ПОЧЕМУ ЛЕВША? ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
с. Малоенисейское, Бийского района
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Направление - ВАЛЕОЛОГИЯ
ПОЧЕМУ ЛЕВША? ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ
Выполнила:
ученица 5б класса
Карташова Кристина Викторовна
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Карташова Наталья Анатольевна
с. Малоенисейское,
Оглавление
Глава I. Теоретическая часть 5
1.1. Левшество или леворукость? 5
Глава II. Практическая часть 13
2.1 . Диагностика левшества 13
Введение
Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка бревен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце "шеренги" на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, насколько вредны такие действия.
Зачастую переучивали детей с левой руки на правую и в привилегированных сословиях. Чтобы малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.
Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать. 6
Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как в настоящее время количество левшей увеличилось и отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Радует то, что педагоги да и многие родители понимают: "левизна" - это не каприз и не упрямство ребенка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребенок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.
Объект исследования – учащиеся МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Предмет исследования – леворукие дети
Цель моего исследования: изучить уникальное явление леворукости на примере учащихся начальной школы МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Гипотеза: предположим, что леворукие дети обладают такими же способностями, что и праворукие учащиеся
Задачи исследования:
Выяснить сколько леворуких учащихся обучаются в начальной школе МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Изучить литературу по проблеме леворукости
Исследовать признаки леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;
Доказать, что «левша» - обладает такими же способностями, что и «правша».
Выяснить трудности, с которыми встречаются леворукие
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
Теоретические
изучение литературы по данной проблеме;
анализ собранного материала;
обобщение.
Эмпирические
Наблюдение
Анкетирование
Интервьюирование
Математические
Диаграммы
Таблицы
Практическая значимость: собранный материал может быть использован на уроках окружающего мира, педагогами при работе с леворукими учащимися, а так же на классных часах
Термины «леворукость» и «левшество» следует различать. Левшами мы называем людей, у которых доминирует правое полушарие мозга. Изначально они были «задуманы» так, что левая рука, левая нога у них ведущие, а также левый глаз и левое ухо. А леворукие – это люди, которые хотя и родились правшами, но по каким-то причинам стали активнее пользоваться левой рукой. Левая рука у них активизировалась, потому что правая из-за травмы или из-за поражения головного мозга, кровоизлияния при родах не смогла выполнять функцию ведущей. Леворукие – это дети с доминирующим левым полушарием, но активизации правой половины тела у них не произошло. 3
По данным разных авторов, количество левшей в мире составляет от 1 до 30% в популяции. Разброс связан с тем, что в разных социальных группах разное количество левшей. Например, их в несколько раз меньше среди пенсионеров, нежели среди школьников. Связано это с тем, что до середины прошлого века левшей переучивали, к тому же мир был удобен только для правшей, не выпускались инструменты для работы левой рукой. Только в 90-е гг. ХХ в. появились ножницы и различные инструменты, заточенные под левую руку
В СССР левой рукой никто не писал. Все нужно было делать правой. Если ребенок не мог освоить такой навык, его начинали переучивать. В мягкой форме – подкладывали все предметы справа и ненавязчиво напоминали: «Деточка, какой рукой нужно брать ложку?». В крайнем варианте – левую руку привязывали, забинтовывали и не давали ею пользоваться .5
Сейчас мир смирился с тем, что есть люди, у которых левая половина тела активнее правой. У них не только активнее правое полушарие головного мозга, но и совершенно особым образом организована межполушарная мозговая деятельность. Анализ поведения переученных левшей выявил ужасные последствия. Такие дети чаще страдали неврозами, недержанием мочи, заикались, были одержимы ночными кошмарами. По данным медицинской статистики, каждый третий заика был переученным левшой!
В среде художников, музыкантов левшей больше, чем среди животноводов и плотников, потому что у левшей очень активно работают те участки мозга, которые отвечают за эмоции, фантазию, творчество.
В настоящее время существует теория, утверждающая, что за формирование левшества отвечает определенный ген.
Отличать левшу от леворукого ребенка важно, потому что можно попытаться развить у леворукого правую руку, но ничего нельзя поделать с доминированием правого полушария у левши. Желательно вмешаться в развитие леворукого ребенка как можно раньше, потому что после 6–7 лет, когда он пойдет в школу и начнет писать левой рукой, переучивать его на правую не только не полезно, но и даже опасно. Мозг уже не настолько пластичен, как в год – четыре года, и есть риск свести на нет все компенсаторные возможности ребенка, при этом не только не переучив его писать правой рукой, но и разучив пользоваться левой. 9
Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. 7
Генетическое левшество. Леворукость в 10 — 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается вариантом нормального развития.
Компенсаторное левшество — связано с поражением мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку правой рукой управляет левое полушарие, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п.
Вынужденное левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Псевдолеворукость. У детей с особенностями психического развития и несформировнностью межполушарного взаимодействия нет ведущего полушария, и возникает псевдолеворукость или равное использование обеих рук.
Скрытое левшество — основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями. Таких людей можно условно назвать «психическими» левшами или «скрытыми» левшами, потому что они думают как левши, но пишут правой рукой.
Причины левшества.11
В процессе развития у человека каждое полушарие мозга приобретает специализацию, что особенно ярко проявляется в предпочтении правой или левой руки, развитии речи.
Концепция доминантности полушарий утверждает, что левое полушарие отвечает за речь и логическое мышление, правое полушарие отвечает за невербальные коммуникации и эмоции.
Для левого полушария головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно, в виде слов и других условных знаков. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Левое полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии осуществляются языковые операции над текстом.
Правое полушарие сразу обрабатывает большие объемы информации в виде образов и других невербальных сигналов. Характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, основы зрительной памяти.
Статистически выявлено, что в Западной цивилизации преобладают индивиды с левополушарной специализацией, в Восточной цивилизации – с правополушарной. 5
Можно выделить три типа людей с предпочтением того или иного полушария:
первый тип – правши. Это люди, у которых, как правило, доминирует левое полушарие;
второй тип– левши. У таких людей, как правило, доминирует правое полушарие;
третий тип – амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой
Формирование левшества у детей
Чаще всего леворукость является временным явлением, которое отражает задержку формирования у ребенка межполушарных связей. По мере созревания мозга в таких случаях происходит «волшебно
Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Изучая эмоциональную сферу: праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны. Учеными было выявлено, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности. 1
По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".
В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей: 8
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
копирования;
неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
очень медленный темп письма.
Феномен зеркальных движений. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. 2
Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).
Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.
Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.
Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем. 4
Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей.
Глава II. Практическая часть 2.1 . Диагностика левшества
Было решено наше исследование проводить у учащихся начального звена. Первым этапом данного исследования стало выявление левшества у учащихся начальной школы МБОУ «Малоенисейская СОШ». В исследовании приняли учащиеся 1-4 классов.
Учителям была предложена анкета-опросник «Есть ли в вашем классе леворукие дети?» Приложение 1
В результате опроса было выявлено:
1 «А» кл – 1 уч-ся
1 «Б» кл – 1 уч-ся
2 «А» кл – 2 уч-ся
2 «Б» кл – 0 уч-ся
3 «А» кл – 2 уч-ся
3 «Б» кл – 1 уч-ся
4 «А» кл – 2 уч-ся
4 «Б» кл – 5 уч-ся
Данные анкеты - опросника мы занесли в диаграмму № 1
«Есть ли в вашем классе леворукие дети?»
По диаграмме видно, что во всех классах кроме одного присутствуют леворукие дети.
С этими учащимися мы и проведем дальнейшее исследование.
Нам известно, что человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п. Какое полушарие ведущее можно определить с помощью несложных тестов.
Первым этапом важно определить ведущую руку ребенка.
Существует несколько вариантов определения ведущей руки, мы выбрали самые допустимые и простые тесты. Приложение 2
Переплетение пальцев рук.
«Поза Наполеона»
Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке
Насколько нам стало известно Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Итак, перед нами стояла следующая задача, определить ведущий глаз, для этого мы попросили учащихся свернуть в трубочку лист бумаги и попросили ребенка через эту трубочку на что-нибудь посмотреть. К какому глазу он ее поднесет, тот и является "главным".
Чтобы "Найти" ведущее ухо, попросили положить на стол часы. Предложили ребенку внимательно послушать, как они тикают. Все зависит от того, каким ухом он к ним наклонится.
Проводя диагностику ведущей ноги мы попросили учащихся встать со стула, сделать шаг вперед/назад – ведущая нога выполнит движение первой.
Прыгнуть в длину – ведущая нога будет толчковой.
Закинуть ногу на ногу – «главная» нога будет сверху.
Свои наблюдения мы зафиксировали в таблице 1:
Имя/класс | Обе руки | Левая рука | Правая рука | Левое ухо | Правое ухо | Правый глаз | Левый глаз | Левая нога | Правая нога |
Дима 1а кл | + | |
| + | | + | | + | |
Саша 1 б кл | | + | | + | | | + | + | |
Оля 2а кл | | + | | + | | | + | + | |
Настя 2а кл | | + | | + | | | + | + | |
Вова 3а кл | | + | | + | | + | | + | |
Света 3а кл | | + | | + | | | + | + | |
Олег 3б кл | | + | | + | | | + | + | |
Варвара 4а кл | | + | | + | | | + | + | |
Савелий 4а кл | + | | | + | | | + | + | |
Артем 4б кл | | + | | + | | + | | + | |
Диана 4б кл | | + | | + | | | + | + | |
Юлия 4б кл | | + | | + | | | + | + | |
Нина 4б кл | + | | | + | | | + | + | |
Артур 4б кл | | + | | + | | + | | + | |
По результатам исследования были выявлены 2 учащихся которые одинаково могут совершать действия обеими руками. Их научное название звучит как "амбидекстры" и 3 учащихся являются частичными левшами, так как при ведущей левой руке, ведущий глаз- правый. Рассматривая показатели остальных учащиеся можно сказать, что это абсолютные левши.
Данные изобразим в диаграмме 2
Так как левши школьники по особенному перерабатывают информацию и у них аналитический стиль познания окружающего мира, они более длительно и поэтапно перерабатывают материал. Все эти особенности леворуких детей влияют на их успеваемость в школе.
Было решено первым делом исследовать учебную деятельность левшей. Данные были внесены в таблицу.
Таблица № 3 «Успеваемость леворуких учеников»
Имя/класс | Отличники | Хорошисты | Троечники |
Дима 1а кл | | | |
Саша 1 б кл | | | |
Оля 2а кл | | + | |
Настя 2а кл | | + | |
Вова 3а кл | | | + |
Света 3а кл | + | | |
Олег 3б кл | | + | |
Варвара 4а кл | | | + |
Савелий 4а кл | | | + |
Артем 4б кл | + | | |
Диана 4б кл | + | | |
Юлия 4б кл | | + | |
Нина 4б кл | | + | |
Артур 4б кл | | | + |
Диаграмма № 3 «Успеваемость леворуких учеников»
После определения успеваемости были собраны тетради и проведен сравнительный анализ подчерков леворуких учащихся. (Приложение 3).
Было выяснено, что почерк у детей-левшей имеет наклон влево, либо не имеет его совсем. Учащихся 1-х классов еще учатся писать. Учитель помогает им справляться со своей проблемой, но не переучивает их. 4 человека имеют каллиграфический подчерк.
Исходя из сравнительных данных по успеваемости леворуких обучающихся, было выяснено, что в обучении леворукие дети от праворуких не отличаются среди них есть и отличники, и хорошисты и троечники. Данной работой мы доказали, что далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью.
Следующим этапом стало исследование их творческих способностей, так как изучая литературу по данной теме было выявлено что среди леворуких встречается очень много творческих людей. Специалисты утверждают, что леворукость - признак сильного характера и больших творческих способностей.
Чтобы провести данное исследование была применена методика – анкетирования. Учащимся была предоставлена анкет- опросник «Мое любимое увлечение» Приложение 4
Проведя анкетирование, выяснили, что почти все «леворукие» обучающиеся занимаются в секциях, кружках, посещают художественную школу, хорошо рисуют, сочиняют стихи, песни, проводят исследовательскую работу с учителями - предметниками.
1. Занимаются спортом – 4 уч-ся
2. Рисуют – 5 уч-ся
3. Поют – 2 уч-ся
4. Пишут стихи – 1 уч-ся
5. Занимаются исследовательской работой – 2 уч-ся
Данные приведем в диаграмме 4
«Занятость «леворуких» обучающихся во внеклассной деятельности»
Таким образом, я выяснила, что леворукие люди ничуть не хуже праворуких. Во многих сферах деятельности левши являются более способными и даже талантливыми.
Подтверждением этого факта является наше собственное исследование. Выводы:
В результате проведенной исследовательской работы можно сделать выводы, опирающиеся на изученный теоретический материал, собственное исследование и факты статистики среди начальных классов:
Леворукость это не патология. Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии.
Среди леворуких обучающихся в нашей школе есть те, которые учатся на отлично, хорошо и удовлетворительно. Следовательно, на качество обученности рукость не влияет.
Леворукие обучающихся хорошо рисуют, поют, занимаются спортом, исследованием, принимают участие в разных конкурсах, олимпиадах.
Самые замечательные способности леворуких в школе не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
ЗаключениеВ современном мире большая часть людей – праворукие. Левши составляют всего 13% процентов от населения нашей планеты, но их численность в последнее время растет. Одни люди считают леворукость недостатком, другие относятся к этому явлению вполне нормально, третьи считают это признаком гениальности. Разнообразие взглядов на данную проблему говорит о малой изученности явления леворукости. 10
В данной исследовательской работе на примере леворуких учащихся мы немного смогли разобраться в данном вопросе. Удалось доказать, что дети левши нисколько не отличаются от правшей. Они живут и учатся так же как и другие дети, только им приходится подстраиваться к праворукому миру.
Цель, поставленная нами достигнута. Нам удалось изучить уникальное явление леворукости на примере учащихся начальной школы МБОУ «Малоенисейская СОШ». Гипотеза подтвердилась - леворукие дети обладают такими же способностями, что и праворукие учащиеся.
Леворукие люди, несомненно, отличаются от праворуких. Это отличие кроется в преобладании функции полушарий головного мозга. В результате этого леворукие люди художественно одаренные, эмоциональные, имеющие хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Но в то же время такие люди могут испытывать затруднения в речевой деятельности. Конечно, у некоторых детей прослеживаются некоторые трудности в обучении, но такие же трудности могут испытывать и праворукие учащиеся, школьники реализуют себя в других видах деятельности: рисовании, спорте, исследовании и т.д. Левшество — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Левша — это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание. Берегите здоровье детей!
Безруких М.М., Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф,
2006. – 64с
Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула, 1996. 79с.
Доброхотова Т.А. , Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с.
Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.
Майская А., Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с.
Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница? "Наука и жизнь" № 6, 2001.
Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.
Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7.
Сиряк Е.В. Как справиться с проблемами леворуких детей [Электронный ресурс] // Центр психолого-педагогической помощи «Успех» 25.08.2016. – Режим доступа/ http://pmsnov.ucoz.ru/index/levorukie_deti/0-77/(31.05.2016)
Семенович А.В. Феномен левшества с позиций нейропсихологии [Электронный ресурс]// Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей.:научн. журнал. – 20.12.2015. – Режим доступа/http://www.uaua.info/razvitiye/psihologicheskiye-problemy-vozrastov/article-9394-fenomen-levshestva-s-pozitsiy-neyropsihologii/(20.01.2017)
Хомская Е. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: МГУ, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета-опросник
«Есть ли в вашем классе леворукие дети?»
Уважаемые педагоги!Просим вас принять участие в исследовании по теме: ПОЧЕМУ ЛЕВША? ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ и ответить на несколько вопросов
ФИО
Класс
Встречались ли вы с феноменом левшества среди учащихся?
Сколько человек в классе
Сколько среди них левшей
Применяете ли вы определенные методы работы с такими детьми?
Благодарим за оказанную помощь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху л ожится большой палец правой руки, у левшей — левой.
«Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит);
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Наблюдаем за подчерком леворуких детей
Приложение 4
Уважаемые учащиеся! Вам предлагается анкета, просим ответить на несколько вопросов
«Мое любимое увлечение и хобби»
Ф.И. ___________________________________________________
День рождения __________________________________________
Знак зодиака ____________________________________________
Мои лучшие качества ____________________________________
Мои недостатки ________________________________________
Мой любимый цвет _____________________________________
Моя любимая книга ____________________________________
Мои домашние животные _________________________________
Моя любимая телепередача _______________________________
Мой любимый праздник _________________________________
Мой любимый фильм ____________________________________
Сколько времени смотришь телевизор _______________________
Мое любимое время года __________________________________
Мой любимый предмет ___________________________________
Сколько времени тратишь на выполнение д/з _________________
Какое поручение хотел бы выполнять _______________________
Какие секции посещаешь __________________________________
Какие кружки посещаешь _________________________________
Чем занимаешься в свободное время ________________________
Кем бы ты хотел при проведении мероприятий в классе: организатором, помощником, зрителем.
26