Планеты Солнечной системы

0
0
Материал опубликован 17 November

Пояснительная записка к презентации

Тема: Планеты Солнечной системы

Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сфор­мировать представление о том, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, смена времен года.


Формируемые УУД: познавательные — читать, извлекая нуж­ную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные — высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.


Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

К какому разделу приступили, с чем начали ознакомление? (Мир глазами астронома)

- Кто такие астрономы? (Ученые, которые занимаются астрономией)

- Что это за наука астрономия? (Это наука о небесных телах.)

- Какие космические тела мы знаем? (Планеты, звезды.)

- Что такое Звезда? Что называют планетой? Чем Звезда отличается от Планеты? (Звезды – огромные, раскаленные небесные тела, излучающие свет. Планеты – холодные небесные тела, не излучающие свет.)

- Кроме звезд и планет какие еще небесные тела существуют во Вселенной? (Кометы, метеоры, астероиды и т.д.)

- Что представляет из себя Солнечная система? (Солнце – это одна из бесчисленного множества звезд Вселенной, вокруг которой по своим орбитам обращаются восемь планет, среди которых наша планета Земля).

- Кто запомнил на прошлом уроке название планет? Кто сможет их назвать в порядке их удаления от Солнца? А теперь в порядке их приближения к Солнцу?


III. Самоопределение к деятельности

- Сейчас я хочу прочитать Вам «Сказку о Солнечной системе» Марии Гридаже. Вы внимательно послушайте, что необычного вы заметите в данной сказке?

Давным-давно на окраине одной из галактик появилась звезда и девять планет.
Звезда назвала себя Солнцем, а планеты назвались Меркурием, Венерой, Землёй, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном, Плутоном.

Солнце было вспыльчивой, своенравной, но доброй звездой. Оно ни думая, ни гадая, расположилось в центре кольца метеоритов, оставив планетам всё пространство вокруг себя.  

Четыре небольших планеты хотели, чтобы на них появилась жизнь, поэтому было решено, что они займут свои места возле солнца, а остальные, не жаждущие жизни на себе, но беспокоящиеся за свою красоту – за кольцо метеоритов.

Я, - сказал Меркурий, мыслящий отнюдь не всегда правильно, – считаю, что жизнь возникнет только в тепле, поэтому я встану первым после Солнца, тем более, что мы с ним большие друзья. – С этими словами самая маленькая планета заняла выбранное место и сразу же начала нагреваться, но, уверенная в правильности своего решения, его не изменила.

 Следующим выступил Марс, считавший, что лучше всего будет, если он займёт
четвёртоё место после Солнца так, чтобы не повредить себя жаром палящей звезды и дать возможность появиться жизни. Увы, за двумя зайцам погонишься, ни одного не поймаешь.

- А я, - заговорила вечно бушующая, ослепительно красивая и гордая Венера, –
думаю, что мне нужно встать как можно ближе к Солнцу. Тепло и моя красота точно создадут условия для благополучной жизни, - и Венера заняла место рядом с Меркурием, став второй планетой возле Солнца. Только вот о какой жизни ( своей или той, которая могла бы возникнуть) она говорила, остаётся загадкой.

 Скромная, добрая, не замечавшая своей красоты Земля искренне желала возникновения жизни. Ей было всё равно, куда вставать, она верила, что на любом месте вблизи Солнца на ней появится жизни. Поэтому, не сказав ни слова, она встала на третье место возле звезды.

 Другим пяти планетами было проще. Они выбрали себе места по своему размеру.
Пятое занял великан Юпитер, шестое – Сатурн, гордившийся своими разноцветными кольцами, седьмое – Уран, восьмое – Нептун, а девятое – неразговорчивый маленький Плутон.

 Когда каждая из планет встала на своё место, Звезда заявила, что будет вращаться вокруг своей оси, дабы видеть окружающий мир и другим посоветовала сделать то же самое. Планеты подумали и согласились со светилом.
 Однако у планет возник вопрос, который озвучил Марс: « Что же это? Если мы будем всегда так стоять в одну линию, то одним будет тепла доставаться больше, другим меньше, а некоторым и вообще не достанется! Как же сделать так, чтобы света всем хватало?»

 Думали планеты, думали и после нескольких часов размышлений решили двигаться вокруг Солнца, каждый по своему пути и путь этот назвали орбитой.

 И жили они долго и счастливо, пока не решили назвать свою систему Солнечной, в честь звезды, дающей им тепло.

 Через несколько миллионов лет на Земле появилась жизнь, а на Меркурии, Марсе и Венере – нет. Эти планеты огорчились, но всё же не теряли надежды, что когда -нибудь жизнь возникнет и на них. Так жили планеты до настоящего времени и, возможно, будут жить ещё миллионы лет.


Что необычного заметили в этой сказке? (Да, в сказке упоминается про 9 планет, в том числе про Плутон).

Про девять планет написано несколько стихотворений разными авторами:


На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ — раз,

ВЕНЕРА — два-с,

Три — ЗЕМЛЯ,

Четыре — МАРС,

Пять — ЮПИТЕР,

Шесть — САТУРН,

Семь — УРАН,

Восемь — НЕПТУН,

Девять — дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит — выйди вон!

(А. Усачев)



Встречает первым солнечные бури

Неуловимый, маленький Меркурий.

Второй, за ним, летит Венера

С тяжёлой, плотной атмосферой.

А третьей, кружит карусель,

Земная наша колыбель.

Четвёртый – Марс, планета ржавая,

Красно – оранжевая самая.

А дальше мчат, пчелиным роем,

Своей орбитой астероиды.

Пятый - Юпитер, очень уж большой

На звёздном небе виден хорошо.

Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,

Очаровашка, под лучами солнца.

Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,

Ведь труден путь его далекий.

Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант

В красивой голубой рубашке франт.

Плутон, Харон, девятые в системе,

Во тьме дуэтом коротают время.


- Действительно, до 2006 года считалось, что в Солнечную систему входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Однако из-за размеров и своеобразной орбиты Плутон стали относить в число карликовых планет. Дело в том, что, хоть Плутон и вращается на орбите вокруг Солнца и имеет шарообразную форму, он не способен очистить свою орбиту от других небесных объектов. Небесные тела, находящиеся на орбите Плутона, обладают практически той же массой, что и сама планета. По этой причине Плутон не может «поглотить» их.

Вот такая интересная судьба у планеты Плутон.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!


IV. Открытие нового знания


Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

Давайте поближе познакомимся с планетами.

Меркурий. Ближайшей к Солнцу планета - Меркурий. Это сама маленькая (диаметр 4879 км) и самая близкая к Солнцу планета. Температура днем на Меркурии достигает 430 градусов, соответственно, живых организмов на ней нет. Кроме того, это самая быстрая планета, она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью — ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

Венера. Вторая от Солнца планета, носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Венера (диаметр 12103 км) – это планет гроз. На этой планете постоянно идут дожди и гремят грозы. Вот вместо воды выпадает серная кислота. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Земля. Земля (диаметр 12742 км). Когда космонавты впервые увидели ее из космоса, они прозвали ее голубой планетой. 70 процентов Земли покрыто водой, из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и жи­вотных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет есте­ственный спутник -Луну.

Марс. Четвертая от Солнца планета (диаметр 6780 км) названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверх­ность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Ночью температура на Марсе опускается до —85 градусов. Именно о Марсе снято большинство фантастических фильмов. И это не удивительно. Ведь Марс – это первый кандидат на колонизацию его землянами.

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе (диаметр 139 822 км). Она названа в честь самого главного древнерим­ского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпи­тер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере по­стоянно бушуют мощные ураганы. На Юпитере уже 200 лет бушует огромный шторм, сопоставимый с размерами нашей планеты.

Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по ве­личине после Юпитера (диаметр 116 464 км). Она названа в честь древнеримского бога зем­леделия. Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Сатурн, не смотря на огромные размеры, считается самой легкой планетой. Сутки на Сатурне длятся около 10 часов.

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древне­греческого бога неба (диаметр 50724 км). Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов. Единственный космический аппарат, посетивший эту планету, летел к ней почти 10 лет. А солнечным лучам, чтобы достичь Урана, требуется всего 3 часа.

​​​​​​​ Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Диаметр планеты 49244 км. Нептун – самая холодная планета в нашей системе. Температура на планете опускается до - 220 градусов, а ветры дуют со скоростью 2000 км в час.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной си­стемы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

Что мы можем сказать о планетах Солнечной систе­мы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты враща­ются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)


V. Первичное закрепление

- Для закрепления полученных знаний предлагаю разгадать кроссворд:

По горизонтали:

Планета, на которой есть жизнь.

Красная планета.

Самая яркая звезда нашего неба.

Седьмая планета от Солнца.

Самая большая планета.

Планета, названная в честь морского бога.

и 8. Как называется наша Галактика.

По вертикали:

Самая маленькая планета.

Спутник Земли.

Планета с кольцами.

Самая жаркая планета.

Бывшая девятая планета.


VI. Физкультминутка

Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто-то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.


Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:

Меркурий всех ближе к светилу идет,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,

А огненный Марс кружит вслед за Землей.

За ними - Юпитер, из всех великан,

А дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Вдали так малы и едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы —

Уран и Нептун в пространстве плывут

И в свой хоровод Плутон не берут.


VII. Работа по новой теме

Работа в группах

- Откроем учебник на с. 12. Прочитаем вопрос, на кото­рый нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года?) Проанализируем схемы, постараемся ответить на эти во­просы. (После работы в группах выслушать предположения детей.) Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользо­ваться текстом учебника.)

Работа по учебнику

Чтение текста на с.13 по цепочке.

- Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это проис­ходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)

- Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вра­щения Земли вокруг Солнца.)

- Какие выводы о природных явлениях, связанных с движе­нием Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)

- Вследствие наклона земной оси каждая точка Земли встречает солнечные лучи под углами, которые в течение года изменяются. Неизменность наклона земной оси является основной причиной смены сезонов года, а также неодинаковой продолжительности дня и ночи в течение года на всех широтах, кроме экватора. Смена времен года определяет годовой ритм природных процессов.

Времена года сменяются, поскольку попеременно в большей степени бывают освещены Солнцем то северная, то южная полярная область Земли. Поэтому, когда в северном полушарии тепло, в южном - холодно, и наоборот.


Работа в тетради

- Нарисуем схему смены дня и ночи. Что необходимо нарисовать на этой схеме? (Солнце и Землю)

Нарисуйте и подпишите схему.

Теперь нужно изобразить схему смены времен года.

Что необходимо нарисовать на этой схеме? (Солн­це и планету Земля, освещенную с разных сторон.)

- Нарисуйте и подпишите небесные тела и времена года.

VIII. Подведение итогов урока

Что изучали на уроке?

Что нового для себя узнали? Какие новые знания получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учеб­ника.)

IX. Рефлексия

Что показалось самым интересным?

Что вызвало затруднение?

Продолжите ли в повседневной жизни читать и изучать космическое пространство? X.Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 9—15 учебника.

2. Выполнить задания на с. 15 учебника.

3. Постараться с родителями побывать в планетарии, подготовить рассказ о своих впечатлениях об увиденном.



Предварительный просмотр презентации

Планеты Солнечной системы

Движение планет по орбитам

Карликовая планета

Самая маленькая планета

ВЕНЕРА

ЗЕМЛЯ

МАРС

ЮПИТЕР

САТУРН

УРАН

НЕПТУН

РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД

СМЕНА ДНЯ И НОЧИ

СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.