Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Острикова Марина Юрьевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов юридического профиля г. Владивостока»
Приморский край, город Владивосток
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Тезис: Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Игры стимулируют активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. Цель настоящей авторской программы внеурочной деятельности способствовать комплексному совершенствованию двигательных навыков, физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья учеников младших классов.
Пояснительная записка
Концептуальные основы программы
Игра – единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.п. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя. Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Ещё одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни в поддающуюся контролю ситуацию.
Следующая функция – это средство коммуникации, а также формирование отношений. Отыграть свой опыт и чувства – естественная для детей ситуация. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Важно в игре то, чтобы ребёнок мог наиболее полно выразить и исследовать своё собственное «Я».
Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют для педагога большую ценность и в воспитательной работе с детьми. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих. Игры стимулируют активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные игры не требуют от занимающихся специальной подготовки. Они доступны и интересны. В них нет чётко установленных правил, точного числа играющих, точного размера площадки, а также варьируется и инвентарь (кегли, мячи, обручи, скакалки и т.п.) В них можно играть и в зале, и на спортивной площадке, и во дворе.
Большое место подвижные игры занимают в физическом воспитании детей младшего школьного возраста, т.к. они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.
Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти качества у детей развиваются в комплексе.
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости, меткости.
Структура и содержание программы
Изучение программы «Подвижные игры» направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных занятий, в которых игры постепенно усложняются от класса к классу. Все игры распределены по разделам:
подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве;
подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом;
подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств;
подвижные игры для совершенствования быстроты;
подвижные игры для развития силы;
подвижные игры для развития внимания, координации движений.
Программа предназначена для учащихся 2-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год.
Таблица 1
Распределение программного материала по классам
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов по классам |
||
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
|
Введение. |
1 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
1. |
Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. |
6 ч. |
6 ч. |
4 ч. |
2. |
Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. |
6 ч. |
6 ч. |
6 ч. |
3. |
Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. |
5 ч. |
6 ч. |
6 ч. |
4. |
Подвижные игры для совершенствования быстроты. |
6 ч. |
6 ч. |
6 ч. |
5. |
Подвижные игры для развития силы. |
5 ч. |
4 ч. |
6 ч. |
6. |
Подвижные игры для развития внимания, координации движений. |
5 ч. |
5 ч. |
5 ч. |
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
Учащиеся должны
знать/понимать:
роль и значение подвижных игр для укрепления здоровья человека;
правила поведения и техники безопасности во время проведения подвижных игр;
правила и последовательность выполнения различных видов игр;
уметь:
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
выполнять разнообразные действия (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;
самостоятельной организации активного отдыха и досуга.
Программа
II класс (34 часа)
Введение (1 час)
Роль и значение подвижных игр. Правила техники безопасности при организации и проведении подвижных игр.
Раздел I. Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. (6 ч.)
«Лошадки», «Гуси-лебеди», «Уголки», «Быстро по местам», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Стадо», «Удочка прыжковая», «Белые медведи», «Волк и ягнята», «Жмурки с палочкой», «Найди себе пару», «Узнай по голосу», «Вернись скорее», «Пройти бесшумно», «Между поленьями».
Раздел II. Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. (6 ч.)
«Метко в цель», «Гонка мяча», «Охотники и утки», «Снежки», «Блуждающий мяч», «Белочка», «Достань городок», «Стойки», «Выбей мяч из круга», «Вытащи верёвку», «Быстрые и ловкие», «Высокий бросок», «Гонка мячей в колоннах», «Дай платок», «Забросай мячами», «Шлёпанки».
Раздел III. Подвижные игры для развития скоростно- силовых качеств. (5 ч.)
«Волк во рву», «Кто дальше бросит», «Пятнашки», «Второй лишний», «Вызов номеров», «Грибы-шалуны», «Два мороза», «Конь вороной», «Голова-хвост», «Зайцы, сторож, Жучка», «Поезда», «Перетягивание по кругу», «Скорый поезд», «На новое место», «Бег сороконожки», «Эстафета с мячами».
Раздел IV. Подвижные игры для совершенствования быстроты. (6 ч.) «Заяц без дома», «Горелки», «Перелёт птиц», «Второй лишний», «Караси и щука», «Успей занять место», «Вызов», «Конники», «Карусель», «Найди пару», «Мышка и две кошки», «Парашютисты», «Салки – ноги от земли», «Стоп», «Корзинки».
Раздел V. Подвижные игры для развития силы и выносливости. (5 ч.)
«Зайцы в огороде», «Горелки», «Кот и мышь», «Прыжки по полоскам», «Горелки с платочком», «Зайчик», «Попрыгунчики», «Петушиный бой», «Здравствуй, сосед», «Летучие рыбки», «Хитрая лиса», «Филин и пташки», «Воробушки», «Зайцы и волк», «Кружева».
Раздел VI. Подвижные игры для развития внимания и координации движений. (5 ч.)
«Запрещённое движение», «Цапля-лягушка», «Пожалуйста!», «Поход», «Суша-вода», «Птица, рыба, зверь», «Прилетели птицы», «Ригу-рагу», «Три движения», «Перемена мест», «Выставка картин», «Группа, смирно!», «Светофор», «Угадай, кто?», «Что изменилось», «Слушай сигнал», «Тик-так-тук».
Таблица 2
Распределение программного материала по четвертям во II классе
№ |
Разделы программы |
I |
II |
III |
IV |
итого |
|
Введение. |
1 |
|
|
|
1 |
1. |
Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
2. |
Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
3. |
Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
4. |
Подвижные игры для совершенствования быстроты. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
5. |
Подвижные игры для развития силы. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
6. |
Подвижные игры для развития внимания, координации движений. |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Итого |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Программа
III класс (34 часа)
Введение (1 час)
Роль и значение подвижных игр. Правила техники безопасности при организации и проведении подвижных игр.
Раздел I. Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. (6 ч.)
«Филин и пташки», «День и ночь», «Кошки-мышки», «Юрта», «Охотники и лайки», «Лес, болото, озеро», «Успей занять своё место», «Лабиринт», «Плетень», «Космонавты», «Чухур», «Футбол вслепую», «Узнай, кто затейник», «Сумей унести», «Приглашение».
Раздел II. Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. (6 ч.)
«Мяч среднему», «Выгони мяч», «Малечена-калечинина», «Мячи разные несём», «Котлы.Классы», «Вышибалы», «Гонка мячей», «Застука», «Дальние броски», «В палки», «Высокий бросок», «Дай платок», «Из обруча в обруч», «Искатели сокровищ», «Летучий мяч», «Свечи ставить».
Раздел III. Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. (6 ч.)
«Посадка овощей», «Котятки», «Кто быстрее», «Третий лишний», «Ловишка», «Борьба за мяч», «Хвост дракона», «Пятка-нос», «Мяч в лунке», «Кошка и мышка в лабиринте», «Не останься без пары», «Рывок за мячом», «Перетягивание по кругу», «Пингвин с мячом», «Бег по кочкам».
Раздел IV. Подвижные игры для совершенствования быстроты. (6 ч.)
«Бег за флажками», «Вороны и воробьи», «Пустое место», «Дети и медведь», «Круговая охота», «Перебежка с выручалочкой», «Двойные горелки», «Догонялки на марше», «Круговые пятнашки», «Линейная эстафета», «Пирожок», «Попрыгунчики-воробьишки», «Щука и караси», «Лошадки», «Кружева», «Корзинки».
Раздел V. Подвижные игры для развития силы и выносливости. (4 ч.)
«Вьюнчики», «Аисты», «Цыплята и коршун», «Переправа», «На новое место», «Здравствуй, сосед!», «Салки – ноги от земли», «Альпинисты», «Бег пингвинов», «Переселение лягушек», «Петушиный бой», «Стой-беги!», «Запятнай последнего в колонне», «Попробуй, обгони», «Преследователи».
Раздел VI. Подвижные игры для развития внимания и координации движений. (5 ч.)
«Класс, смирно!», «Дедушка и детки», «Азбука», «Коленочки», «Камень, колодец, полотно, ножницы», «Из лесу вышло 5 крокодилов», «ДА» и «НЕТ» по-болгарски», «Повторяй да смекай», «Приглашение», «Угадай по голосу», «Падающая палка», «У кого длинный хвост?», «Сигнал», «Затейник», «Музыкальная палочка», «Почта», «Игровая».
Таблица 3
Распределение программного материала по четвертям в III классе
№ |
Разделы программы |
I |
II |
III |
IV |
итого |
|
Введение. |
1 |
|
|
|
1 |
1. |
Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
2. |
Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
3. |
Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
4. |
Подвижные игры для совершенствования быстроты. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
5. |
Подвижные игры для развития силы. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
6. |
Подвижные игры для развития внимания, координации движений. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Итого |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Программа
IV класс (34 часа)
Введение (1 час)
Роль и значение подвижных игр. Правила техники безопасности при организации и проведении подвижных игр.
Раздел I. Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. (4 ч.)
«Птицелов», «Посигутки», «Иголка, нитка, узелок», «Медный пень», «Зевака», «Собачья будка», «За мной! Убегай!», «Третий лишний», «Лес, болото, озеро», «Охотники», «Приглашение», «Ловушка», «Успей передать», «Музыкальные змейки», «Найди свою пару».
Раздел II. Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. (6 ч.)
«Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Не урони мяч», «Попади в мяч», «Лапта», «А ну-ка, отними!», «Антивышибалы», «Городок», «Выбей мяч», «Стукашка», «Дальние броски», «Бильярд с мячами», «Вызов номеров», «Из обруча в обруч», «Круг».
Раздел III. Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. (6 ч.)
«Зайцы, сторож, Жучка», «Эстафета с прыжками в длину», «Кому достанется кегля», «Прыгуны и пятнашки», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Лабиринт», «Ловишка на одной ноге», «Красный, жёлтый, зелёный», «Держи за хвост», «Выдерни ленточку», «Бег за палками», «Передал-садись», «Эстафета с мячами», «Мяч сквозь обруч», «Вьюны».
Раздел IV. Подвижные игры для совершенствования быстроты. (6 ч.)
«Скорее в свою тройку», «Быстрое перестроение», «Какой номер раньше», «Звезда», «Перемена мест», «Чёрные и белые», «Эстафета зверей», «Пустое место», «Круговая эстафета», «Ловишка в кругу», «Заря», «Перебежки с выручалкой», «Горелки с платочком», «Двойные горелки», «Добеги и убеги», «Казаки-разбойники».
Раздел V. Подвижные игры для развития силы и выносливости. (6 ч.)
«Дни недели», «Круговые салки», «Найди пару», «Колесо», «Наступление», «Парные пятнашки», «Цепочка», «Бери и убегай», «Челнок», «Салка на одной ноге», «Запятнай последнего в колонне», «Преследователи», «Салки командные», «Ястреб и куры», «Пустое место».
Раздел VI. Подвижные игры для развития внимания и координации движений. (5 ч.)
«Запомни положение», «Штандарт», «Колдуны», «Картошка, капуста, огурец», «Кошка-собака», «Сосед, подними руку», «Минутка», «Делай наоборот», «Внимание, начинаем!», «Придумай сам», «Маскировка в колоннах», «Успей занять своё место», «Зевака», «Отмерялки».
Таблица 4
Распределение программного материала по четвертям в IV классе
№ |
Разделы программы |
I |
II |
III |
IV |
итого |
|
Введение. |
1 |
|
|
|
1 |
1. |
Подвижные игры для совершенствования ориентировки в пространстве. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2. |
Подвижные игры для совершенствования ловкости в овладении предметом. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
3. |
Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
4. |
Подвижные игры для совершенствования быстроты. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
5. |
Подвижные игры для развития силы. |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
6. |
Подвижные игры для развития внимания, координации движений. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Итого |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Список источников
1. Молдованова И.В. Организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в начальной школе // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 196–205.
2. Одёжкина К.И., Федоровская К.Г. Подвижные игры как средство подготовки детей начальной школы к спортивной деятельности // сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2022. С. 340–344.
3. Сторожева Г.В., Часовских Е.В. и др. Подвижные игры в начальной школе // Вестник научных конференций. 2022. № 11-5 (87). С. 108–110.
4. Черникова Е.П. Повышение познавательной активности учащихся начальной школы на уроках подвижных игр // Трибуна ученого. 2020. № 12. С. 1155–1159.