Урок русского языка «Подвиг Кирилла и Мефодия»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием ИКТ.
Составила Киянова Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Выделянская СОШ».
Подвиг Кирилла и Мефодия
Слайд 1. Из истории Славянской письменности.
Ведущий. Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.
ЧТЕЦ: "Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты откроешь ее: Потрогаем пальцами гладкий корешок, спросим: - откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли?"
(Е. Осетров)
ЧТЕЦ: "Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, она заставляет их возвращаться к истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущем" (Ч. Айтматов).
ЧТЕЦ: В книге своя глубина
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду –
Слов драгоценные клады. (И. Франко)
ВЕДУЩИЙ: Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто - людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делится опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять "Войну и мир".
ЧТЕЦ:
Молчат гробницы, мумии и кости,
- Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
И. Бунин.
Ведущий. Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих на земле языков - семьдесят! - имеет письменность на основе кириллицы.
Слайд2. Святые Кирилл и Мефодий.
Ведущий. 24 мая в 863 году греческие учёные-богословы Кирилл и Мефодий в городе Плиска, тогдашней столице Болгарии, объявили о создании славянской азбуки. Появление славянского алфавита дало возможность трактовать богословские книги и совершать богослужения на славянском языке. Но самое главное, у славянских народов появилась возможность передавать достижения в области культуры из поколения в поколение. За этот подвиг Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых, наиболее почитаемых и по сей день.
Ведущий. Азбука, изобретенная просветителями, стала называться «кириллица». Она до сих пор лежит в основе современных алфавитов многих славянских народов. Изменившись в веках, кириллица осталась основой русской грамматики.
Ведущий. Было это очень давно - в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец - болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было 2 родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.
Ведущий. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (София –по-гречески «мудрость»). Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии - все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом.
Ведущий. В то время, когда жили Константин и Мефодий - во II половине IX века - славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами). Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год. Император: "Константин, ты закончил учебу, предлагаю тебе занять высокую и почетную должность управляющего провинцией." Константин: "Кроме просвещения разума, я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства".
Ведущий: Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и дальнейшей учебой, самообразованием, прошли годы, однажды пришли к императору послы из далекой славянской Моравии, что самом центре Европы (ныне Чехо-Словакия). Они приехали просить учителей, которые научили бы их вести церковную службу на славянском - родном языке, а не на латинском. "Добрый владыко! - обратился посол к императору. - Пошли нам, славянам-христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие. Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, и их язык, и их веру".
Ведущий: Тогда вызвал Михаил Константина-Философа и сказал ему: "Слышишь ли, Философ, речи сии? Знаю я, ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме тебя. Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба - солуняне, а солуняне по-славянски разумеют". Константин ответил: "Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка. Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде".
Ведущий. Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал ее создавать, он долго молился и "открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: "В начале было слово, и слово было Бог ..."
Ведущий. Началась большая работа - братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку, некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами.
Слайд 3.Алфавит кириллицы.
Азбука названа в честь Кирилла. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, из них –19 гласных. Каждая имеет свое название, похожее на обычные слова: а - азъ, б -буки, в - веди, г- глаголь, д - добро, ж-живете, з-земля и т.д. Азбука - само название образовано от названия двух первых букв. (Примеры: л-люди, м-мыслите, п-покой, с-слово), др.
Слайд 4. Отрывок из толковой азбуки и азбучной молитвы.
Чтец: КИРИЛЛИЦА.
Так вот они - наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
"Я есмь!" - заявила Вселенной,
"Я есмь!" - заявила векам.
Ведущий. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном - латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание. До наших времен дошла копия первого очерка истории славянского письма, которое написал Черноризец Храбр, монах, древнеболгарский писатель IX-Х веков.
Слайд 5. «Сказание о письменах» Черноризца Храбра.
Ведущий. Послушайте отрывок из сказания "О письменах" Черноризца Храбра.
Чтец: "... Прежде у славян не было книг, но чертами и знаками читали и гадали, когда были язычниками ... Потом же человеколюбец Бог помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, прозванного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал для них 38 букв: одни по образцу греческих букв, другие славянские".
Ведущий. Всю свою жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, а старший Мефодий был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий - "издавал" книги, руководил школой учеников.
Слайд 6. Святые Кирилл и Мефодий с учениками.
Ведущий. Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.
Ведущий. Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии. Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой.
Чтец:
СМЕРТЬ КИРИЛЛА
В колокола трезвонил Рим,
Поплыли бронзовые звуки.
Детей славянских перед ним,
Читавших медленно: аз, буки,-
Видение вставало зримо,
И чудо тонких строчек плыло …
И мудрый сеятель изрек:
"Взошли на ниве семена,
И стала полем целина,
рукой засеянная щедрой"
(Перевод Ирины Пановой.)
Ведущий. Славянскому алфавиту и славянской литературе более 1 000 лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам всем славянским народам и нам - русским.
Ведущий. "От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем". Такие прекрасные слова из древнерусской летописи о книгах дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги.
Ведущий. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов или других книг. Но после принятия христианства на Руси - в 988 году - письменность начала распространяться быстрее.
Слайды 7-9. Страницы древних рукописей.
Ведущий. Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных): "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Житие Александра Невского" и многие другие.
Ведущий. О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. На первом месте стоит "Повесть временных лет", написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.
Слайд 10. В монастырской келье.
Чтец:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Чтец: В одной летописи 1037 года говорилось: "Велика бо бывает польза от ученья книжного". Там же записано, что великий князь Ярослав "книги любил, читал их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык и написали они книг множество". Среди этих книг были летописи, написанные монахами, старыми и молодыми, светскими людьми, это "жития", исторические повести, "поучения", "послания". В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы - (поучительные песнопения). Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: како, наш, иже - КНИ, глаголь, аз - ГА. А сейчас посмотрите сценку из повести М.Горького «Детство» о том, как мальчика обучали грамоте.
Сценка.
Дед: "Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это-аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что?
Внук: Добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: "Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?"
Внук: Это вы кричите ...
Дед: "Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак..."
Ведущий. Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу "Азбуку учат, во всю избу кричат".
Ведущий. Ежегодно 24 мая в Болгарии отмечается День славянской письменности. Этот праздник посвящен памяти великих славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто.
Ведущий. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память Святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
Чтец1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Ведущий. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры возродилась в России в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. День памяти Святых – 24 мая был и на государственном уровне объявлен Днем славянской письменности и культуры.
Ведущий. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.
3-и чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
4-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
5-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Слайд 11.Памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске.
Ведущий. Первый памятник Кириллу и Мефодию в России был открыт в Мурманске в 1990 году. Этот подарок сделало болгарское правительство в знак признательности городу и мурманчанам, которые возродили в России День славянской письменности и культуры.
Ведущий. В России официально этот праздник отмечается с 1992 года, тогда же на Смоленской площади в Москве был открыт памятник славянским просветителям.
Слайд 12. Памятник Кириллу и Мефодию В Москве.
Ведущий. На памятнике высечены слова:
Святым равноапостольным
Первоучителям славянским
Братьям Мефодию и Кириллу
Благодарная Россия
Ведущий. С каждым годом памятников и памятных знаков в честь Просветителей Кирилла и Мефодия становится всё больше.
Слайды 12-13. Памятники Кириллу и Мефодию в Астрахани и Владивостоке.
Ведущий: "Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими подвижниками, а вечными спутниками, и целые века потомки благоговейно твердят их добрые имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть ими завещанного".
Чтец 1: Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Чтец 2: Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый - путь вперед!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живет.
Чтец 3:Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
Чтец 4.К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия - Кирилла
В славянстве будут жить века!
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к концу, но никогда не закончится развитие языка и письменности. История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации.
Ведущий. Но их появление не было бы возможным без тех изобретений, о которых мы сегодня говорили - без букв и книг, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом