12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гульнара445
Россия, Екатеринбург

 

Подборка методического материалаПо темам «Плод. Разнообразие и значение плодов», «Распространение плодов и семян».


 

Малик Г.Ш.,

педагог доп образования

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

Свердловской области

«Центр психолого - педагогической,

                           медицинской и социальной

помощи «Ресурс»

г. Екатеринбург

 

 

Аннотация. В данной статье представлены две темы «Плод. Разнообразие и значение плодов», «Распространение плодов и семян», которые раскрывают особенности сухих и сочных плодов, их значение и разнообразие. В статье разработка уроков: теоретическая часть, вопросы. Автор предлагает небольшой материал для любознательных и работу в паре. Материалы подобраны при использовании онлайн – ресурсов. Вопросы, ребус и кроссворд составлены педагогом самостоятельно.

Введение. Данная тема актуальная и может быть использована педагогами на уроках биологии.

В гуще живописного леса и на бескрайних полях, находят свое место неподвластные времени и преходящим течениям жизни - плоды и семена. Их удивительная способность к распространению позволяют увидеть нам величественное разнообразие царства Растений.

Используя рисунки и таблицы, ученик получит возможность изучить новые темы в доступной для него форме. Большой интерес вызовут у ребенка интерактивные формы обучения (ребусы и кроссворды).

 

 

«Плод. Разнообразие и значение плодов»

Вспомните

Строение цветка.

Образование плодов и семян.

 

После того, как отцвёл цветок, наступает новый этап его развития — образование плода.

 

t1704975720aa.jpgРисунок 1. Образование плода

Плод — конечный этап развития цветка, который служит для формирования, защиты и распространения, находящихся в нем семян. Плоды у растений разнообразны по форме, окраске, вкусу, размерам. В природе наблюдается огромное разнообразие плодов.

Учитывая особенности околоплодника плоды делят на сочные и сухие.

 

 

t1704975720ab.jpg

Рис. 2 Сухие и сочные плоды

Сочные - это плоды, которые выделяют много сока, мягкие и содержат большое количество питательных веществ. Питательные вещества нужны растениям для дальнейшего развития семян.

Многие сочные плоды человек употребляет в пищу. Однако нельзя пробовать незнакомые плоды, так как они могут содержать ядовитые вещества.

В зависимости от количества семян плоды бывают многосемянные (виноград, груша) и односемянные (слива). Плоды яблоко и ягода - многосемянные, с тонкой кожицей. Костянка имеет мякоть, внутренняя часть которой образует косточку.

 

t1704975720ac.jpg

Таблица 1. Сочные плоды

 

t1704975720ad.jpg

Рисунок 3. Многообразие сочных плодов

 

Сухие плоды не могут выделять сок и не имеют мякоти. Они, как и сочные плоды, бывают многосемянные и односемянные. Многосемянные плоды: боб, стручок, коробочка.

Боб — сухой плод, у которого семена прикреплены к створкам. Стручок похож на боб. У него тоже есть створки, но между ними находится перегородка, и семена прикреплены к ней, а не к створкам.

Плод коробочка при вскрывании растрескивается.

Односемянные плоды: орех, жёлудь, зерновка, семянка.

Орех - сухой плод с жестким околоплодником, а жёлудь - сухой плод с тонким околоплодником.

Зерновка — сухой плод, сросшийся с оболочками семени. В отличие от него плод семянка не срастается с оболочкой семени.

t1704975720ae.jpg Таблица 2. Сухие плоды

 

t1704975720af.jpg

Рисунок 4. Многообразие сухих плодов

 

 

Плоды растений имеют большое значение в природе и в жизни человека. Они формируют, защищают и распространяют семена, а для человека являются источниками питания, получения лекарства и природных красок.

Запомните

Плоды бывают: сочные (ягода, яблоко, костянка) и сухие (стручок, боб, зерновка, семянка, желудь, орех). Плоды растений имеют большое значение в природе и в жизни человека. Нельзя пробовать неизвестные плоды, они могут быть ядовитыми.

Вопросы

По каким признакам плоды разделяют на сухие и сочные?

Какие растения имеют сочные многосемянные плоды?

Какое значение имеют плоды в природе и в жизни человека?

Какие растения имеют сухие односемянные плоды?

Для любознательных

Овощи и фрукты подразделяются на односемянные и многосемянные. К первым можно отнести персик, абрикос, а ко вторым — крыжовник, апельсин, мандарин.

В сухих плодах содержатся полезные жиры, ценные масла и легкоусвояемый белок.

Работа в паре

Разгадайте ребус

t1704975720ah.png

Изучите текст параграфа. Составьте вопросы.

Рассмотрите картинку, дайте название плодам. Подумайте, к какому типу они относятся.

t1704975720ai.jpg

Рисунок. Многообразие плодов

«Распространение плодов и семян»

Вспомните

Какие типы плодов вы знаете?

Чем отличаются сочные плоды от сухих?

Растительный мир очень многообразен, но одни и те же растения можно встретить в разных местах. Как такое возможно? Оказывается, у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. У многих растений семена распространяются с помощью ветра. Если присмотреться к плодам растений, которые распространяются ветром, то можно увидеть у них крылышки. Крылышки есть у березы, клена, ясеня. В сухую погоду в начале лета летит тополиный пух. Тополиный пух - это созревшие плоды тополя. Обратите внимание, что они легкие и у них на каждом плоде есть «парашютик». А одуванчики? От легкого дуновения разлетаются в разные стороны легкие плоды-«парашютики».

t1704975720aj.jpgРисунок 1. Распространение плодов и семян ветром

 

Одни плоды разносятся ветром, а другие животными. У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки, которыми они цепляются за шерсть животных, одежду человека и таким образом переносятся на новое место. Многие птицы и звери питаются крупными сухими плодами и, перетаскивая их, часто теряют по дороге. Сочными плодами питаются многие птицы и звери, в их пищеварительной системе плоды перевариваются, а семена удаляются наружу в новом месте.

t1704975720ak.jpg

Рисунок 2. Распространение плодов и семян животными

Интересно и то, что плоды могут распространяться само разбрасыванием. Каким образом? В жаркую погоду боб или стручок засыхает, его створки скручиваются в разные стороны, и плод растрескивается. Из него с небольшой силой вылетают семена. Так распространяют свои семена горох, акация и другие бобовые.

t1704975720al.png

Рисунок 3. Саморазбрасывание семян

Запомните

Распространение плодов и семян осуществляется ветром, водой, животными, человеком, также семена разбрасываются при раскрывании плодов

Вопросы

Назовите способы распространения плодов и семян.

Какие приспособления имеют плоды, распространяемые животными?

В чем особенности в строении плодов, распространяемых ветром?

Какую роль в жизни растений имеют плоды и семена?

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: как распространяются семена этих растений?

 

t1704975720am.png

Для любознательных

Семена череды, хватаясь своими колючками за перья птиц или шерсть животных, могут попасть в любую точку планеты.

Птицы, питаясь фруктами, выбрасывают их семена.

Белки собирают желуди, но не всегда пользуются закопанными запасами, и желуди в тайниках начинают прорастать.

Работа в паре

Разгадайте ребус

t1704975720an.png

 

Изучите способы распространения плодов.

Ответьте на вопрос: почему плоды и семена переносятся на дальние расстояния?

Решите кроссворд

t1704975720ao.png

 

По горизонтали

 1.  Плоды, у которых нет мякоти.

             4. Способ распространения семян гороха, фасоли.

По вертикали

Разносят плоды перетаскиванием.

Плоды, содержащие мякоть и много сока.

                5.  С его помощью распространяются легкие плоды.

Они бывают сухие и сочные.

 

Заключение. Растительное царство, окутанное неземными тайнами, раскрывает свои секреты. Дает почувствовать человеку себя частью природы, которая таит столько загадок и неожиданностей.

И, изучая тему, мы сможем насладиться всей красотой плодов и семян. Возможно, именно из этих предельно простых, но одновременно удивительно сложных элементов природы, развилось и продолжает развиваться само понятие жизни.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.