План-конспект к уроку литературы «Жизнь и творчество А.И. Гончарова»
Урок 7
Тема: Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова
1812-1891
Цель: познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.
Эпиграф: Серьёзное искусство, как и серьёзное дело, требует всей жизни.
И.А. Гончаров
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский.
Ход урока
Оргмомент. Вступительное слово.
Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрёл прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно стояло рядом классиками русской литературы 2-й половины XIX века.
Литературное наследие писателя не обширно. Но Гончаров внёс значительный вклад в духовную жизнь России. Каждое его произведение привлекало внимание читателей, порождало горячие споры и обсуждения, указывало на важнейшие проблемы и явления современности.
Интерес к творчеству писателя, живое восприятие его произведений, переходя от поколения к поколению русских читателей, не иссякли в наши дни. Гончаров по праву принадлежит к числу наиболее популярных писателей XIX века.
Жизненный путь писателя (один из вариантов)
- Презентация (студентов/преподавателя)
- Рассказ преподавателя. Становление и формирование личности писателя:
а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822–1830).
г) Московский университет (1831–1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой “натуральной школы”.
- Сообщения учащихся (проверка домашнего задания, с дополнениями самих учащихся).
Творчество И.А. Гончарова.
За 45 лет творчества Гончаров опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат «Паллада», несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары.
И.А. Гончаров обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете, на филологическом («словесном») отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет – как автор романа «Обыкновенная история», который был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. и имел «успех неслыханный» и всеобщий (В. Белинский).
- Краткая характеристика романа «Обыкновенная история» (проверка индивидуального домашнего задания).
Очерки “Фрегат “Паллада” представляют собой творческий документ, важный для характеристики идейно-политических взглядов Гончарова. Несмотря на то, что в этих очерках ощутимо сказалась противоречивость его мировоззрения, основная и непреходящая ценность их заключается прежде всего в правдивом отражении в них фактов и процессов объективной действительности. Создавая книгу очерков, Гончаров не собирался дать “систематическое описание путешествия”. Он не освещает многие стороны экспедиции. В очерках почти не отражена героика тяжелого морского похода. Нет подробного и последовательного описания плавания. Не рассказывает он и о Путятине (начальнике русской экспедиции), необузданном самодуре, создавшем тяжелую атмосферу на корабле. Это художественное произведение, в котором наблюдения и впечатления писателя-путешественника художественно преображены и осмыслены под определенным углом зрения.
- Краткая характеристика очерков «Фрегат “Паллада”» (проверка индивидуального домашнего задания).
Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма. Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.
- Краткая характеристика романа «Обрыв» (проверка индивидуального домашнего задания).
Особенности творческой манеры И.А. Гончарова
Особенности творческой манеры Гончарова, характер его реализма определяются его мировоззрением, личностным статусом, пониманием творчества, его природы и законов. Так же, как и Тургенев, он придерживался либеральных убеждений, но в отличие от Тургенева, был гораздо дальше от социально-политических конфликтов современности.
К особенностям творческой манеры писателя относится:
- Писатель рассматривал общественную жизнь и ее перспективы через эволюцию социально-бытового уклада. Его волновали не столько социально-политические, сколько бытийные проблемы.
- В творчестве Гончарова нашли отражение существенные стороны современной ему действительности. Писателю удалось показать сдвиги в сознании, в системе ценностей его эпохи; он художественно осмыслил новый тип русской жизни — тип буржуазного предпринимателя.
- Писатель был убежден, что подлинное произведение искусства рождается только из лично пережитого художником.
- Среди писателей-современников Гончарова выделяют уравновешенность и спокойствие.
- Писатель по-своему воспринимал пришедшее на его эпоху столкновение старого патриархального уклада и зарождающегося нового буржуазного. Он понимал важность происходящего исторического процесса, но не хотел утраты вечных ценностей, не хотел, чтобы холодный расчет разрушил духовное родство между человеком и природой, рационализм уничтожил гармонию ума и сердца. На протяжении всей его жизни его волновали вопросы о том, как сделать так, чтобы все хорошее, что есть в старом гармонически слилось с тем хорошим, что есть в наступающем новом.
- В его романах отсутствуют отвлеченная нравоучительная философия. Писатель не пытается направить своего читателя к каким-то готовым выводам, а предоставляет это сделать ему самому. Он стремится выступить объективным и беспристрастным художником, изображающим жизнь такой, какой ее видит сам.
Экранизация произведений И.А. Гончарова.
- презентация
Итог. Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Гончарова и учебника, которым пользуется та или иная группа)
Горбачёва Марина Юрьевна