12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Сергеевна559
Современные тренды в образовании, новые подходы к обучению, лайфхаки, новые «старые» методики, интервью, кейсы, подборки, бесплатный раздаточный материал от методистов и иллюстраторов педагогического сообщества УРОК.РФ
Россия

Детям в школе скучно! Для одних равнодушие — явление эпизодическое, другие жалуются на неё постоянно, испытывая при этом настоящий стресс, апатию и разочарование.

Чтобы эффективно решить проблему детской скуки, важно выявить её действительные причины. Разберём самые распространённые из них.

1. Недостаточно сложный материал

В каждом классе есть ученики, которые быстрее и легче остальных усваивают учебный материал. Если вовремя не организовать дифференцированный подход обучения, таким ребятам будет скучно в стенах школы. Преподаваемый материал попросту не будет соответствовать их способностям. Подробнее об этом в материале Ошибки в работе с одарёнными учениками.

2. Низкая мотивация

На скуку на занятиях жалуются и недостаточно мотивированные ученики. Им кажется, что они всё знают, а если даже не знают, ничего страшного, потому что в жизни это не пригодится.

Низкую мотивацию часто путают с ленью, но это две разные вещи. Отсутствие мотивации связано с ощущением, что процесс обучения не имеет никакого смысла в реальной жизни. Проблему решит введение в обучение практико-ориентированного подхода.

3. Психологические проблемы

Причиной детской скуки могут быть психологические проблемы, связанные с разводом родителей, переездом, финансовыми трудностями или смертью в семье. Детская депрессия, тревога, бессонница, низкая самооценка и неуверенность в себе, посттравматические стрессовые расстройства влияют на интерес к школе и обучению.

Иногда отсутствие мотивации может быть признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Обычно СДВГ диагностируется на ранних стадиях обучения в начальной школе, но нередки случаи и позднего выявления недуга. Расстройство характеризуется трудностями с концентрацией внимания, сосредоточенностью на задаче и организованностью, а также импульсивностью и потребностью в физической активности. Со стороны педагогического коллектива все эти качества ребёнка могут быть оценены, как проявление банальной скуки. Как помочь ребёнку адаптироваться при переходе в новую школу?

4. Проблемы с социализацией

Детям, которым трудно наладить связь со своими сверстниками, учителем и в целом школьным сообществом, тоже скучно в школе. Ученики с низкой адаптацией чувствуют себя изолированными, им кажется, что они не нравятся учителю. Малейшая конфликтная ситуация провоцирует неадекватное поведение, а далее равнодушие к школе и учёбе.

По этой причине так важны внеклассные мероприятия по социализации и повышению эмоционального интеллекта учащихся.

5. Нехватка знаний и навыков

Не все учащиеся обладают академическими, социально-эмоциональными, физическими или практическими навыками, необходимыми для успешной учёбы в школе. Важно поддерживать детей, даже когда они получают низкие баллы, проигрывают соревнования и плохо ведут себя на переменах.

Возможно, ребёнок плохо справляется с учёбой, потому что не умеет распоряжаться своим временем. Другие получают низкие баллы, потому что плохо поняли предыдущие темы. Регулярные замечания и низкие оценки провоцируют скуку.

С определенными проблемами сталкиваются ребята с плохим зрением, слухом и другими особенностями здоровья. Они начинают испытывать на уроках скуку, поскольку им сложно организовать себя или следовать указаниям.

 

Как помочь преодолеть скуку?

Есть много способов помочь детям, которым скучно в школе. Главное выяснить, что на самом деле имеет в виду ребёнок, когда говорит: «Мне скучно в школе». Не стоит сбрасывать со счетов их проблемы или говорить им, чтобы они просто перестали скучать. Детям нужна помощь, а не осуждение за то, что они не находят школу интересной.

1. Задавайте вопросы.

Попросите ученика рассказать о том, чему он научился на уроке. Что конкретно он делал на уроке? Что показалось ему скучным? Было ли что-то интересное?

Обязательно выясните, выполнил ли он задание, закончил раньше или позже остальных. Была ли ему нужна дополнительная помощь? Если он не понял, почему не спросил учителя? Задайте дополнительные вопросы, касающиеся этой ситуации. Проведение таких бесед поможет понять, что в классе может способствовать возникновению чувства апатии, а также выяснить, какие отстающие навыки, эмоциональные проблемы или другие причины могут лежать в основе скуки.

Ученикам нравится, когда их слышат и видят. Как только их потребности будут удовлетворены, они начнут чувствовать себя более вовлечёнными и меньше скучать на уроках.

2. Вовлекайте всех участников

Поговорите с учителями и сообщите, какие сложности возникают у ребёнка. Постарайтесь сгладить любой негатив и предложить конструктивную обратную связь. Проведите вместе с учителями мозговой штурм, чтобы придумать решения, которые помогут ребёнку быть вовлечённым в повседневную школьную жизнь.

3. Мыслите творчески

Не бойтесь мыслить нестандартно. Существует много различных стилей обучения. Возможно, ребёнок борется со скукой, потому что материал преподносится не подходящим ему образом. Поищите решения вместе с коллегами, обязательно вовлекайте в процесс родителей. Возможно, стоит усилить наглядность, увеличить практический опыт, добавить нестандартные домашние задания и т.д.

Возможно, ребёнку больше подходит онлайн-школа или нужны более длительные перемены либо иной объём домашних заданий.

Когда ребёнок жалуется на то, что ему скучно в школе, это вызывает беспокойство, разочарование, расстраивает. Не все любят школу или хорошо реагируют на традиционные методы обучения. Внимательное отношение к ребёнку и уважение к его чувствам помогут найти решения для решения проблемы школьной скуки и отсутствия мотивации.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.