Статья на тему «Почему шашки? Педагогические размышления»

2
0
Материал опубликован 6 March

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему шашки? Педагогические размышления

Статья

 

 

Исполнила:

педагог дополнительного образования

Подгайная Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2024г

 

Почему шашки? Педагогические размышления

 

В системе дополнительного образования г. Владикавказа большое внимание уделяется направлению «Развивающие игры». В частности, у нас, в МАУ ДО ЦДО г. Владикавказа СП ЦРТДЮ «Нарт», реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русские шашки». Программа рассчитана на детей 7-11 лет, срок реализации программы 3 года. Почему мы выбрали это направление, продолжаем развивать, несмотря на то, что сейчас, казалось бы, в приоритете шахматы? Попробуем разобраться.

Мы преподаем шашки на базе Православной гимназии имени протоиерея Алексия Колиева уже в течение 5 лет. Руководство гимназии обратилось с просьбой организовать в школе кружок интеллектуальных игр. В современной педагогике хорошо известны факты, что занятия интеллектуальными играми развивают память, мышление, повышают интеллектуальные способности в целом. Проанализировав возможности, взвесив все «за» и «против», мы предложили занятия по программе «Русские шашки» Почему? Причин несколько. Простота правил – научиться игре можно быстро. Нет детей, которые не могут научиться играть в шашки! Это особенно важно для учеников начальной школы. Каждый ребенок может ощутить «вкус» игры, уверенность в своих силах, а это дает возможность педагогу последовательно и достаточно быстро переходить к использованию тактических приемов и далее к стратегии и композиции, раскрывая всю красоту игры. Привлекательны шашки и своей демократичностью: нет преимущества одной из сторон, полное равенство, а также доступный, простой инвентарь. Игра в шашки воспитывает сосредоточенность и устойчивость внимания, умение анализировать, сравнивать прогнозировать результаты деятельности, умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение. А еще шашки повышают ответственность, способность доводить начатое дело до конца, уметь достойно вести себя как в случае победы, так и в случае поражения. Учитывали мы и тот факт, что в республике РСО-Алания существует и ведет активную деятельность шашечный клуб, в котором по вечерам собираются дети из различных школ города, в том числе и из Православной гимназии. Важно, что на собрания клуба приходят не только дети, но и родители и с удовольствием играют в шашки. Важно, что в клубе царит доброжелательная атмосфера – всегда можно не только найти партнера для игры, но и получить квалифицированную консультацию. На базе клубе проводятся соревнования различного уровня, сеансы одновременной игры, обсуждаются последние новости шашечного мира, а также имеется небольшая тематическая библиотека. Душа клуба – опытный мастер игры, подготовивший немало победителей всероссийского уровня по русским и международным шашкам председатель Шота Кочиев, настоящий фанат и пропагандист игры в шашки. Еще одна причина – специфика школы. Мы изучили вопрос об отношении православной церкви к шашкам и выяснили, что в отличие от многих других настольных игр (в том числе и шахмат), шашки никогда не запрещались церковью, за всю историю человечества.

Мы подготовили аргументы в пользу занятия шашками, руководство гимназии дало «добро». В начале нашей деятельности была некоторая настороженность к занятиям детей шашками и со стороны руководства, и со стороны родителей как к занятию не очень серьезному. Но уже к концу первого года обучения отношение изменилось: стала заметна положительная динамика как в учебе, так и в поведении детей, посещающих шашечный кружок. Особенность организации учебно-воспитательного процесса в Православной гимназии такова, что дети находятся в учебном заведении весь день. Занятия шашками позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой, добавляют элемент соревновательности, эмоций, при этом происходит тренировка памяти. А главное – дети занимаются шашками с удовольствием и с успехом выступают на соревнованиях различного уровня.

Педагоги школы оценили системно-деятельностный подход на занятиях, который предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, а занятия шашками способствуют этому процессу. Каким образом? Программа предусматривает изучение различных шашечных систем, акцент делается на древности русских шашек, истории распространения шашечной игры в России, а также на том факте, что многие всемирно известные личности, такие как Петр Первый, Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, композитор Г.В. Свиридов, академики АН СССР математик Д.К. Фадеев, физик-теоретик И.М. Халатников и многие другие, любили шашки. Интересные истории, связанные с любовью к шашкам великих людей, неизменно вызывают интерес не только к шашкам, но и к российской истории, литературе и другим видам искусства, способствуя целостному взгляду на мир. Таким образом, занятия шашками - это не только предметные результаты согласно программе, но и развитие метапредметных навыков, предусмотренных ФГОС.

Можно сделать вывод, что шашки – доступная в первоначальном освоении, но вбирающая в себя композиционную красоту, стратегическое богатство и тактическую мудрость игра, которая, по нашему мнению, как нельзя лучше подходит для решения задачи, стоящей перед современным российским образованием – формирование личности любознательной, активной, владеющей основами владения учиться, самостоятельно действовать, умеющей отвечать за свои поступки, словом, такой, какой мы хотели бы видеть своих детей.

 

 

Литература:

 

Федеральные госудврственные образовательные стандарты, начальное общее образование (1-4 кл.) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 http://fgos.ru

Потрибной В.К., Юзюк В.Я. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015

А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек, 2006

Д. Кульбанов. «Корифеи русских шашек» , 2006

И. Головня. Русские шашки, 2005

Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. «Середина игры в русские шашки», 2005

О. А. Романчук. Учебник по шашкам, 2005

Д. Абаулин. «Начало шашечной партии» , 2006

Г. Миротин, А. Козлов. «Тактика в русских шашках» , 2000

Б. Адамович. Позиционные приемы борьбы в русских шашках» , 2003

В. Витошкин. «Секреты этюдного творчества» , 2007

Правила вида спорта «Шашки», Шашечный кодекс, 2013

Интернет–ресурсы:

 

http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-intemet – Интересное об игре в шашки для всех

http://shaski.narod.ru/index.html – Первые книги для начинающих. Осно­вы теории игры. Начало партии. Дебют. Стратегия и тактика. Миттешпиль. Комбинация. Эндшпиль, Все по композиции. Этюды. Задачи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации