Подготовка к ВПР по Русскому Языку.
6 класс.
Вариант №1
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №154
Горбачёва Марина Юрьевна
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
В этом л..су всегда ст..ял шум - ровный протяжный, как отг..лосок дальнего звона, спокойный и (не)ясный. Это был др..мучий бор которого (не)к..сались ещё п..ла и т..пор л..сника. Высоки.. ст..летни.. сосны с блестящими мощ..ными ств..лами, оз..рёнными со..нцем, ст..яли, плотно с..мкнувшись вверху (темно) з..лёными в..рш..нами. Внизу пахло см..лой; скво(з/с)ь полог с..сновых игол..к пр..бились ярки.. пап..р..тники, пышно раскинувш..еся пр(и/е)ч..дливою бахр..мой.
(Ярко) белая кашка кач..ла от..желевш..ми г..ловками. А вверху, (без)конца и п..р..рыва, т..нул лесной шум, всё приближаясь и нар..стая. Но т..перь эти ш..рохи становились всё глубже сильнее. Я ш..л лесною тр..пой, и, хотя неба мне (не)было видно но я чувствовал что (над)ним тихо подымается (тёмно)серая туч... Между ств..лов кое-где проб..вался ещё к..сой луч., догорающего з..ката но в ч..щах ра(с/з)п..лзались мглистые сум..рки. К вечеру собиралась гр..за.
(Ярко) белая кашка кач..ла от..желевш..ми г..ловками. А вверху, (без)конца и п..р..рыва, т..нул лесной шум, всё приближаясь и нар..стая. Но т..перь эти ш..рохи становились всё глубже сильнее. Я ш..л лесною тр..пой, и, хотя неба мне (не)было видно но я чувствовал что (над)ним тихо подымается (тёмно)серая туч... Между ств..лов кое-где проб..вался ещё к..сой луч., догорающего з..ката но в ч..щах ра(с/з)п..лзались мглистые сум..рки. К вечеру собиралась гр..за.
2 Выполните языковые разборы:
Морфемный и словообразовательный разборы слова(Лесною)
Морфологический разбор слова(Стоял)
Синтаксический разбор предложения
( К вечеру собиралась гроза.)
3 В данном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения
Ярко-белая кашка склонялась отяжелевшими головками.
4 Поставьте знак ударения в следующих словах:
Сироты, слала, жалюзи, красивее.
5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является
Ни один человек не знал о тайном подземелье, но все надеялись его найти.
6 Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов)
нет сорока рублей
левая кроссовка
булочки с повидлой
менее горячее
7 Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. Знаки препинания внутри предложений не расставлены. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор
1. Лес был красив в свете уходящего солнца.
2. Доброта это лучшее качество человека.
3. Легко и приятно в осеннем лесу.
4. В учебниках содержится важная информация.
8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. Знаки препинания внутри предложений не расставлены. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Светлый и ясный день закончился проливным дождем а ночью небо прояснилось.
2. От сильного ветра с деревьев слетала листва и кружилась по дороге.
3. Музыка была не слишком громкой но очень приятной.
4. Перед началом экзаменов ребята волновались упорно занимались надеялись на удачу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
1)Мир животных подчиняется чёткому делению на слабых и сильных, хищников травоядных, каждый из которых знает своё место и никогда не отважится занять чужое. 2)Как и в мире людей, у животных есть свой царь, которым считают льва. 3)Почему лев? 4)Потому, что ему присуще то, что свойственно царям: сила, а значит и власть, достоинство, благородство, а также неустанная забота о своей семье - прайде. 5)0 том, как выглядит лев, знают все, даже самые маленькие дети, которые читали о нем в сказках. 6)Самое удивительное то, что, несмотря на свой внушительный и грозный вид, лев вызывает восхищение. 7)Впечатляет его густая грива, мощь, грация, с которой он двигается, и взгляд, повергающий в страх всех на его пути.
8)Это хищное животное не знает себе равных в джунглях, где сразиться с ним могут немногие. 9)По силе и мощи лев ни с кем не может сравниться. 10)Даже тигр ему в этом ему уступает. 11)Высокий, больше метра в холке, он может быть весом до 250 килограммов. 12)Например, антилопу-гну он может свалить одним ударом своей лапы. 13)Однако при всей своей силе и мощи лев чтит законы. 14)Человек, который гораздо слабее его, для льва неприкосновенен. 15)Благородство и сила льва всегда впечатляли людей. 16)Неслучайно то, что изображение льва есть и на царственных гербах многих стран мира, и в пантеоне греческих богов. 17)Лев является стражем ворот в Китае, хранителем реликвий в Индии, символом солнца в Древнем Египте. 18)Это животное испокон веков почитали наряду с богами. 19) Также его изображение можно увидеть в христианских храмах.
8)Это хищное животное не знает себе равных в джунглях, где сразиться с ним могут немногие. 9)По силе и мощи лев ни с кем не может сравниться. 10)Даже тигр ему в этом ему уступает. 11)Высокий, больше метра в холке, он может быть весом до 250 килограммов. 12)Например, антилопу-гну он может свалить одним ударом своей лапы. 13)Однако при всей своей силе и мощи лев чтит законы. 14)Человек, который гораздо слабее его, для льва неприкосновенен. 15)Благородство и сила льва всегда впечатляли людей. 16)Неслучайно то, что изображение льва есть и на царственных гербах многих стран мира, и в пантеоне греческих богов. 17)Лев является стражем ворот в Китае, хранителем реликвий в Индии, символом солнца в Древнем Египте. 18)Это животное испокон веков почитали наряду с богами. 19) Также его изображение можно увидеть в христианских храмах.
9 Определите и запишите основную мысль текста.
10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11 Почему, по мнению автора текста, изображение льва использовали в разных религиях?
12 Определите и запишите лексическое значение слова «лапы» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13 Определите стилистическую принадлежность слова «стражем» из предложения 17, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14 Объясните значение фразеологизма «испокон веков», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Проверим задания:
1 В этом лесу всегда стоял шум — ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и неясный. Это был дремучий бор, которого не касались ещё пила и топор лесника. Высокие столетние сосны с блестящими мощными стволами, озарёнными солнцем, стояли, плотно сомкнувшись вверху темно-зелёными вершинами. Внизу пахло смолой; сквозь полог сосновых иголок пробились яркие папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой.
Ярко-белая кашка склонялась отяжелевшими головками. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, всё приближаясь и нарастая. Но теперь эти шорохи становились всё глубже, сильнее. Я шёл лесною тропой, и, хотя неба мне не было видно, но я чувствовал, что над ним тихо подымается тёмно-серая туча... Между стволов кое-где пробивался ещё косой луч догорающего заката, но в чащ ах расползались мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза.
Ярко-белая кашка склонялась отяжелевшими головками. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, всё приближаясь и нарастая. Но теперь эти шорохи становились всё глубже, сильнее. Я шёл лесною тропой, и, хотя неба мне не было видно, но я чувствовал, что над ним тихо подымается тёмно-серая туча... Между стволов кое-где пробивался ещё косой луч догорающего заката, но в чащ ах расползались мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза.
2 . Морфемный и словообразовательный разборы слова
Лесною
-лес- корень
-н- суффикс
-ою - окончание
-лесн- основа
лесною – лес (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
Стоял (что делал?) - глагол, н. ф. - стоять.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., переход., II спр.; непост. - в форме изъявит, накл., прош. вр., ед. ч,.м.р.
В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
К вечеру собиралась гроза.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: гроза (подлежащее, выражено именем существительным), собиралась (сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены предложения: ( собиралась) к вечеру - обстоятельство, выражено существительным с предлогом.
2 . Морфемный и словообразовательный разборы слова
Лесною
-лес- корень
-н- суффикс
-ою - окончание
-лесн- основа
лесною – лес (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
Стоял (что делал?) - глагол, н. ф. - стоять.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., переход., II спр.; непост. - в форме изъявит, накл., прош. вр., ед. ч,.м.р.
В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
К вечеру собиралась гроза.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: гроза (подлежащее, выражено именем существительным), собиралась (сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены предложения: ( собиралась) к вечеру - обстоятельство, выражено существительным с предлогом.
3 ярко-белая
4 СирОты, слАла, жалюзИ, красИвее
5 част. числ. сущ. част. глаг. предл. прил. сущ. союз мест. глаг. мест. глаг. Ни один человек не знал о тайном подземелье, но все надеялись его найти.
6 Б улочки с повидлом менее горячие.
Или Менее горячие булочки с повидлом.
7 Доброта - это лучшее качество человека.
8 Перед началом экзаменов ребята волновались, упорно занимались, надеялись на удачу.
9 Основная мысль текста.
Лев считается царём зверей, так как славится своей силой, отвагой и благородством.
Неслучайно изображение льва используется людьми во все времена как символ власти.
3 ярко-белая
4 СирОты, слАла, жалюзИ, красИвее
5 част. числ. сущ. част. глаг. предл. прил. сущ. союз мест. глаг. мест. глаг. Ни один человек не знал о тайном подземелье, но все надеялись его найти.
6 Б улочки с повидлом менее горячие.
Или Менее горячие булочки с повидлом.
7 Доброта - это лучшее качество человека.
8 Перед началом экзаменов ребята волновались, упорно занимались, надеялись на удачу.
9 Основная мысль текста.
Лев считается царём зверей, так как славится своей силой, отвагой и благородством.
Неслучайно изображение льва используется людьми во все времена как символ власти.
10 Примерный план:
1. Лев — царь зверей.
2. Описание хищника.
3. Изображение льва в разных странах.
11 Лев является символом мужества, силы, чести. Все эти качества присущи, по мнению людей, богам и правителям. Именно поэтому льва изображали на стенах дворцов и храмов.
12 Я научил своего щенка подавать мне лапу.
Лапы ёлок опускались до самой земли.
13 Страж - сторож, охранник, привратник.
Могут быть подобраны другие синонимы.
14 Испокон веков - издавна, давно, во все времена;
10 Примерный план:
1. Лев — царь зверей.
2. Описание хищника.
3. Изображение льва в разных странах.
11 Лев является символом мужества, силы, чести. Все эти качества присущи, по мнению людей, богам и правителям. Именно поэтому льва изображали на стенах дворцов и храмов.
12 Я научил своего щенка подавать мне лапу.
Лапы ёлок опускались до самой земли.
13 Страж - сторож, охранник, привратник.
Могут быть подобраны другие синонимы.
14 Испокон веков - издавна, давно, во все времена;
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна