Конспект занятия на тему: Ознакомление с новым видом деятельности «Пластилиновая живопись»
Конспект занятия на тему :
Ознакомление с новым видом деятельности «Пластилиновая живопись»
педагог дополнительного образования
Тимираева Диана Александровна
Тема: Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой
Цель: ознакомление с техникой «пластилиновая живопись».
Задачи:
1. Знакомство с «пластилиновой живописью» и приемами работы с пластилином;
2. Создание творческой атмосферы;
3. Содействие развитию мелкой моторики рук;
4. Развитию фантазии, воображения, привитие эстетического вкуса, познавательной и творческой активности.
5. Воспитанию аккуратности в выполнении работы.
Коррекционная: разрядка психоэмоционального напряжения по средствам арт - терапии.
Возраст детей: 7-10 лет.
Оборудование: Образцы работ, выполненные в технике «пластилиновая живопись», иллюстрации по теме, мультимедийный комплекс (ПК, проектор), кисточка.
Материалы для детей: подготовленная основа для работы, стеки, пластилин, доска для лепки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Знакомство с детьми.
1. Приветствие.
- Слайд 1. Здравствуйте ребята.
2. Проверка готовности к занятию. Слайд 2.
( доска для лепки, пластилин, стеки.)
II. Сообщение Темы Занятия:
- Слайд 3. Сегодня у нас необычное занятие, в ходе которого вы узнаете много интересного и познакомитесь царством государством, в котором живут счастливые люди. А счастливые они потому, что умеют замечать красоту в природе и в окружающих людях.
Актуализация опорных знаний (повторение цветов).
- Но прежде чем мы отправимся в волшебное царство, надо открыть путь в волшебное царство государство, оно закрыто на четыре замка.
- Чтобы их открыть, вспомним цвета Королевы Радуги.
- Какие из цветов радуги являются основными? (красный, синий, желтый).
Вспомним теперь смешение цветов.
Красный + желтый = оранжевый
Желтый + синий = зеленый
Синий + красный = фиолетовый
Синий + белый = голубой
Разрядка психоэмоционального напряжения
Визуализация «Волшебные краски»
- Молодцы, вы хорошо знаете цвета и их смешение.
А теперь вас жители государства, приглашают в свое волшебное царство – государство (Включить музыку на слайде).
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я приглашаю вас в путешествие в волшебное царство-государство. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Вы приземляетесь на волшебную цветочную поляну. Светит яркое солнце. Вы вдыхаете легкий аромат цветов. Посмотрите, какие красочные цветы вокруг: красные маки и тюльпаны, синие васильки, колокольчики, желтые одуванчики. Наполнитесь цветом и ароматом цветов. Сделайте глубокий вдох и на выдохе открывайте глаза. Слайд 4.
Какие ощущения вы сейчас испытываете? Удалось увидеть красочные цветы? Какое настроение у вас?
III. Изучение нового материала. Слайд 5. В этом государстве есть необычное царство. Жители погружены в мир ярких и сочных красок. Сегодня мы с вами познакомимся с этим царством. Слайд 6.
- Взгляните на экран. Вы видите различные работы, что в них общего?
(- Все они выполнены в цвете, все красивые, яркие)
-Какие материалы использованы?
(- акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастер)
Есть еще один материал, а как он называется, узнаем разгадав загадку. Слайд 7.
Материал я не простой,
Из брусочков и цветной
Из меня лепи, играй
Руки мыть не забывай!
(пластилин)
- Молодцы! Пластилин тоже используют в творчестве.
Слайд 8.
- Когда рисуем красками, мы пользуемся кистью. Слайд 9.
- А когда лепим фигурки из пластилина, какой инструмент используем? (Стек)
Но самым главным инструментом остаются наши пальцы.
- Ребята, можно ли смешивать пластилин, как в живописи? Да
Давайте с вами более подробно изучим эту тему, для этого мы, отправляемся в лабораторию «Пластилинография». Для этого нам нужно разделиться 4 подгруппы. Каждая подгруппа получает свои задания. Вам нужно провести опыты смешения пластилина разного цвета и размера, создать новый цвет и придумать ей интересное название.
В конце вашего задания, каждая группа рассказывает свой получившийся опыт.
- Молодцы! Мы свами выяснили что пластилин тоже можно смешивать и получать дополнительные цвета, как и красками.
- Если пластилин можно смешивать, получать дополнительные цвета, так значит, можно им рисовать?
-Молодцы! Пластилином тоже можно рисовать, так же как и в акварельной живописи, масляной или акриловой живописи.
- Предположите, как может называться тема сегодняшнего занятия?
- А работать мы будем не красками, а пластилином, и эта техника называется пластилиновая живопись. Слайд 10.
Пластилиновая живопись – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на любой основе.
- Наверное, не существует такого человека, который бы не лепил что-то из пластилина. Однако эта вещь популярна не только среди детей, но и среди скульпторов, которые считают его одним из наилучших материалов для работы. Еще 200 лет назад никто и не знал об этом чудесном веществе.
Слайд 11. А изобретение его можно приписать сразу двум людям из Англии – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Уильяму Харбутту из Германии.
- Ребята, а что же можно слепить из пластилина? (Ответы детей). Совершенно верно, из пластилина можно слепить все что угодно: фигуры разных животных, рыб, птиц, цветы и деревья, людей и даже целые картины, аппликации из пластилина, сюжеты из жизни, сказок, подводный мир, любимые герои, птицы, пейзажи и натюрморты.
- Даже целые пластилиновые мультфильмы снимают. Например, мультфильм «Пластилиновая ворона», на создание которого ушло 800 кг пластилина, а так же знакомая всем заставка программы «Спокойной ночи, малыши!».
- Посмотрим внимательно на экран, какие же красивые работы получаются из пластилина (Показ видеоролика про пластилин).
- Существует множество техник и приёмов работы с пластилином. И сейчас мы их рассмотрим (Показ нескольких готовых работ).
IV. Мастер – класс.
- Рассмотрим прием выполнения плоскостной работы. Сначала, сделаем небольшие упражнения.
- Отделяем маленький кусочек от большого куска, разминаем в руках, попробуем нанести пластилин на картон (размазываем на плоскости). Посмотрите, как это я делаю, и попробуйте сами. Удобнее размазывать пластилин большим пальцем на листе, чтобы получилось изображение, как будто рисуем красками.
- Пластилин надо накладывать аккуратно, не нарушая контура рисунка.
- Нужно использовать стек, чтобы заполнить узкие части.
Сюжетом для такой пластилиновой картины может послужить все что угодно: сюжеты из жизни, сказок, подводный мир, животные, любимые герои, птицы, пейзажи и натюрморты.
Нам всем известно: Россия —уникальная, богатая страна с бескрайними территориями, покрытыми зелёными лесами с бескрайними полями, красивыми озерами и реками. Лес – это место, где растет множество разнообразных растений. Это деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Наша страна очень красива во все времена. Весенний лес встречает нас милыми и нежными цветами, которые расцветают из под снега. А как их называют?
Первоцветы (подснежник) Слайд 16.
Какие же вы первоцветы знаете? Подснежник, мать и мачеха, тюльпаны, ландыши, примулы, медуница. Слайд 17.
Молодцы! А выберем сегодня для работы цветок под названием крокус. Слайд 18. Название цветка происходит от греческого слова ‘kroke’ – нить. Раньше из пыльцы этих растений делали желтую краску, поэтому второе название крокуса — шафран, происходит от арабского ‘sepheran’ – желтый. Прорастает он в основном в южных лесах нашей страны, у нас только в садах.
-Ребята, а почему их нельзя рвать? Они занесены в красную книгу и с каждым годом их все меньше и меньше.
Давайте посмотрим какие они прекрасные. Слайд 19-24.
Какого он цвета могут быть? белые, синие, желтые, фиолетовые и их различные оттенки.
- А как же получить такое обилие цветов и красок? (путем смешивания цветов)
- Сколько цветов можно смешивать? (два-три цвета)
V. Физкультминутка. Слайд 25.
Прежде чем приступить к работе, мы подготовим, самые главные инструменты для работы с пластилином.
-Какие инструменты? Пальцы, руки
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
Спал цветок волшебным сном — ( кулачок крепко сжат)
Был закрытым, но потом
Показался лепесток, — ( распрямить большой палец)
А за ним его дружок, — ( распрямить указательный палец)
Вот и третий не проспал, — ( распрямить средний палец)
И четвертый не отстал, — ( распрямить безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, — (распрямить мизинец)
Вот раскрылся весь цветок — ( раскрыть ладонь)
VI. Практическая часть.
Вспомним правила работы с пластилином и технику безопасности во время работы с пластилином.
Не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.
Лепку пластилином выполнять только на дощечке.
Нужно с осторожностью работать стеком.
- А сейчас приступим к нашей работе. На ваших партах подготовленные заранее цветные картонки, где уже нарисованы силуэты цветов. Ваша задача – подобрать цвета. Посмотрите каждый на свою картинку и подумайте, какими цветами лучше её выполнить, чтобы цветок не потерялся на фоне вашего картона. Теперь вы знаете основные приёмы работы и какие цвета вы будете использовать в своей работе, палитра цветов на доске.
- Ребята, кто напомнит, что необходимо сделать перед работой? (Сначала пластилин необходимо размять).
- Как вы думаете, для чего? (Чтобы стал мягким и легче размазывать на листе). Внимание! Слайд 28.
1. Перед работой пластилин разминаем в руках.
2. Если вы хотите получить разводы разных цветов не надо смешивать до полного исчезновения разводов.
3. Пластилин надо накладывать аккуратно, не нарушая контура рисунка.
- Если есть какие-то вопросы, задавайте.
Желаю вам успешно поработать, чтобы в конце занятия у вас получились живописные красивые работы. Приступаем к работе (включить музыку).
VIII. Подведение итогов. Слайд 16.
- Молодцы, ребята! У вас получились замечательные работы.
- С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
- А сейчас мы подведем итоги нашего занятия и узнаем, понравилось ли сегодняшнее занятие. У каждого у вас по два облачка. Вам нужно прикрепить облачко над царством государством, объяснив свой выбор. Одно легкое воздушное, другое темно и хмурое. Выбор облака зависит от вашего настроения.
- Надеюсь, над царством государством не сгущаются хмурые тучи.
- Слайд 17. Всем спасибо за внимание и работу! Дети приводят в порядок рабочее место.
Ирина Владимировна Казарцева