Урок русского языка «Язык и речь»

0
0
Материал опубликован 9 February 2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

ФАЗА СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА

Задачи фазы совместного проектирования и планирования учебного года:

  • дать возможность обучающимся определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего
  • обучения;
  • провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли быть утрачены в ходе лет­него перерыва;
  • создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.

 

У р о к и 1-2. РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ

Цель деятельности учителя

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык - это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы пред­ложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентноетного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://uroki.net/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Речь, речевая ситуация, языковые единицы

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо­действия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промежу

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1 . Мотивация (самоопределение)

к учебной

деятель-

ности

Эмоциональная,

психологиче-

ская и мотива-

ционная подго-

товка учащихся

к усвоению изу-

чаемого мате-

риала. Слово

учителя о значе-

нии языка, речи

— Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз

наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, дру-

гой - слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет:

«Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, об-

щаясь между собой, передают друг другу свои мысли. . . Не слу-

чайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один

на другой, — мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся

во рту, и человеческая способность говорить и понимать собе-

седника - издавна именуются одним и тем же словом»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы

на рабочем месте,

демонстрируют

готовность

к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать

новые знания, умения, со-

вершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают

учебно-познавательную за-

дачу.

Регулятивные: планируют

в сотрудничестве с учите-

лем, одноклассниками или

самостоятельно необходи-

мые действия

Листы

обратной

связи

2. Актуа-

лизация

знаний

и пробное

учебное

действие

Воспроизведе-

ние ранее изу-

ченного, уста-

новление преем-

ственных связей

прежних и но-

вых знаний

и применение

их в новых си-

туациях. Работа в группах.

Игра-соревно-

вание. Дидакти-

ческое задание

— Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы

и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

(Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева

плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы

острее. Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.)

Работа в группах над пословицами о языке, собранными

В. В. Далем.

Дидактическое задание. Пословицы запишите, поясни-

те смысл, вспомните другие пословицы о языке.

• Без языка и колокол нем.

• Живое слово дороже мертвой буквы.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• В чужой беседе всяк ума купит.

• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

• На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся

Вспоминают по-

словицы о языке,

речи, слове, одну

записывают в тет-

радь. Задают во-

просы, отвечают

на вопросы других

Группо-

вая

Познавательные: выпол-

няют учебно-познаватель-

ные действия в материали-

зованной и умственной

форме; осуществляют

для решения учебных задач

операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации.

Регулятивные: принима-

ют и сохраняют учебную

задачу.

Коммуникативные: выска-

зывают и обосновывают

свою точку зрения

Устные

ответы

3. Выявление места

и причины

затруднения

Обсуждение результатов пре

дыдущего этапа

- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы

думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других

группах?

Обдумывают от-

веты на вопросы

Группо-

вая.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают

недостаточность своих

знаний.

Коммуникативные: задают

вопросы с целью получения

необходимой для решения

проблемы информации

 

Просмотр мультимедийной

презентации

«Роль языка

в жизни общества»

— Язык — универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

- Умеете ли вы пользоваться родным языком - этим мощным

оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того,чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними

Смотрят презентацию; воспринимают на слух ин-

формацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы

и осознают, что

знаний недостаточно для полных

ответов

Фрон-

тальная

Устные

ответы

Знакомство

с учебными

пособиями

по предмету.

Просмотр ог-

лавления

— Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?

Обращает внимание на теоретические сведения, опорные ма-

териалы, правила для заучивания, задачи, упражнения по раз-

витию речи и коммуникативных умений, материал для само-

стоятельных наблюдений и др.), на Приложение к учебнику

(словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора).

Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться.

Организует работу с § 3 « Читаем учебник»

Слушают учителя, рассматривают учебник - обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками,

дифференцирующими материал

в учебнике

Группо-

вая

Листы

обратной

связи.

Уточ-

няющие

вопросы

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться, На четыре - руки шире,

Два — нагнуться, разогнуться, Пять - руками помахать,

Три - в ладоши три хлопка, Шесть - на место тихо сесть

Головою три кивка.

Выполняют эле-

ментарные физи-

ческие упражне-

ния

Фрон-

тальная

Личностные: сознают не-

обходимость заботы о здо-

ровье

 
 

4. Целепо-

лагание

и постро-

ение про-

екта выхо-

да из за-

труднения

Раскрытие сущ-

ности новых по-

нятий, усвоение

новых способов

учебной и умст-

венной деятель-

ности

Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися,

принимающими ее на себя.

Упр. 3 позволит осмыслить значение ключевых слов темы (обще-

ние, общаться). Последующие задания дают возможность пока-

зать ученикам особенности устного и письменного общения

(упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения язы-

ка (упр. 6), обнаружить, что язык - средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы

Формулируют

цель учебной дея-

тельности в дна-

логе с учителем.

Выполняют уп-

ражнения, отве-

чают на вопросы

Индиви-

дуальная,

групповая

Познавательные: извлека-

ют необходимую информа-

цию из объяснения, выска-

зываний одноклассников,

систематизируют знания.

Регулятивные: планируют

необходимые действия.

Коммуникативные: строят монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность

 

5. Твор­ческая практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове текстов учебника или книг для вне­классного чте­ния, обсуждение результатов

К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас
выполненные упражнения?

О какой стороне языка мы еще не говорили?
Объясняет важность орфографически грамотного письма.
Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать
русский язык?».

Письменная форма речи занимает значительное место в жиз­недеятельности человека, а решающий показатель уровня куль­туры письма — степень грамотности. Важность орфографиче­ской грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фрон­тальная

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия,
замечают допущенные
ошибки; осознают правило
контроля и успешно используют его в решении
учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Устные ответы

6. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов при­менения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру­ющих природу изучаемого язы­кового явления, составление связных расска­зов об изучен­ных нормах

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных пи­сателей.

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприяте­лями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но ес­ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость фран­цузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх то­го богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М. В. Ломоносов.) «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А. П. Сумароков.) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом род­ном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река — шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вли­вается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н. М. Карам­зин.)

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Выполняют уп­ражнения, отве­чают на вопросы

Индиви­дуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения

Устные ответы

7. Само­стоятель­ная работа с само­проверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове текстов учебника или книг для вне­классного чтения

«...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем». (А. И. Герцен.) «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для вы­ражения простых, естественных понятий». (В. Г. Белинский.) «Перед вами громада г- русский язык». (Н. В. Гоголь.) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен...»

(А. И. Куприн.)

Самостоятельно выполняют уп­ражнения разного уровня сложности

Индиви­дуальная

Познавательные: самосто­ятельно выделяют и форму­лируют цель; осуществляют поиск необходимой инфор­мации (из материалов учеб­ника и рассказа учителя, по воспроизведению в па­мяти)

Пись­менная работа

8. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

Знакомство с работами уча­щихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

- Для чего людям нужен язык? Речь?

Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех облас­тях жизни человека - чтобы обмениваться мыслями и чувства­ми, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопо­нимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстни­ков, среди старших и младших...

Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9)

Участвуют в диа­логе.

Отвечают на во­просы

Фрон­тальная

Личностные: понимают значение знаний для чело­века.

Познавательные: приобре­тают умения использовать знания и умения в практиче­ской деятельности и повсе­дневной жизни; устанавли­вают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как интег­рированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения

Оцени­вание работы учащихся на уроке

9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по во­просам

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке?
— Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился —
карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным
лицом.

Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое- как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше гово­рить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют днев­ники достижений

Индиви­дуальная

 

Листы

обратной

связи

Комментарии
Комментариев пока нет.