План-конспект урока по прикладной композиции «Искусство дизайна» (1–6 классы)
План-конспект урока
по прикладной композиции для 3 класса художественной школы
(возраст обучающихся 10–11 лет)
Составила преподаватель высшей категории
Радивил Лилия Владимировна
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г. ГОРЛОВКА
Донецкая Народная Республика
Тема урока: «Искусство дизайна».
Количество часов: 45 минут
Цель урока: ознакомить обучающихся с основными понятиями дизайна.
Задачи урока:
образовательная – овладеть основными понятиями о искусстве дизайна.
развивающая – развивать художественно - образное воображение, представление, зрительное восприятие. Развивать умение самостоятельно планировать работу, сознательно и последовательно выполнять задание;
воспитательная – воспитывать навыки учебной деятельности, эстетическое восприятие средств используемых в работе, инициативность, аккуратность, ответственность.
Вид урока: интегрированный урок
Формы урока: беседа, практическое занятие
Материалы и оборудование:
для преподавателя: доска, ноутбук, заготовки материалов, грамоты «Юный дизайнер».
для обучающихся : бумага, краски, цветные карандаши, маркеры, простой карандаш, ластик и т. д.
План урока
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Психологический настрой на урок – 2 мин.
3. Объяснение нового материала – 10 мин.
4. Работа в группах по созданию дизайна – 20 мин.
5. Подведение итогов урока – 4 мин.
6. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1.Организационный момент
Вступительное слово преподавателя:
– Нас окружают повсюду предметы: игрушки, одежда и обувь, шариковая ручка и пенал… и многие другие. Человек все это создал, чтобы облегчить себе быт, отдых, сделать его более комфортным. Но человеку не достаточно одного комфорта, мы хотим и красоты.
2. Психологический настрой на урок
Сегодня на занятии мы узнаем: что такое искусство дизайна, познакомимся с основными видами дизайна, а так же сами выступим в роли юных дизайнеров. Для того что бы решить поставленную задачу, мы с вами познакомимся с историей возникновения дизайна, выясним, какие цели и задачи стоят перед дизайном.
3. Изложение нового материала
Слово «Дизайн» появилось в XVI веке (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок). В 1849 году в Англии вышел первый в мире журнал, имевший в названии слово «Дизайн». В ХХ веке проектирование предметов, в которых польза была связана с красотой, называли дизайном. Дизайнер – человек, занимающийся художественной, технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики). Дизайн – это процесс создания новых образов изделий, изготовленных в соответствии с влиянием времени. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Задумка нового предмета заключается не только в функциональности, рациональности, красоты, но и эргономичностью.
Цель дизайна: художественное проектирование среды обитания человека, конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.
Задачи: польза и красота, эргономичность, простота изготовления.
Виды дизайна:
Промышленный дизайн – это проектирование оборудования, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Создание новой вещи сложный творческий процесс, в котором участвуют: учёные, инженеры и дизайнеры. Дизайнер задумывает вещь, не только её форму, но и характер, специфику и место среди других вещей, а от сюда её потребительские и товарные свойства.
Графический дизайн – это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов. Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы. Отличительные особенности знака - обобщённость и условность в изображении предметных форм.
Книжный дизайн – это новые, разнообразные конструкции книги.
Дизайнер занимается оформлением книги: определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т. д.). Большую роль играет разработка внешнего облика книги (переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист, иллюстрации).
Визаж (искусство макияжа) – участвует в создании прекрасного облика человека. Понятие "макияж" имеет два значения: в первом варианте подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом - искусство оформления лица (дневной, вечерний, фантазийный, карнавальный и др.)
Дизайн одежды – моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ. Мода - это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.
Фито – дизайн – это составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или искусственных цветов, растений, а так же целостное оформление интерьеров предметами флоры. Правильно подобранные и размещенные растения создают психологический комфорт человека.
Ландшафтный дизайн –это дизайн окружающей среды. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий, учитывая взаимосвязь зелёных насаждений и архитектурных построек.
4. Практическая работа (работа в группах)
Обучающиеся класса делятся на 2 группы для выполнения задания. Перед каждой группой ставится конкретная задача, для выполнения которой преподаватель обеспечивает рабочим материалом - лист бумаги (формат А3),краски, цветные карандаши, фломастеры, линеры, палитра, кисти и т. д
1 группа выполняет эскиз чехла для мобильного телефона.
2 группа выполняет эскиз дизайна чашки.
Слово преподавателя:
- Вы юные дизайнеры, вам поступил заказ выполнить эскиз чехла для мобильного телефона и эскиз дизайнерской чашки.
Лучшие дизайнеры будут награждены дипломами.
5. Подведение итогов урока
а) оценивание лучших эскизов, выполненных юными дизайнерами
б) награждение грамотами «Юный дизайнер»
Рефлексия
Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства – дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Вы все сегодня были дизайнерами.
6. Домашнее задание
Разработать дизайн - "Шариковая ручка".