12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила118
Работаю в детском доме с детьми с особыми потребностями.
Россия, Приморский край, село Екатериновка
Материал размещён в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. »

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ»



Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор КГБУСО «ЕДПНИ»

31.06.2023 Н. Г. Бутурлин

протокол № 30 « 24 » июля 2023 г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

« Пластилиновая сказка »

Возраст обучающихся: 14-18 лет.

Срок реализации: 1 год.







Автор-составитель:

воспитатель Михайлюк Л.Ю.

воспитатель Михеева Р.Р.


с. Екатериновка, 2023




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы (ДООП)

Содержание программы

Планируемые результаты

Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы

Формы аттестации

Методические обеспечение

Список литературы

Приложение

1. Календарный учебный график

2. Расписание проведений занятий

3. Учебный план

4. Календарный учебный план

 

 

 




Введение

В настоящее время ведущие специалисты в области развития интеллектуальных и мыслительных процессов настаивают, что начинать необходимо с развития движений рук, а в частности с развития движений в пальцах рук. Это связано с тем, что развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, что бы развивался ребёнок и его головной мозг, необходимо тренировать руки Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то письмо или математика.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы, что бы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений у детей с ОВЗ для занятий было выбрано рисование картин пластилином- пластилинография.

 



I. Комплекс основных характеристик программы

1. Пояснительная записка

 

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) очень сложен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь ребенка, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности пластилинография.

Актуальность программы обусловлена тем, что до недавнего времени, как правило, не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. В данный момент коррекционная педагогика заинтересовалась работами детей-инвалидов, но программ по пластилинографии, недостаточно, именно поэтому нас заинтересовала эта тема.

Пластилинография воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему рук, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Кроме того, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Пластилин – искусственный материал специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается из очищенного и измельчённого порошка глины с добавлением воска, сала, красителей и других веществ, задающих его свойства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие пластинографией влияет на общее развитие детей с ограниченными возможностями, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Главное в работе - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и посильное задание. А это - залог будущего успеха.

  Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий. С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

 

 

2. Цель и задачи

 

Цель: Развитие осязания и мелкой моторики рук детей с ОВЗ через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином- пластинографии.

Формирование   речевой активности. 

 

Задачи программы:

Обучающие

- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки лепки (сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.

- Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

- Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.

- Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

- Развивать мелкую моторику кистей рук.

- Развитие связной речи.

Воспитательные

- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

- Воспитывать трудолюбие и старание.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

- Формировать навыки сотрудничества.



3. Содержание программы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

-Освоить прием общипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по показу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя


4. Планируемые результаты.

Эффективность данных дополнительных занятий проявится в эмоциональной отзывчивости детей. К концу учебного года дети получат знания, умения, навыки по пластилиновой живописи; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, окружающему миру, рисованию.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

1.Условия реализации программы.

Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия по 30-40 минут проходят 2 раза в неделю.

В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность, но приоритетной является практическая.

Форма организации занятия:

- индивидуальная

- групповая

- индивидуально - групповая

Курс обучения построен по схеме «от простого к сложному». Изделия изготавливаются в течение нескольких занятий, при этом вводятся новые виды деятельности.

Программа содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части используются следующие формы работ:

- обсуждение готовых работ;

- рассказ с показом изделий, образцов, репродукций;

- беседа с просмотром и оценкой выполненных работ;

- занятия и игры.

В процессе работы с колющим и режущим инструментом закрепляются правила техники безопасности, ведется наблюдение за их исполнением.

Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:

инструктажи:

-вводный - проводится перед началом практической работы, 

-текущий - во время выполнения практической работы,

практическая работа;

физкультминутки;

подведение итогов, анализ, оценка работ;

приведение в порядок рабочего места.

2. Формы аттестации:

Организация выставок, конкурсов детских работ, участие в тематических выставках и конкурсах детского дома, диагностика умений и навыков в начале и конце года.

3. Методическое обеспечение:

Для освоения программы используются разнообразные приемы и методы.

Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии.).


Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Материалы необходимые для работы:

Картон

Набор пластилина

Салфетки для рук

Стеки

Доска для лепки

Бросовый и природный материал



4. Список литературы:

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПБ, 2002

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей (детский дизайн №3), 2013

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2.

Румянцева Е. Пластилиновые фантазии. М., 2009 .

Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.: ТЦ-Сфера, 2010г.

Цырулик Н. А. Технология. Уроки творчества, издательство учебная литература, 2009

Шкицкая И. О. Аппликации из пластилина, издание пятое, Ростов-на-Дону «Феникс», 2011

Интернет ресурсы























III. ПРИЛОЖЕНИЕ


3.1 Календарный учебный график


Количество учебных недель

42

Продолжительность каникул

С 31.12.23 по 08.01.24

Дата начала и окончания программы

01.09.23 - 31.06.24


3.2 Расписание проведения занятий


День недели

Время проведения

Форма проведения

Вторник

10:30- 11:00

групповая

Среда

10:30- 11:00

групповая



3.3 Учебный план



п/п

Название раздела


Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с техникой «пластинография»,

освоение приёмов и правил работы

9

1

8

Устный опрос

Выставка детских работ

Конкурс творческих работ


2

Изготовление работ

73

0

73

3

итого

82

1

81



3.4 Календарный учебный график



п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1



Сентябрь

5











Первая половина дня

Теоретическое занятие

(презентация,

беседа, рассказ)

1

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

ТБ работы с различными материалами и оборудованием.



Групповая


Устный

опрос

2

6

Теоретически практическое занятие

1

Освоение приёма «разминание», правилами работы; организацией рабочего места.


Выставка

детских

работ

3

12


Теоретически практическое занятие

1

Освоение приема «отшипывание», правилами работы; организацией рабочего места.

Групповая

Выставка

детских

работ

4

13

Теоретически практическое занятие

1

Освоение приема «сплющивание», правилами работы; организацией рабочего места.


Выставка

детских

работ

5

19


Теоретически практическое занятие

1

Освоение приема «разрезание», правилами работы; организацией рабочего места.

Групповая

Конкурс

творческих

работ

6

20

Теоретически практическое занятие

1

Освоение приема «скатывание», правилами работы; организацией рабочего места.


Выставка

детских

работ

7

26


Теоретически практическое занятие

1

Освоение приема «загибание», правилами работы; организацией рабочего места.


Групповая

Выставка

детских

работ

8


27


Теоретически практическое занятие

1

Знакомство с приёмом «размазывание»

Групповая

Выставка

детских

работ

1

Октябрь

3


Первая

половина дня

Теоретически практическое занятие

1

Знакомство с приёмом «сглаживание»


Групповая

Выставка

детских

работ

2



4

10


Теоретически практическое занятие

2



«Витамины в баночке»

Групповая

Конкурс творческих

работ

3

11

17


Теоретически практическое занятие

2

«Покормим цыплят»

Групповая

Выставка

детских

работ

4

18

24



Теоретически практическое занятие

2




«Мухомор»

Групповая


Выставка

детских

работ

5


25

31


Теоретически практическое занятие

2

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

групповая

Выставка детских работ

1



Ноябрь

1

7

Первая половина дня

Теоретически практическое занятие

2

«Осенние листья»

Групповая

Конкурс

творческих

работ

2

8

14

Теоретически практическое занятие

2

«Разноцветные бусинки»

Групповая

Выставка

детских

работ

3

15

21

Теоретически практическое занятие

2

«Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей»

Групповая

Конкурс

творческих

работ

4

22

28

Теоретически практическое занятие

2

«Цветочки на окошке»

Групповая

Выставкадетских

работ

5

29


Теоретически практическое занятие

1

«Груша»

Групповая

Выставка

детских

работ

1


Декабрь

5

6

Первая половина

дня


Теоретически практическое занятие

2

«Снеговик»

Групповая


Выставка

детских

работ

2

12

13

Теоретически практическое занятие

2

«Разноцветная гирлянда»

Групповая

Конкурс

творческих

работ

3

19

20

Теоретически практическое занятие

2

«Новогодние шары »

Групповая

Выставка

детских

работ

4

26

27

Теоретически практическое занятие

2

«Украшаем елочку»

Групповая

Конкурс

творческих

работ

1

Январь

9

10

Первая половина

дня

Теоретически практическое занятие

2

«Салют»

Групповая



Конкурс

творческих

работ

2

16

17


Теоретически практическое занятие

2

«Снегири»

Групповая

Выставка

детских

работ

3


23

24

Теоретически практическое занятие

2

«Снежинка»

Групповая

Выставка

детских

работ

4

30

31

Теоретически практическое занятие

2

«Конфеты»

Групповая

Выставка

детских

работ

1

Февраль

6

7

Первая половина

дня

Теоретически практическое занятие

2

«Пуговицы для платья куклы Кати»

Групповая


Конкурс

ворческих работ

2

13

14

Теоретически практическое занятие

2

«Блинчики»

Групповая

Выставка

детских

работ

3

20

21

Теоретически практическое занятие

2

«Пластилиновая мозаика»

Групповая

Конкурс

творческих работ

4

27

28

Теоретически практическое занятие

2

«Красивый платочек

Групповая

Выставка

детских

работ

1

Март

5

6









Первая половина

дня



Теоретически практическое занятие

2

«Ромашки для мамы»


Групповая

Выставка

детских работ

2

12

13

Теоретически практическое занятие

2

«Солнышко - колоколнышко»

Групповая

Конкурс

творческих работ

3

19

20

Теоретически практическое занятие

2

«Красивая тарелка»

Групповая

Выставка

детских

работ

4


26

27

Теоретически практическое занятие


2

«Подснежник»

Групповая

Конкурс

творческих работ

1

Апрель

2

3

первая половина

дня

Теоретически практическое занятие

2

«Конфетки для ребят»

Групповая



Конкурс

творческих

работ

2

9

10

Теоретически практическое занятие

2

«Ракета»

Групповая

Выставка

детских работ

3

16

17

Теоретически практическое занятие

2

«Божья коровка»

Групповая

Выставка

детских работ

4

23

24

Теоретически практическое занятие

2



«Дождик кап-кап»

Групповая



Конкурс

творческих

работ

1

Май

7

8









первая половина

дня





Теоретически практическое занятие

2

«Ягодки для Мишутки»

Групповая



Конкурс

творческих

работ

2


14

15

Теоретически практическое занятие

2

«Гусеница на листочке»

Групповая

Выставка

Детских работ

3


21

22

Теоретически практическое занятие

2

«Пчёлка»

Групповая

Конкурс

творческих

работ

4


28

29

Теоретически практическое занятие

2

«Рыбка золотая»

Групповая

Выставка

детских

работ

1

Июнь

4

5

первая половина

дня


Теоретически практическое занятие

2

«Веточка с листочками»

Групповая

Конкурс

творческих

работ

2



11

18

Теоретически практическое занятие

2


«Яблочки румяные в нашем сад»

Групповая



Выставка

детских

работ

3

18

19

Теоретически практическое занятие

2

«Разноцветная бабочка»

Групповая

Конкурс

Творческих работ

4

25

26



Теоретически практическое занятие

2

«Лесная полянка»

Групповая

Выставка

детских

работ

Итого: 82 часа







Опубликовано в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. »


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 20.02.24 в 01:15 1Ответить Пожаловаться
Очень актуальный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.