Классный час «Подвиг советских летчиков в Великой Отечественной войне» (6–8 класс)

0
0
Материал опубликован 14 November 2023

Классный час

"Подвиг советских летчиков в Великой Отечественной войне"

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.

Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.

Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Воспитание чувства уважения к ветеранам.


Есть события, даты, имена, которые вошли в историю страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям.

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.


В тот страшный день земля рванула в небо.

От грохота застыла в жилах кровь.

Июль цветастый сразу канул в небыль,

И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.


Надели гимнастёрки и шинели

Вчерашние мальчишки- цвет страны.

Девчонки на прощанье песни пели,

Желали выжить в грозный час войны.


Армия вторжения насчитывала 5 млн. 500 тыс. солдат, около 4 300 танков и штурмовых орудий, 4 980 боевых самолётов, 47 200 орудий и миномётов. Советский Союз стал местом побоища.


Защитникам неба, лётчикам ВОВ посвящается наш урок мужества. Обратите внимание на тему: "Подвиг советских летчиков в ВОВ". А что такое подвиг? Из каких чувств совершается подвиг? Что такое патриотизм?


Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.






С авиацией Польши было покончено за 8 дней, с Францией немецкая авиация расправилась за 6 недель, с Норвегией- за 2 с половиной недели.

Перед нападением на Советский Союз военно-воздушные силы Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников и считали, что создать неприятности немецким асам они не могут. Скоро им пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам.

Много славных героев, боровшихся против фашистских захватчиков, дала миру наша страна. Среди них маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.

Ас антигитлеровской коалиции, самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка.

По показателям коэффициента боевой активности Иван Никитович Кожедуб занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Такого показателя нет ни у одного лётчика в мире. Лучшие пилоты истребители Британии, США, Канады, Франции, Австралии и др. стран союзников не смогли даже приблизиться к показателю аса- 64 лично сбитых самолёта противника за неполные 3 года участия в боевых действиях.

Но Кожедуб знаменит не только общим числом сбитых самолётов. За всю войну он ни разу не был сбит, хотя неоднократно горел и привозил пробоины.

У каждого лётчика в небе свой почерк. Был он и у Ивана Кожедуба – человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага, хладнокровие. Машиной он владел виртуозно. Все его полёты- это каскад всевозможных манёвров. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.


Издaвнa люди хoтeли лeтaть,

В нeбa глубoкую синь вoспapить.

Чтo жe – сбылaсь гoлубaя мeчтa,

Мoжeм мы кpылья oтнынe дapить,

Хoть и нe пepья в тeх кpыльях, a стaль.

Нo для тoгo, чтoб paссeчь oблaкa,

Сepдцe дoлжнo быть бeстpeпeтным, стaть

Взop oчeнь oстpым и твepдoй pукa.

Нынчe ж вoсслaвим нeмнoгих людeй,

Ктo эти кpылья стaльныe нaдeл!


В ночь с 6 на 7 августа 1941 года на подмосковном аэродроме раздался сигнал воздушной тревоги. Посты наблюдения сообщили, что к столице приближаются фашистские бомбардировщики. В воздух поднялись наши истребители И – 16. Один из них вел 23- летний младший лейтенант Виктор Талалихин.

На высоте около пяти километров в лунном свете он заметил самолет. Наши? Чтоб определить это, Виктор приблизился к незнакомцу. Когда до самолета осталось 30 метров, Талалихин разглядел на его хвосте фашистскую свастику. Это был груженный бомбами «Хейнкель – 111». Опытный немецкий пилот пытался увернуться от пулеметного огня, но Талалихину удалось подбить правый мотор вражеской машины. Немец развернулся и попытался уйти. Вслед ему ударили новые очереди. Темнота мешала прицельной стрельбе. Вскоре у Талалихина кончились патроны, а «хейнкель» огрызался пулеметным огнем. Пуля обожгла Талалихину правую руку. Но он словно не замечал боли, все мысли были об одном – не дать врагу уйти. Тогда он решился на таран. "Если погибну-рассуждал он- так один, а фашистов в самолете четверо"

Разогнав истребитель, он догнал фашиста и на огромной скорости обрушил на него всю тяжесть своей машины. «Хейнкель» вспыхнул и камнем пошел к земле, а самолет Талалихина от удара взмыл вверх и стал разваливаться. Виктор бросился с парашютом, благополучно приземлился и вскоре уже был на своем аэродроме.
Первый ночной таран в истории Второй мировой войны закончился победой нашего летчика. За этот подвиг Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ещё за долго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь – всюду пример».

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось.

22июня 1941 года в первый день войны, на митинге своего полка Николай Гастелло сказал «Чтобы не ждало нас впереди, всё пройдём, всё выдержим. Никакой силой нас не сломать, никакой силе нас не сдержать!»

С первого дня войны капитан Николай Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях.

26 июня эскадрилья дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся к Минску.


Летел на битву капитан Гастелло,

Как гордый сокол, выше облаков.

На крыльях сокола гроза летела,

Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджёг бензиновые баки.

Раздался взрыв, и вспыхнул самолёт…

Казалось, что летит под небом факел,

Как метеор, в единственный полёт.

Дрожит мотор в последнем содроганье,

Кругом бушует и гремит гроза.

Нет времени для мысли, для дыханья

Нет силы приоткрыть в огне глаза!

Но капитан всей волею последней

Ведёт машину прямо на врага!

Горят цистерны, гибнут вражьи танки,

Мёртв капитан и на его останки

Ложится пламя кругом, как венок.

Так умер в битве капитан Гастелло.

Запомним навсегда его, друзья!

Народ, способный на такую смелость,

Ни запугать, ни победить нельзя!


Так был совершён «огненный таран» капитана Гастелло. Его семья потеряла сына, отца. Родина обрела героя. Капитану Гастелло, участнику трёх войн, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Фашистом сбит, упал он с неба,

Контужен сильно, обгорел.

Он полз без помощи, без хлеба,

Он все в себе преодолел.

Он встал, протезы заскрипели,

Он вновь взлетел фашистов бить...

Весь шар земной им восхищался,

Простым он русским парнем был.

Гагарин с ним не раз встречался

Пред тем, как космос покорил.

Тот век сменился новым веком.

Года, как облака, плывут...

И настоящим человеком

Его назвали и зовут.

Он высшей славы удостоен

Родной земли, планеты всей

Отважный летчик наш и воин

Герой Маресьев Алексей!

Алексей Петрович Маресьев летчик-истребитель, свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года. К концу марта 1942 года увеличил счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал в лес, на вражеской территории. Выбравшись из обломков, раненный Маресьев 18 суток ползком добирался до своих. Он отчаянно боролся за свою жизнь. От неминуемой гибели его спасли жители деревни Плав, которые подобрали пилота и начали его выхаживать. Но раненные и обмороженные ноги воспалились. Маресьева вывезли через линию фронта. Все что произошло с отважным летчиком потом, госпитализация, ампутация обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно-врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и мужества

Наконец в июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Это его вторая жизнь. Она похожа на легенду, но на самом деле непридуманная земная жизнь сильного настоящего человека. Воевал он теперь на Курской дуге. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя. На Курской дуге, безногий летчик доказал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими летчиками. Позже он отправился вести воздушные бои в Прибалтике. Слава о Маресьеве распространялась по всему фронту, в полк, где он служил зачастили журналисты. Тогда-то и встретился с Маресьевым военный корреспондент газеты "Правда" Борис Полевой, в последствии написавший о боевом летчике книгу "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советский людей.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.



У войны совсем не женское лицо!

Так веками очень многие считали,

Но в тылу врагов коварное кольцо

Наши женщины сердцами разжимали.

Добровольно приняв правила войны,

Приспособив все не женские одежды,

Встали строем за спасение страны,

За несбывшееся счастье и надежды…

На самой страшной войне ХХ века женщинам пришлось стать солдатами. В годы войны 30 женщин-авиаторов стали Героями Советского Союза. Ещё 6 лётчиц были представлены к награде после войны.

Гризодубова Валентина Степановна - участница Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая женщина – Герой Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. Прошла всю войну и с 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе.


 Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва - Комсомольск-на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены.

22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряжённой учёбы, он вылетел на фронт, под Сталинград.

Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолёте УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2 и ещё два самолёта 1-й эскадрильи. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к д. Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин). Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович.

Тело Марины Расковой было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».


46 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный женский полк был сформирован в октябре 1941 года.

Командиром полка была назначена Бершанская Евдокия, лётчица с 10 летним стажем. Численность полка составляла 115 человек, в возрасте от 17 до 22 лет.

"Мы летали на лёгких фанерных бомбардировщиках У-2 и не давали покоя немцам. В любую погоду появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Точность боя потрясающая, полёт бесшумен, на радарах не виден.

Нам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда получали задания бомбить по максимуму. Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь. Нас после полётов буквально вынимали из кабин и несли на руках- мы валились с ног.

Наше мужество и отвагу оценили и немцы. Фашисты называли нас «ночные ведьмы.» - говорила Е.Бершанская

На счету полка почти 3млн. кг сброшенных бомб, 26 тыс. ёмкостей с горючей жидкостью, 17 подорванных переправ, 9 уничтоженных железнодорожных эшелонов, 46 складов с боеприпасами, 76 автомобилей и другой техники. Для советских войск, находившихся в окружении, лётчицы доставляли боеприпасы и продовольствие.


Война бросала похоронки,

Давила болью всю страну,

А эти милые девчонки

Спешили в небо на войну.

Из медсанбатов удирали

Едва лишь сняты с раны швы,

И им не грезились медали.

Когда на боевом аэродроме

В кромешной тьме заметные едва,

В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе

Рулят на старт знакомые У-2,

Когда зенитки гневные на страже

Стоят у нас - на стыке двух морей,

Когда в поход уходят экипажи

Нашей страны любимых дочерей


Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили. Мужество и стойкость русских воинов поистине беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Побеждали чаще всего ценой собственной жизни.


Мы не знали той далёкой войны.

Мы знаем, как трудно народу пришлось.

И ужас, и холод, и голод –

Всё испытать им пришлось.


Пусть мирно живут на планете.

Пусть дети не знают войны.

Пусть яркое солнышко светит,

Мы дружной семьёй быть должны.


Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.


Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовётся.

Пусть будет мирным небо над землёй,

Пусть вечно детство звонкое смеётся.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации