12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна24130
Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала

Подготовка к ВПР на уроках окружающего мира.

1. Использование результатов федеральных проектов оценки качества образования для проектирования образовательного процесса на уроках окружающего мира

В федеральном государственном стандарте начального общего образования акцент с изучения основ наук переносится на обеспечение развития учебных действий на материале основ наук. Переход от определения цели обучения (учения) как усвоение знаний, умений и навыков к цели формирование умения учиться.

УУД – основа умения учиться – способность осознанно и активно усваивать новые предметные знания и метапредметные умения, включая организацию познавательного процесса.

Алгоритм выполнения продуктивного задания нацелен на формирование разных УУД:

1 шаг. Сформулируй вопрос, ответ на который будешь искать (что надо сделать?).

2 шаг. Вспомни всё, что ты знаешь об интересующем тебя объекте и найди нужную информацию, которой не хватает.
3 шаг. Преобразуй информацию и сообрази, как следует ответить на твой вопрос (решить проблему).
4 шаг. Сформулируй ответ на свой вопрос.

Регулятивные действия учащихся – организация их учебной деятельности:

Принятие и сохранение учебной цели

Планирование её реализации, выбор способа достижения

Контроль, коррекция выполняемых действий

Возврат к целеполаганию, оценка достигнутых результатов и саморегуляция

Учебные действия при работе с информацией:

Получение, поиск, фиксация и оценка получаемой информации

Понимание и преобразование информации с использованием знаково-символических средств

Применение и представление информации, в том числе её моделирование (в пространственно-графическом и условно-знаковом виде)

Логические действия при работе с информацией:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов

Установление взаимосвязей между объектами, причинно-следственных связей в протекающих процессах

Задача учителя – так организовать учебный процесс, чтобы формировать не только предметные знания и умения, но и осуществлять личностное развитие школьника, способствовать освоению им регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

Задача ученика – освоить основные предметные знания и умения, а также компоненты учебной деятельности, универсальные учебные действия.


Методические подходы при работе с информацией:

Предоставление возможности работать с разными источниками информации

Организация осознанного восприятия вербальной информации, текста

Установление соответствия между вербальной, предметной и символической моделями

Преобразование информации в разные формы

Формирование нового способа действия на «старом» знании

Источники информации для решения поставленных задач:

Учебный текст, деловая статья, научно-популярный и художественный тексты

Иллюстрации: рисунки, фотографии, модели, схемы, диаграммы, планы и карты

Жизненный опыт ученика, его собственные наблюдения и экспериментальные исследования

Словари, энциклопедии, безопасные сайты Интернета и электронные ресурсы

Наглядные пособия

Этапы организации познавательной деятельности:

Оценка знаний ученика (ом) по изучаемой теме.

Выявление проблем (не знаем ответа) и постановка учебно-познавательных задач.

Выбор способа и составление плана решения поставленных задач, поиск нужного источника информации, коррекция процесса познания.

Анализ результатов и формулировка выводов.

Повторение познавательного процесса:

- Что знали и чего не знали?

- Какую задачу ставили, какую проблему решали?

- Каким способом решали? Какие сделали выводы?

- Что нового узнали в результате решения задачи?

- Каким видам учебной деятельности научились?

2.Трудные вопросы ВПР по окружающему миру.

Обучающиеся четвёртого класса при выполнении ВПР по окружающему миру чаще всего испытывают трудности в следующих заданиях:

Задание 3.1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам. Использовать готовые модели ( глобус, карту, план) для объяснения явлений или свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.

Для подготовки к ВПР можно использовать следующие задания из учебников, тетрадей и различных справочных пособий и энциклопедий:

1.Умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе

1 класс 1 часть с. 4-5 тема «Этот удивительный мир».

t1637404682aa.jpg

1 класс 1 часть с.20-21 Тема «Что у нас под ногами?»

t1637404682ab.jpg

1 класс 2 часть с.75 тема «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

t1637404682ac.jpg

2t1637404682ad.png класс 2 часть с. 26-27 тема «Связи между живой и неживой природой»





3 класс 1 часть с.10-12 тема «Оборудование для изучения окружающего мира»



t1637404682ae.png

t1637404682af.png







Примеры формулировок заданий в 3 - 4 классе:

«Используя иллюстрацию, докажи, что природа действительно разнообразна»

«Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?»

«Раскрой ценность природы для людей»

«Как можно показать экологические связи с помощью данной модели?»

Выполняя такие задания, достигаются следующие предметные результаты:

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

2. Умение использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов.

Работа с планом, картой, глобусом в начальной школе.

Работу надо начинать с плана местности.

Ориентирование:

1.Понятие о горизонте (узнают, как определить направления по сторонам горизонта).

t1637404682ag.jpg

2. Ориентирование на местности по компасу.



t1637404682ah.jpgt1637404682ai.jpg

3. Измерение расстояния на местности.

4. Представление об условных знаках, которыми обозначают местоположение отдельных предметов на чертеже.

t1637404682aj.png

5. Черчение плана кубика, стола.

t1637404682ak.png

6. Изображение направлений и предметов на чертеже.

t1637404682al.png

7. Понятие о масштабе.

t1637404682am.jpg

8. План местности, его масштаб. Отличие плана от рисунка и аэрофотоснимка.

Условные знаки, чтение топографического плана (плана местности).

Для создания основы правильного ориентирования на картах, первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе.

9. Знакомство и ориентирование на глобусе.

10. Знакомство и ориентирование по карте полушарий.

11. Карта, ее отличие от плана по масштабу, изображению направлений; карта России, ее чтение; нахождение своего города или районного центра на карте.

Задания для подготовки к ВПР:

1)По очертаниям узнай материк

Каждому ученику даются контуры материков, он должен верно разместить их у себя на столе, не заглядывая в карту.

2)По памяти нарисуй карту полушарий.

3)Играем в «лучшего знатока карты». 

Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:

- Покажи самый большой материк.

- Покажи материк-остров.

- Назови и покажи самый большой природный холодильник.

Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты.

3)Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте своего проживания.

4)Расположи названия материков в данной таблице:

Северное полушарие

Южное полушарие

Западное полушарие

Восточное полушарие.

5)Определите по карте природных зон России название зоны, указанной стрелкой

t1637404682an.jpg

Это________________________________________________.

Отметь и подпиши животных, которые обитают в этой зоне.

t1637404682ao.pngt1637404682ap.png

_________________ ________________



t1637404682aq.png t1637404682ar.png

_________________ ____________________

6)Пират Флинт закопал клад на острове, но мне удалось добыть координаты этого места 5° с. ш. и 100° в. д. Где зарыт клад? (о. Суматра) Дома составь по карте маршрут путешествия, как добраться до этого клада.

7) Найти соответствующее изображение на карте.

8) Работа с географической картиной.

Географическая картина, наряду с наблюдениями окружающей действительности, является важным источником географических знаний.

Географическая картина должна отвечать некоторым требованиям:

Должна правдиво изображать географические факты.

Должна давать изображение типичных географических черт так, чтобы, рассматривая ее, ученики приобретали какие – то новые для них сведения.

Должна быть удобной для работы в классе.

9) Связь географии с живописью.

Используются картины известных художников. Природные зоны в картинах русских художников.

Александр Борисов «Весенняя полярная ночь» (арктическая пустыня)



t1637404682as.jpg

Александр Борисов «На Мурмане близ гавани» (тундра)

t1637404682at.jpg



Переплетчиков Василий Васильевич. 
«Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя»(лесотундра)



t1637404682au.jpg

Используются задания из учебника и тетради:

t1637404682av.jpg



t1637404682aw.jpg

1 класс 1 часть с.48-49 Тема «На что похожа наша планета?»

t1637404682ax.jpg

1t1637404682ay.png класс 2 часть с. 12 тема «Где живут белые медведи?» с.14 тема «Где живут слоны?»





t1637404682az.png







t1637404682ba.pngt1637404682bb.png

t1637404682bc.pngt1637404682bd.png













3t1637404682be.png класс 1 часть Раздел «Солнечная система» с. 15 тема «Солнце – звезда»





















Задания 6.2. , 6.3. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Задания для подготовки:

1.Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач:

t1637404682bf.gift1637404682bg.gif

1 класс 1 часть Раздел «Что и кто?» с.18-19 Тема «Что у нас над головой»

t1637404682bh.png







t1637404682bi.png







t1637404682bj.png



























2. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт).

Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений, дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы. Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

· соблюдать меру вещества;

· вещества должны быть доброкачественные;

· прибор не должен иметь дефектов;

· всё оборудование готовится заблаговременно;

· необходим комплект нужного оборудования.

«Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка - самые верные гарантии успеха в классе»

Опыт «Цветная капуста».

Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Оформление результатов опыта.

Ход работы

Результат

Вывод (подчеркни нужное)

1.Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета

2.Поставьте в воду по одному листу или цветку.

3.Оставьте их на ночь.


Листья растений питаются водой.

Для жизни растения вода не нужна

Опыт «Изучение свойств песка и глины»

ЦЕЛЬ: сравнить свойства песка и глины и составить их характеристики (выделить их свойства).

ОБОРУДОВАНИЕ: стаканчики, листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, резиновая трубка.

ХОД РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ 1: С помощью увеличительного стекла рассмотрите песчинки и кусочки глины. Дайте характеристику песку и глине, используя слова-опоры: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, тяжелый, липкий, легкий, нелипкий. Нарисуйте в тетради и заполните таблицу:

Песок

Глина




ЗАДАНИЕ 2: Насыпьте из стаканчиков на лист белой бумаги сначала песок, а затем глину. В группе обсудите вопросы: Какое из этих веществ можно назвать сыпучим? Какие свойства вещества делают его сыпучим?

ЗАДАНИЕ 3: (Демонстрационный опыт: проводит учитель.) В подготовленной трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем «устроить ветер». Обсудим вопросы: Что происходит с песчинками? Движутся ли кусочки глины также быстро? Подумайте, почему так происходит?

ЗАДАНИЕ 4: На листе бумаги устройте игрушечный огород. Сделайте три грядки: из песка; из глины; из песка и глины. Обсудите вопросы: можно ли из песка

сделать грядки? А из глины? А из смеси песка и глины? О каком веществе можно сказать «рыхлое»? Почему? В какое вещество легче посадить растение? Почему?

ЗАДАНИЕ 5: Намочите песок и глину. Слепите из того и другого какие-нибудь фигурки. Обсудите вопросы: Какое вещество легче забирает воду – песок или глина? Почему? Из какого вещества легче лепить? Почему? Подождите, пока фигурки высохнут. Ответьте на вопросы: Какие новые свойства приобретает вещество после высыхания?(При ответе на вопросы используйте задание 1)

ЗАДАНИЕ 6: Подготовьте отчет о работе, используя «ПОМОЩНИК ОТВЕТА»:

1.Мы рассматривали ______________________________________________ .

Выяснили, что песок имеет свойства: …….., глина имеет свойства:………………………... .

2.Песок движется ……., чем глина, потому что он……… глины.

3. Грядки можно сделать из ………… и …………, потому что……… .Грядки труднее делать из ………., потому что……………….

4. Легче забирает воду………,потому что ………………… Труднее лепить из…………, потому что………………………………

4.Мы сделали вывод, что песок и глина имеют (одинаковые?, разные?) свойства .

Используются задания из учебника:

t1637404682bk.jpg



t1637404682bl.jpg

Достигаются следующие предметные результаты:

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Задания 8,9,10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов , процессов и явлений действительности ( социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Задания для подготовки:

Умение осознавать свою неразрывную связь с окружающими социальными группами:

1 класс 1 часть Раздел «Что и кто?» с. 15 тема «Что мы знаем о Москве?»

t1637404682bm.png











t1637404682bn.png1 класс 2 часть с.6-7 проект «Мой класс и моя школа»







2t1637404682bo.png класс 2 часть Раздел «Общение» с. 49 тема «В школе».









4t1637404682bp.png класс 2 часть Раздел «Умная сила России» с. 113 тема «Лучше город – лучше жизнь» с.121 тема «Начни с себя».











Осознанно строить речевое высказывание в соответствии задачами коммуникации.

При подготовке сообщения о знаменитом человеке вашего региона проводится следующая работа:

t1637404682bq.jpg

Дми́трий Ильи́ч Козло́в- российский конструктор ракетно-космической техники.

Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро «ЦСКБ - Прогресс» в г. Самаре (Куйбышеве).

Участник Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Козлов добровольцем записался в Ленинградское народное ополчение. В боях за освобождение Ленинграда от блокады был тяжело ранен (лишился левой руки).

Создатель ракет.

Под его руководством в нашем городе было налажено серийное производство межконтинентальных ракет для обороны страны.

Конструктор ракеты Гагарина.

Дмитрий Ильич участвовал в конструировании и запуске первой космической ракеты с человеком на борту.

За всё время работы Д. И. Козлова в «ЦСКБ-Прогресс» было разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет и около 1000 космических аппаратов различного назначения.

Преподаватель.

Д.И. Козлов на протяжении многих лет преподавал в Самарском аэрокосмическом университете имени С.П. Королева. Его ученики стали специалистами в области ракетной техники.

Беседа:

Кем был Дмитрий Ильич Козлов?

Что значит «генеральный конструктор»?

Как расшифровывается ЦСКБ? (несколько слов о ЦСКБ «Прогресс»)

Что сделал Дмитрий Ильич для укрепления обороны нашей страны?

Что значит «межконтинентальная ракета»?

Какой вклад внёс Д.И. Козлов в полёт Гагарина?

Сколько ракет было разработано во время работы Козлова?

Сколько запущено космических аппаратов? (Привести примеры видов космических аппаратов: космические ракеты, модули, спутники)

Где преподавал Дмитрий Ильич? Каких специалистов выучил?

Какие факты из жизни Козлова вам запомнились ещё?

Задания для группы:

1.Найди героя:

t1637404682br.jpgt1637404682bs.pngt1637404682bt.jpg

_______________ _________________ __________________











2. Заполни кластер, используя текст

t1637404682bs.png

Кt1637404682bu.gift1637404682bu.gift1637404682bu.gif озлов Дмитрий Ильич



Во время Великой Отечественной войны….






Является конструктором

1)




2)

Преподавал в….

3.Восстанови текст с помощью слов для справок. Работа в парах: проверьте работы друг друга, используя исходный текст. Разберите ошибки.

Дми́трий Ильи́ч Козло́в - российский конструктор _______________ техники.

Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор ____________________________________________________________в г. Самаре (Куйбышеве).

Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Козлов добровольцем записался в _________________________ народное ополчение. В боях за освобождение Ленинграда от блокады был ____________________ (лишился левой руки).

Под его руководством в нашем городе было налажено серийное производство ______________________________________ для __________________ страны.

Дмитрий Ильич участвовал в конструировании и запуске ______________ космической ракеты с человеком на борту.

За всё время работы Д. И. Козлова в ___________________________ было разработано, изготовлено и запущено свыше ____________________ и около 1000 ______________________________ различного назначения.

Д.И. Козлов на протяжении многих лет преподавал в _________________________________________________________________ имени С.П. Королева. Его ученики стали специалистами в области __________________________.

Слова для справок:

Ракетно-космической, межконтинентальных ракет, обороны, 1700 ракет,тяжело ранен, космических аппаратов, Ленинградской,ракетной техники,первой.

4.Выбери из исходного текста 5 предложений, отражающих деятельность Д.И.Козлова, которая способствовала развитию и прославлению Самарской области. Запиши их.

Проверьте работы друг друга (по кругу). Разберите ошибки.

Исправьте. Подготовьте свои тексты для проверки.

Достигаются следующие предметные результаты:

1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Большое значение для подготовки к ВПР по окружающему миру имеет работа с текстом на уроках.

Можно использовать следующие задания:

1) Запишите вопросы к тексту «Тела и вещества». Помните, что бы должны спрашивать только о самых важных понятиях темы! Сравните свои вопросы с вариантом, который придумал….. [пример].

2)Составьте план, по которому вы будете описывать белку. Используя его как пример, опишите любое животное вашей местности – ворону, дятла, кошку, оленя, волка.

3) Проблемы загрязнения Волги

Прочитайте текст. Рассмотрите иллюстрации.

Волга- это самая большая в Европе река. К сожалению, она является к тому же и одной из наиболее грязных. Волга прочно вошла в первый десяток самых загрязненных в мире. Причина лежит на поверхности- это человеческий фактор. Река загрязняется в результате сброса в нее промышленных отходов. Из реки пропадают многие виды рыбы, а те которые остаются, непригодны в пищу. Значительно скудеет животный и растительный мир водоемов. Масса нефтепродуктов и химических удобрений регулярно попадает в реку. Результатом разных загрязнений водастановится не пригодна для питья. Поэтому необходимо строить очистные сооружения, которые являются неотъемлемой частью для каждого предприятия(от которого остаются отходы).

Ещё одна причина загрязнения реки Волги -попадание в неё различного бытового и промышленного мусора. Люди, бросают в воду различный мусор. В каком-то месте он скапливается, и в русле реки образуются наносы, возникают мусорные островки. Все это ведет к засорению и пересыханию реки. Этот же мусор, разлагаясь, выделяет различные вредные вещества, которые попадают вместе с пищей к нам на стол.

Назовите причины загрязнения Волги.

Как можно решить проблему загрязнения Волги?

Что можешь сделать ты, чтобы Волга стала чище.

Придумайте лозунг к плакату в защиту Волги.

Используя иллюстрации, оформи плакат.

Задания из учебников и дополнительных источников:

1.

t1637404682bv.png

2.

t1637404682bw.png

3.

t1637404682bx.png

4.

t1637404682by.png

5.

t1637404682bz.png

6.

t1637404682ca.gif

t1637404682cb.png

Выполняя данные задания на уроках, обучающиеся четвёртого класса смогут успешно справиться с ВПР по окружающему миру.







































Литература:

Буянов А. О., Луговской А. М. Методика развития учебной деятельности на уроках географии средствами демонстрационного эксперимента / Проблемы региональной экологии. 2014. № 3. С. 146-149.

Петкевич Н. В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смоленский государственный университет. Смоленск, 2009

Плешаков А. А.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М. « Просвещение», 2011г

Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2, М. « Просвещение», 2015г

Плешаков А. А.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М. « Просвещение», 2012г

Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2, М. « Просвещение», 2015г

Плешаков А. А.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М. « Просвещение», 2013г

Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2, М. « Просвещение», 2015г

Плешаков А. А.Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М. « Просвещение», 2014г

Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2, М. « Просвещение», 2015г

Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х ч. Виноградова Н.Ф.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч. Виноградова Н.Ф.

Ивченкова Г.Г. "Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях.

https://nat4-vpr.sdamgia.ru

https://vprklass.ru/4-klass/okruzhajushhij-mir/vpr-po-okruzhajushhemu-miru-4-klass-2021-varianty-s-otvetami

https://studbooks.net/1002270/ekologiya/antropogennoe_zagryaznenie_reki_volga



Опубликовано в группе «Контрольные и диагностические работы в начальной школе. »


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 21.11.21 в 02:08 2Ответить Пожаловаться
Какая проделана работа!!!! Какой богатый материал!!! Спасибо большое за помощь коллегам!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.