12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна80408
Учитель начальных классов, ВКК.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
10

Курс внеурочной деятельности «Эффективное средство подготовки к ВПР»



Краеведение - курс внеурочной деятельности – эффективное средство подготовки к ВПР.


Презентация к данной статье
PPT / 11.27 Мб

Cлайд 2

На волнистых берегах, в русском поле,
Город-труженик стоит Божьей волей…
Никогда и нигде не уронишь
Своё доброе имя – Воронеж!
(С. Гребенников)

Наша страна огромна. Знать историю своей страны, где происходили основные события важно, но не менее важно так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. Тогда родится чувство ответственности за то местное наследие, которое перешло к нам от предков. Воспитание на краеведческом материале содействует осуществлению личностного роста обучающихся.

 Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Краеведение даёт возможность обучающимся глубже узнать свой край, воспитывает бережное отношение к ее богатствам.
    Слайд 3

 Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».  Именно таков многоуровневый характер патриотического чувства, которое закладывается еще в детском саду, в семье, потом в школе.

Малая родина… Она близка нашему сердцу. Школьное краеведение – важное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Через материал краеведческого характера идет воспитание и духовное становление обучающихся как гражданина, человека, личности. Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание обучащихся к явлениям окружающей действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твёрдых убеждений, умений и навыков, а с недавних пор, при выполнении ВПР (всероссийской проверочной работы) по окружающему миру, способствует облегчению выполнения блока заданий регионального характера. 

На выходе из школы каждая личность обучающегося должна адаптироваться, прежде всего, к местным условиям, войти в окружающий ее социум («где родился, там и пригодился»). Это произойдет, если обучающийся будет знать и любить родной край, будет гордиться его историей, земляками, будет знать его традиции, менталитет. Важно показать младшему школьнику, роль наследия родного края в жизни близких им людей, в целом в истории России.

 К. Д. Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром с изучения природы родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности».

Слайд 4, 5, 6

С этой целью мы с ребятами с 1 класса совершаем различные экскурсии: по родному городу и области, к соседям, в Липецкую область – музей под открытым небом «Кудыкина гора».

Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окружающем мире.

В условиях ввода Федеральных государственных стандартов, внедрения ВПР в 4 классах, в частности, учитель встает перед необходимостью мыслить и действовать оригинально, избегая шаблонности и повторов. Именно нацеленность педагога на поиск оптимальных решений в каждой конкретной ситуации, в каждом конкретном виде деятельности определяет творческий, исследовательский характер труда учителя. Поскольку процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, движущим и ищущим, учитель не должен забывать об организации работы по краеведению и максимально сочетать учебную и внеклассную деятельность школьников. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Слайд 7

Российский литератор, историк, философ, академик Д. С. Лихачёв отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”.

Используя в своей деятельности различные формы и способы организации краеведческой деятельности, стараюсь вовлечь детей в творческий поиск, сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Известно, творчество не возникает само собой, особенно массовое. Для его созревания нужны благоприятные внутренние и внешние условия, соответствующие атмосфера и среда, набор обучающих пособий.

Нам помогают в этом, прежде всего, курс внеурочной деятельности " Краеведение" Л. А. Обуховой, Н. С. Махиной. Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения.

1 класс - направление – «Родной дом»;

2 класс - направление – «Памятники старины»;

3 класс - направление «Город Никитина и Кольцова»;

4 класс - направление «История родного города».

Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут.

Слайд 8

Программа реализуется нашим образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: музеем ФСИН, музеем - диорамой, городскими библиотеками № 10, № 30, центром дополнительного образования «Реальная школа».

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивную деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы”. Слайды 9 – 13

Слайд 14

Дистервег писал: «… без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет..» К. Д. Ушинский подчеркивал, что работа педагога, более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. Администрация нашей школы заинтересована в качественном образовании обучающихся. С этой целью учителя направляются на своевременную курсовую подготовку, в том числе по духовно нравственному воспитанию – в этом помогает ВИРО, мы регулярно посещаем Московский марафон учебных предметов – среди коллег начальной школы есть 4 члена клуба «1 сентября». Например, весной этого года мы посетили лекции Дня начальной школы и получили огромное удовольствие и полезные рекомендации при общении с автором пособий по подготовке к ВПР Е. В. Волковой, автором учебника Окружающий мир УМК Начальная школа XXI века Виноградовой Натальей Фёдоровной (29.08.1937) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Официальных результатов ВПР пока нет. Но по своему классу могу отметить, что из 30 выполнявших ВПР, 0 баллов по краеведческому материалу за одно, из трех заданий получил 1 ученик.

http://открытыйурок.рф/статьи/663980/

http://webkind.ru/text/73652276_55216360p546751805_text_pesni_gimn_voronezhu.html

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.