Библиотечный урок в 5–6 классах «Поговорим о толерантности»
Поговорим о толерантности
Библиотечный урок в 5-6 классах МБОУ СШ №2 г. Пошехонье
зав. ШИБЦ Челышкова Н.В.
Цель: Воспитание у учащихся доброты, сопереживания, понимания окружающих.
Задачи:
1. Познакомить с понятием толерантности.
2. Учить ребят общению, умению рассуждать на заданную тему.
3. Познакомить с интересными произведениями литературы, раскрывающими тему толерантности.
Ход мероприятия
Перед началом урока раздать всем памятки толерантности, пословицы о добре, дружбе, мире.
1 слайд
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Наш разговор сегодня пойдет о таком понятии, как толерантность.
Мы живем не одни. Мы все живем в обществе, вокруг нас - разные люди, и нам приходится вступать с ними в определенные взаимоотношения: с кем-то мы вместе живём под одной крышей, с кем-то учимся вместе, работаем, кого-то видим во дворе, по соседству, кого-то видим на экранах телевизора, кого-то в социальных сетях.
Каждый человек стремится в этом мире установить контакты с другими людьми. Без этих контактов невозможно существование и развитие человека. Устанавливать нормальные контакты помогает толерантность. Что же такое толерантность?
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Посмотрите друг на друга, все мы разные. У нас разная внешность (кто-то худой, кто-то полный, кто-то светлый, кто- то темный…) Вы все живете в разных семьях, у всех разное воспитание ( кто-то больше внимания уделяет физическому развитию, кто-то книгам, кто-то музыке и т.д.), поэтому даже и традиции в каждой семье свои. Мы можем быть разной национальности, у каждого народа тоже свои особенности. Но мы живем все вместе. И поэтому мы должны быть друг к другу толерантными.
У вас есть памятки с определением толерантности, прочитайте, пожалуйста.
2 слайд
определение толерантности: (читают по очереди)
Готовность мириться с чужим мнением;
Уважение человеческого достоинства;
Принятие другого таким какой он есть;
Способность поставить себя на место другого;
Уважение права быть другим;
Терпимость к чужим мнениям, поведению;
Отказ от причинения вреда и насилия.
Библиотекарь: Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди
разных наций и народностей, которые живут в России. Это русские и украинцы, белорусы и казахи, татары и молдаване, узбеки и армяне, азербайджанцы и грузины и еще много, много других разных народов. Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами - это любовь к нашей России.
3 слайд
На фоне легкой музыки звучит китайская притча «Ладная семья».
Библиотекарь: Сейчас, я хочу прочитать одну китайскую «Притчу о семье».
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом…
… Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров…
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ;
ПРОЩЕНИЕ;
ТЕРПЕНИЕ.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: - И мира тоже».
Эта притча говорит нам о том, что человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими, заботиться не только о себе, но и о младших и старших, о больных, о животных, о природе, в какой бы стране он не жил, на каком бы языке не говорил. Независимо от того, красив человек или не очень, образован или нет. Ведь все мы очень разные…
4 слайд
Мультфильм про толерантность
Библиотекарь: Предлагаю посмотреть небольшой мультфильм «Про Диму».
Библиотекарь: Дима отличается чем-то от других ребят? Чем? Правильно ли всё объяснила мама дочке? Нашла ли она нужные слова? (все люди разные)
Библиотекарь: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта, милосердие, уважение, понимание. Толерантный человек проявляет ко всем милосердие, уважение и понимание. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь.
А может ли, ребята, кто-нибудь из вас привести не очень приятные моменты из жизни, или наоборот, хорошие ситуации в пример, с которыми вы сталкивались или слышали от кого-то, и высказать своё мнение о поведении, свое понимание толерантности.
Примеры (несколько человек (анекдоты, бойкот, клички).
Библиотекарь: И всё-таки люди во всём мире похожи, даже пословицы имеют одинаковый смысл. Вы должны "перевести" пословицы, т.е. подобрать к каждой пословице схожую по смыслу русскую, тексты русских пословиц у вас есть.
5 слайд
Арабы говорят – «Бежал от огня, попал под ливень» («Из огня да в полымя»);
В Афганистане — «Верблюда под мостом не спрячешь» («Шила в мешке не утаишь);
В Африке – «Сын леопарда — тоже леопард» («Яблоко от яблони недалеко падает);
Буряты – «Одно полено не станет костром» («Один в поле не воин»);
В Германии – «Нужда делает изобретательным» («Голь на выдумки хитра»);
В Греции – «Бойся тихой реки, а не шумной» («В тихом омуте черти водятся»);
Лезгины – «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» («Бодливой корове Бог рогов не дает»);
Осетины — «От лишней пищи на столе его ножки не заболят» («Своя ноша не тянет»);
Финны – «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»);
Во Франции – «Ошпаренный петух от дождя убегает» («Обжегся на молоке, на воду дует»);
Чехи — «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак рыба»);
В Японии — «Слепня и пчелу одновременно не поймаешь» («За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»).
Библиотекарь: Почему не у каждого получается быть добрым, милосердным, понимающим? Вы не задумывались об этом? (ответы ребят)
Путь к доброте и пониманию нелегкий, долгий, на нём человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
.Предлагаем вашему вниманию…
Сценку по средневековой персидской притче, которая называется
«Какие люди живут в этом городе». (Показывают дети из актива библиотеки «Друзья книги»)
6 слайд
Рассказчик:
Смотрящих много, видящих немного.
Вот как-то раз, пережидая зной,
Под пальмою сидели у дороги
Два нищих - девочка, старик седой.
А мимо шел прохожий-чужестранец.
Из-за скалы выходит Первый Путник.
Первый Путник:
Красивый край!
Старик:
Красивый, спору нет.
Первый Путник:
Скажи-ка мне, достопочтенный старец,
Каков народ, живущий в сей стране?
Старик:
Тебе свое о нем скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?
Первый Путник:
Такие, что про них и вспомнить тошно!
Себялюбивы, жадны, подлы, злы!
Старик:
Неужто все?
Первый Путник:
Все, как один, ничтожны,
Порочны и упрямы, как ослы!
И я безмерно рад, что их покинул.
Старик:
Увы, и здесь народ точь-в-точь такой.
Первый Путник (со вздохом):
Пойду-ка дальше!
Старик:
Путь твой будет длинным,
Идти тебе придется далеко.
Первый Путник уходит.
Рассказчик:
Ушел, а старец с внучкою остались.
И вскоре к ним с вопросом подошел
Еще один прохожий-чужестранец.
Из-за скалы выходит Второй Путник и подходит к Девочке и Старику.
Второй Путник (Старику):
Я в этот край издалека пришел.
Ни нравов, ни обычаев не знаю.
А ты из местных?
Старик: Я родился тут.
Второй Путник:
Похож сей город на ворота рая,
Но что, скажи, за люди в нем живут?
Старик:
Тебе свое о них скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?
Второй Путник:
Им всем Наидостойнейшее имя!
Они благочестивы и добры!
Я опечален, что расстался с ними,
Но таково веление судьбы.
Старик:
Тогда возрадуй сердце доброй вестью:
Щедр и прекрасен, сей земли народ.
Ты, путник, будешь счастлив в этом месте
И не узнаешь горя и забот.
Второй Путник уходит. Внучка перестает играть.
Девочка:
Всего одна есть истина на свете,
И только ложь двоит свой длинный хвост!
Зачем ты им по-разному ответил,
Ведь задали они один вопрос?
Старик (с усмешкой):
Ты не учел отличий в их природе,
Всяк видит мир через свое стекло -
Что ищем мы, то в людях и находим,
А в каждом сердце есть добро и зло.
Рассказчик:
Благословен добра от мира ждущий!
В стократ счастливей он, чем человек,
Зло ищущий и от него бегущий!
Мир добр к тому, кто зрит добро во всех.
7 слайд- цветок толерантности
Библиотекарь: Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден - мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, - слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, - ласка нужна не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет улыбка твоя, твоя доброта,
То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.
Библиотекарь: А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны.
8 слайд
Если вы выбираете первый ответ, то загибаете палец. В конце посмотрим: сколько пальцев у кого загнуто.
1.Миша плохо одет ...
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2.Петя питается не так, как ты, по причине своей религии ...
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего ...
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4.Пожилая женщина медленно идет ...
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5.На твоих глазах на кого-то нападают ...
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6.К тебе подходит ребенок-инвалид ...
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать
слайд
Ответы:
Если вы загнули 6 пальцев: Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 3 до 6: Ты не очень толерантен, недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Библиотекарь: Проверим ещё немного вашу толерантность. Представьте, что вы живете в мире, где фильм длится полторы минуты, а мысли выражают тремя словами. Это мир рекламы...
Реклама существует, чтобы мы остановились и взглянули на нее. Существует социальная реклама - это не реклама конкретного товара, а "отношения к миру". Это реклама, которая побуждает не к покупкам, а к поступкам. Социальная реклама - это "зеркало" общества, отражение его проблем, она должна заставлять задуматься, вызывать эмоции.
10-14 слайд - эмоции
Библиотекарь: Назовите эмоции, которые вызывает у вас данная реклама.?
15 слайд
Какие из этих эмоций вы испытывали чаще?
16 слайд
Библиотекарь:- Придумайте "фразы", которыми мысленно могли бы обменяться эти малыши, отражая понятие толерантности.
17 слайд
"Черты толерантной личности"
Библиотекарь: На слайде написаны положительные черты характера человека. Какие из них, по-вашему мнению, наиболее характерны для толерантной личности?
1.Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм (бескорыстная забота о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека...)
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию
18 -19 слайды
"Что за прелесть эти сказки!"
Библиотекарь: К сожалению, не всегда люди толерантны по отношению друг к другу. Даже в сказках некоторых героев лишали их законных прав. Определите, кто из героев сказки был лишён прав.
Право на жизнь
Золушка
*Колобок
Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища
Сестрица Алёнушка
*Три поросёнка
Колобок
Право на свободный труд
*Золушка
Красная Шапочка
Балда
Право на свободу вступления в брак
Золушка
*Дюймовочка
Алёнушка
20 слайд
Библиотекарь: В литературе много книг, раскрывающих тему толерантности. Мне хочется предложить вам почитать некоторые из них:
Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома
Это произведение - широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, героизм черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов - все это волнующе ярко изображено Бичер-Стоу. Роман проникнут христианской моралью.
Воскобойников Валерий. Всё будет в порядке
Светлая, смешная и чуть-чуть печальная повесть. Это рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему еще не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире.
Железников Владимир. Чучело
Повесть о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение - одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная девочка, столкнувшаяся с подлостью и предательством, оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.
Ли Харпер. Убить пересмешника…
Автор нашла свой собственный стиль повествования, который позволил ей показать мир взрослых глазами ребенка, не упрощая и не обедняя его. В романе переданы события 30-х годов XX века, периода «великой депрессии», происходившие в штате Алабама США. Повествование ведется от лица ребенка, но острота межрасовых конфликтов, социальных проблем от этого не теряет своей силы. Лиханов Альберт. Никто
«Никто» - кличка, данная бандитами главному герою, «выпускнику» детского дома, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символично. В одной из самых богатых стран мира - теперешней России, - любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом - «человек». Так и скажет: «Никто... Человек».
Маршалл Алан. Я умею прыгать через лужи
В центре книги – жизнь мальчика, перенѐсшего полиомиелит в раннем детстве, его борьба с тяжѐлым недугом. Писатель показывает становление человеческого характера, процесс нравственного формирования героя.
Портер Элинор. Полианна
Удивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим людям, научив их своей любимой игре - игре в радость.
Приставкин Анатолий. Ночевала тучка золотая
Эта повесть – призыв писателя к справедливости, ответственности взрослых за судьбы детей, который должен услышать каждый. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку. Повесть рассказывает предельно искренне и честно о трудной жизни детдомовцев в военную пору.
Ролинг Джоан. Гарри Поттер и философский камень
Герои – абсолютно разные люди, но всегда готовы выручить друг друга в беде, протянуть руку помощи в критической ситуации, они дружат, несмотря на различие в характерах.
Уайльд Оскар. Мальчик-звезда
Замечательная сказка о маленьком мальчике с холодным сердцем, в котором не было ни капли жалости. История о том, как важно научиться любить и жертвовать собой ради близкого человека, потому что только любовь способна превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.
21 слайд
Библиотекарь: В завершении нашей встречи попрошу всех дружно сказать фразу, которую вы видите на экране:
«Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!»