствах.
Метод обучения: рассказ, объяснение, показ трудовых приемов, самостоятельная работа учащихся.
Материально-техническое оснащение:
Трактор МТЗ-80.
Тракторная дорога.
Набор инструмента.
ГСМ, ветошь.
Нагнетатель, шприц.
Инструкционная карта.
Ход урока
Организационная часть (3 мин).
Проверить внешний вид и готовность учащихся к занятию.
Проверить готовность рабочего места.
Вводный инструктаж (20 мин).
Сообщить тему и цель занятия.
Провести беседу по пройденному материалу.
а) Что такое ЕТО и для чего это необходимо?
б) Что это за марка трактора и для чего он предназначен?
в) Какие меры безопасности вы знаете при запуске двигателя?
Инструктирование обучающихся.
а) Правила проведения ЕТО и пользования инструментом.
б) Общее устройство трактора (основные части).
в) Правила посадки за руль.
г) Ознакомление с органами управления и КПП, правила пользования.
Правила ТБ при выполнении задания.
Закрепление материала вводного инструктажа.
а) В чем измеряется давление?
б) Рассказать о назначении муфты сцепления.
в) На что влияет неправильная посадка за рулем?
Инструктирование по материалу нового урока.
А) Способы пуска двигателя.
Б) Порядок пуска основного двигателя.
В) Схема КПП, трогание с места, остановка трактора.
Г) Повороты трактора.
Д) Контроль за КПП.
Правила ТБ при выполнении задания.
Закрепление материала вводного инструктажа.
А) МБ при запуске двигателя.
Б) Рассказать порядок запуска и остановки двигателя.
В) Как правильно тронуть и остановить трактор?
Г) Меры предосторожности при трогании с места.
Сообщить критерии оценок.
Дать команду к началу выполнения задания.
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учителя.
Работа учащихся |
Работа учителя. |
Организация рабочего места. Проведение ЕТО. Изучение выполнения тренировочных упражнений. Соблюдение безопасности приемов труда. Выполнение контрольных упражнений. Сдача рабочего места. |
Наблюдать, контролировать. Контроль. Оказывать помощь. Следить за ТБ. Оценивать работу, делать выводы для заключительного инструктажа. Принять рабочее место и трактор. |
Дополнительный инструктаж (провести при необходимости).
а) обратить внимание на ошибки учащихся при запуске двигателя, трогании с места, движении с поворотами, действиях с органами управления.
б) проинструктировать только по тем приемам действия, где допускались ошибки.
в) повторно показать правильность выполнения.
Заключительный инструктаж.
Проанализировать качество выполнения упражнений и контрольного задания.
Разобрать ошибки и указать методы их устранения.
Сообщить оценки учащимся.
Сообщить тему следующего урока. («Вождение трактора задним ходом. Подъезд к прицепным и навесным механизмам. Проезд через ворота. (1 час)»).
Выдать задание на дом: учебник «Трактор МТЗ-80. А. Н. Ксинович. С. 233-241». Записать и зарисовать в тетрадь расположение органов кабины и контрольно-измерительных приборов. Записать заправочные емкости. Подготовиться к следующему уроку.
Заключительная часть, итоги и выводы.
Таким образом, я считаю, что проведение таких уроков и ведение тетрадей с записями конспектов дает положительные результаты. Знания, полученные на теоретических уроках, систематизируются и обобщаются, повышается успеваемость, реализуется взаимосвязь теории и практики обучения. Такая методика работы помогает достигать главной цели – повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся, чего я ежегодно добиваюсь.
Используемая литература.
М.А. Жиделев. Современные методы обучения.
Л.А. Пискунов. Трактор. Сельскохозяйственные машины.