Урок русского яхыка в 5 классе «Поговорим о здоровье на уроке повторения орфографии»
Технологическая карта урока Зубко Л.Н.
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
||||
Тема урока |
Поговорим о здоровье на уроке повторения орфографии |
||||||
Количество часов |
1 час |
||||||
Цель урока |
Организовать условия и среду, комфортную для развития умения обобщать и систематизировать знания по правилам орфографии при разговоре о здоровье. |
||||||
Задачи урока |
Обучающие: обучение применению правил орфографии, изученных в 5 классе. Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни. Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка; формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек. |
||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Умение на практике применять теоретические знания об правилах орфографии; овладение навыками нахождения орфограмм в слове, применения орфографических правил. |
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию орфограмм в словах; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слышать собеседников. Регулятивные: Осознавать границы собственных знаний, предлагать и пользоваться разными способами помощи. Контролировать и оценивать свои действия. |
Способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов. Осознавать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности. Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Принимать безопасный, здоровый образ жизни. Мотивировать к выполнению творческих заданий, к работе на результат. |
|||||
Решаемые учебные проблемы |
Закрепление имеющихся знаний по орфографии; формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся; диалог о здоровье и здоровом образе жизни. |
||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||
Микроцель этапа урока |
Ход занятия |
Деятельность учащихся |
Комментарии |
||||
I. Организационный этап |
|||||||
Цель: Включение в деятельность |
Дерево настроения Слайд №1. |
Дети подходят к Дереву настроения и крепят листочки своего настроения. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. |
Если дерево ярко-зелёное, в душе и в классе радостное, жаркое лето; Жёлто-зелёное – спокойная, светлая весна; Зелёно-коричневое – грустная, задумчивая осень; Чёрно-коричневое – холодная, тревожная зима |
||||
II. Элемент неожиданности. Постановка цели и задач урока. |
|||||||
Цель: определение содержательных рамок урока |
Учитель выкладывает на стол предметы: словарь, боксёрские перчатки, тетради, витамины, скакалку, фрукты и овощи, теннисный мяч и ракетки. Почему на урок я принесла эти предметы? Слайд №2. |
Ученики стараются «объединить» в тему урока. |
|||||
III. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
|||||||
Цель: Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык. |
Игра «Волшебная шкатулка» Посмотрите в шкатулку и назовите и назовите то, что вы видите в ней именем существительным, не повторяя слова своих одноклассников. А мне кажется, что в этой шкатулке самое большое чудо света. Что это такое? Слайд №3. |
Дети, увидев в шкатулке зеркало, называют слова: зеркало, лицо, удивление, улыбка, глаза… - из названных слов записывают словарный диктант. Ученики догадываются: это они – дети! |
|||||
IV. Проблемный вопрос |
|||||||
Цель: Обогащение активного и пассивного словаря. |
Дети – это самое большое чудо света! А как это связано с темой нашего урока? |
Дети должны ответить, что здоровье для людей – главное, что его надо беречь и о нём заботиться. |
|||||
V. Работа с текстом. |
|||||||
Цель: |
Слайд 4. Чтение текста. Ответ на вопрос. Слайд 5. Чтение вывода. Ответ на вопрос. Слайд №6. Чтение сведений. |
Читают выразительно текст, отвечают на вопрос. |
|||||
VI . Выявление места и причины затруднения |
|||||||
Цель: Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения
|
Слайд № 7 |
Выступление заранее подготовленной ученицы. Определение «виновников» нарушения режима работы с компьютером. |
|||||
VII. Физкультминутка |
|||||||
Цель: Забота о здоровье учащихся. |
Офтальмотренажёр (в кабинете – он размещён стационарно) |
Занятие проводят дежурные учащиеся |
|||||
VIII. Обобщение и повторение орфографии. Работа в парах и по группам. |
|||||||
Цель: Умение наблюдать, сравнивать, находить решения и ответы, обобщать закономерности и делать выводы. |
Пара первая – слайд №8 (ноутбук) Пара вторая – слайд №9 (компьютер и интерактивная доска) Решение метапредметной задачи: что это за счёт – 4:2 Пара третья – слайд №10 (словари) А кто из вас мечтает быть директором магазина? Попробуй выполнить задание – Слайд №11. Группы 1,2,3 работают по слайду №11 |
Читают текст, выписывают слова с пропущенными буквами, выполняют задание. Вставляют пропущенные буквы, выполняют задание, «решают» задачу. Работают со словарями, объясняя происхождение предложенных слов. Составление меню «Здоровое питание», комментирование. Вносят свои предложения по дополнению меню |
|||||
IХ. Творческая работа |
|||||||
Цель: Развитие воображения, творческого мышления. Умение слушать другого. |
Написать антирекламу газированных напитков |
Выполнение творческого задания. |
|||||
Х. Выборочно-распределительная работа |
|||||||
Слайд № 12. Записать слова, распределяя по группам: Белки и жиры. Углеводы. Витамины и минералы. |
Дети распределяют слова, помогая друг другу. Обозначают изученные орфограммы. |
||||||
XI. Словарно-лексическая работа. |
|||||||
Цель: Расширение словарного запаса учащихся |
Записать слова под диктовку. Слайд № 13. |
Записывают под диктовку слова: ароматерапия, фитотерапия, гирудотерапия, апитерапия, гидротерапия. Проверяют написание по слайду, определяют лексическое значение ( в помощь Слайд №14.) |
|||||
ХII. Практикум - самостоятельная работа. |
|||||||
Цель: Закрепление на практике знаний о безударной гласной в корне |
Слайд №15 Решение метапредметной задачи: Вычисли: 2+1+4+1+4= ? Проблемный вопрос: Причём здесь математика? |
Выполняют самостоятельную работу, при проверке крепят к доске магнитные карточки со вставленными буквами. |
|||||
ХIII. Физминутка |
|||||||
Цель: Забота о здоровье учащихся. |
Выполняется подражательная физминутка |
Дети выполняют упражнения, повторяя за дежурным. |
|||||
ХIV. Орфоэпическая минутка. |
|||||||
Цель: Закрепление правильного произношения слов |
Слайд № 16. Диспансер, запломбировать, коклюш, медикаменты, физиотерапия, средства, ветеринария, санитария, термометр. |
Произносят слова, выделяя голосом ударный слог. |
|||||
ХV. Минутка релаксации. |
|||||||
Цель: Забота о здоровье учащихся, отдых, спокойствие |
Слайд № 17. Звучит спокойная классическая музыка. |
Дети принимают удобное положение и отдыхают |
|||||
ХVI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
|||||||
Цель: Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями, умениями и навыками по орфографии. |
Тест по теме «Повторение орфографии» |
Тест выполняется каждым учеником самостоятельно |
Ученики проверяют свой тест и берут домой (если необходимо) для работы над ошибками |
||||
ХVII. Задание на дом. |
|||||||
Цель: Повторение орфографических правил |
Написать мини-сочинение: Как я берегу своё здоровье. Что такое здоровый образ жизни. Здоровье – главное богатство. |
Можно привести примеры из жизни своей семьи или знакомых. |
|||||
ХVIII. Рефлексия |
|||||||
Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке. |
Слайд № 18. Урок подошёл к концу! Он знаний прибавил! Ответы нашёл! Мы стали умнее! Мы стали дружнее! Мы будем теперь здоровее! Слайд № 19. А вы готовы доказать на деле: Слайд № 20. Спасибо за урок! А если у кого-то поменялось настроение, подойдите к дереву настроения и поменяйте свой листочек. |
Ученики высказывают свои мнения по уроку. Подошёл? Прибавил! Нашёл! Да! Да! Да! Да, мы готовы доказать на деле: здоровый дух в здоровом теле! |