Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
Подходы и задания, способствующие формированию функциональной
грамотности обучающихся на уроках математики
В ФГОС нового поколения в составе государственных гарантий качества основного общего образования вводится новое понятие «Функциональная грамотность»- способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Качество образовательных достижений обучающихся в настоящее время определяется качеством учебных заданий, предлагаемых педагогами.
Традиционные уроки математики уходят в прошлое, на их смену приходят новые, насыщенные различными методиками и современными педагогическими технологиями. Никто даже не задумывался, что современный урок можно будет настолько разнообразить, используя их.
Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед собой цели и задачи, уметь высказывать свое мнение. Учителю отводится роль куратора, слушателя, который направляет детей к целенаправленному достижению поставленного, развивая в каждом ребенке личность, обладающую навыками функциональной грамотности. Нового понятия в современном образовании. Хотя, как говорит крылатое выражение, родившееся в Англии в 19-м веке: «Всё новое — это хорошо забытое старое!». Мы давно использовали приемы формирования функциональной грамотности на уроках, добиваясь у обучающихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора для решения практических задач, но только в данный момент она стала выделена как активная составляющая образовательного процесса.
В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. [2]
Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний.
Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо: — регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»; — систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
На своих уроках учитель математики имеет возможность развивать одновременно общую и компьютерную части функциональной грамотности, через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
Формирование функциональной грамотности можно отследить по уровням.
В основной школе развитие функциональной грамотности целесообразно начинать с 5 класса постепенно осуществляя ступенчатый переход по годам обучения. В этот период обучающиеся могут соответствовать 1–2 уровню функциональной грамотности (начальному этапу). [2]
Примеры заданий:
Задача № 1 «Покупка» Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Галю за покупками в магазин. Это был день недели среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. В микрорайоне находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар (см. таблицу). [1, с. 8]
Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Галя сделают выгодную покупку?
№ п/п Название магазинов «Пятёрочка» +5 % скидка «Магнит» + 10 % скидка «Европа» 0 % Список продуктов 1 Батон 30 рублей 33 рубля 27 рублей 2 Буханка черного хлеба 27 рублей 28 рублей 30 рублей 3 Пакт кефира 33 рубля 39 рублей 29 рублей 4 Пачка пельменей 130 рублей 127 рублей 132 рубля 5 Упаковка сосисок 283 рублей 275 рублей 260 рублей 6 Пряники 56 рублей 59 рублей 45 рублей
Задача № 2
«Работа с графической информацией» Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение высоты», он установлен перед мостами на улице Станционной. Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту. Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд? В ответе укажите номер правильного варианта.
1) молоковозу высотой 3770 мм
2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм
3) автотопливозаправщику высотой 2900 мм
4) автоцистерне высотой 3350 мм.
Задача № 3 «Работа с текстом» Школьная клумба имеет форму прямоугольника, периметр которой равен 12 м. Найдите длину и ширину клумбы, если длина равна четному числу метров.
Вывод: выполнение заданий такого типа позволяет сформировать читательскую грамотность, способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В 7-м классе уже можно делать общие выводы по овладению учащимися функциональной грамотностью, так как в этот период обучения задания по математике усложняются, учащимся предлагается выстраивать свои рассуждения по определенным темам, предлагать самостоятельные пути и способы решения определенных задач, умение наглядного представления материала в виде графиков, таблиц, умение работать с кейсами в группах.
В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3–5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:
— учащиеся на этом этапе должны четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;
— уметь разбирать и находить более простые решения сложных ситуаций;
— демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания в определенные цепочки, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
Учащиеся 9–10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6–7 ее уровням:
— большинство должно демонстрировать навыки разработки и решения сложных ситуаций математического содержания;
— уверенную работу с кейс-технологиями и группе;
— умение публичного выступления, высказывания суждений, умения задавать вопросы оппонентам;
— применение полученных навыков на практике.
Вывод. Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.
В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности. «Хорошими» заданиями с точки зрения «пошагового» формирования всех составляющих функциональной грамотности являются:
— учебные исследования, проекты и задания проектного типа;
— кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий;
— задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, математических выражений и т. п.).
Литература:
Казакова, Р. А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р. А. Казакова, О. И. Кравцова; науч.ред. С. Ф. Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017. Общие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы.– ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» –URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/obshchie-vyvody.php (дата обращения: 12.02.2023). PISA: математическая грамотность. — Минск: РИКЗ, 2020. — URL: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf (дата обращения: 30.12.2022). URL: http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/ — Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики (дата обращения: 17.02.2023). URL: http://оf.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий. (дата обращения: 16.02.2023)
Трефилова Раиса Поликарповна