Урок на тему «Полезные ископаемые» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 9 March

Ф.И.О.: Мягкова Е. Г.

Квалификационная категория: первая

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Авторы учебника: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова

Предметная область: окружающий мир

 

Окружающий мир

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Полезные ископаемые»


 

Цель урока:

 

 

-обобщить и проверить, а также расширить знания по Владимирской области;

-осознать практическую, личностную значимость учебного материала.

 

 

Задачи урока.

.

 

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-определять общую цель и пути её достижения;

-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

Оборудование.

 

Мультимедийная презентацией «Родной край – часть большой страны», Карта Владимирской области, атлас - определитель, правила работы в группах, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, учебник.

 

 

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

 

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Психологический настрой на урок

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 

 

- посмотрите друг на друга

- улыбнитесь

- подмигните

- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям

- желаю вам узнать много нового и хороших отметок

Сегодня у нас с вами необычный урок. А кто к нам в гости пришел, давайте узнаем из загадки.

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий бошмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:

                -Это...(гном)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.

 

Приветствуют учителя.

Дети отгадывают загадки.

 

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

 

Повторение изученного ранее материала.

-Сегодня мы предлагаю вам отправиться в занимательное путешествие по нашей

Родине – Владимирскому краю. Но случилась беда, дорогу завалило камнями. Путешествуя по нашему краю, гномы наткнулись на препятствия и чтобы пройти дальше, нам нужно убрать камни.

1.Давайте назовем адрес нашего края:

Слайд 4.

Работа по карте: слайд

2.С какими областями она граничит? Назовите наших соседей.

Слайд 5.

Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в лесу.

3.Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Слайд 6.

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

4. У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода - кора. Слайд 6.

5.На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. Слайд 6.

6.Какие животные попали в Красную книгу Владимирского края? (выхухоль, сапсан, черный аист), (потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе)

7.Какие реки протекают в области. Слайд 7.

Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом. Выводит ответы с помощью проектора на экран.

 

Отвечают на вопросы:

1.Планета Земля, материк Евразия, природная зона смешанных лесов, восточноевропейская равнина

2.Ярославская, Ивановская, Нижегородская, Московская, Рязанская области.

3. Белка.

4. Заяц.

5. Волк.

6. Выхухоль, сапсан, черный аист. Этих животных занесли в Красную книгу потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе.

7. Клязьма, Ока, 

Шерна, Киржач, 

Пекша, Колокша, 

Нерль, Судогда,

Уводь, Лух,

Суворощь,Гусь,

Унжа, Ушна,

Дубна.

 

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты

своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3. Самоопределение к деятельности

 

-Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.

Согласовать цель и тему урока.

 

 

 

Молодцы ребята, с первым заданием вы справились, а сейчас мы отравляемся в подземное путешествие, давайте закроем глаза.

Спасибо друзья, вы помогли нам. Теперь мы сможем отправиться в путь дальше.

Открывается карта Владимирской области.

-Что вы видите на доске?

Мы побывали на поверхности нашей земли, давайте отправимся в её глубины.

Итак, ребята, в путь.

Теперь мы с вами знаем все, что на поверхности нашей земли, а что же хранят её глубины?

Послушайте сказку и скажите, какие

 

 

Высказывают предположения

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отвечают на вопросы, формулируют свои.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: формирование умения работать с информацией.

Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Организовывает

коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

 

 

природные богатства спорили в этой сказке и почему.

Приложение 1.Слайд 8.

Подумайте, о чём мы сегодня будем говорить?

Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

 

 

 

 

 

 

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Слайд 9.

 

4. Открытие нового знания

1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока.

2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

-Откроем физическую карту России на с. 58-59 учебника. Рассмотрите условные обозначения полезных ископаемых.

- Скажите, какое полезное ископаемое соответствует условным обозначениям на доске.

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу, помогает сделать вывод.

 

 

 

 

Называют полезное ископаемое и показывают условное обозначение на табличке, прикрепленной к доске.

Познавательные :

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Коммуникативные :

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

 

5. Практическая работа.

 

Как называют людей, изучающих недра Земли и добывающих полезные ископаемые? Итак, мы с вами сегодня будем геологами.

Наши гномы приготовили нам подарки, но для того чтобы они открылись нужно отгадать загадки.

1 группа.

Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. Торф Слайд 10.

2 группа.

Покрывают им дороги,

Улицы в селеньях.

А ещё он есть в цементе

Сам он – удобрение.

Известняк. Слайд 11.

3 группа.

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи…

Руда. Слайд 12

Сегодня вы сами проведете очень серьезную исследовательскую работу.

Давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых.

Ваша задача - рассмотреть образцы полезных ископаемых, описать полезное ископаемое, заполнив таблицу, используя физическую карту, учебник, энциклопедию.

Торф – с. 152-153.

Железная руда – с.154

Известняк – с.157.

Время на работу в группах 7 минут. Один ученик от группы представляет отчет о результатах исследования и прикрепляет на карту полезные ископаемые.

Приложение 2.

 

Организует опрос учащихся

Дети ведут сочетательный диалог с учителем. Отгадывают загадки.

 

Познавательные:

-выполнение универ-сальных логических действий (сравнение, анализ, синтез)

 

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.

 

6.Физкультминутка.

 

 

Мы выполним физкультминутку.

Приложение 3.

 

 

 

7. Первичное усвоение новых знаний( продолжение)

 

 

- Ребята, какая из групп хочет выступить первой?

 

 

 

 

Проверяет правильность выполнения задания.

 

Один ученик от группы представляет отчет о результатах исследования и прикрепляет на карту полезные ископаемые.

Регулятивные :

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные :

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Выполняют учебное задание в соответствии с целью

Предметные:

Умение работать со словарями. Получение новых знаний по теме урока.

 

8.Итог урока. Домашняя работа.

 

Дать качественную оценку работы на уроке.

- Давайте подведем итог нашей работы.

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие знания вы открыли?

-На все ли поставленные вопросы ответили?

-Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Ещё много полезного про ископаемые вы узнаете дома, прочитав текст на с. 149-159 учебника. А с помощью рабочей тетради закрепите знания, выполнив задания 2, 4 на с. 71, 73 . Уверенным в своих силах дома я предлагаю написать мини — сочинение «Каким полезным ископаемым я бы хотел быть». Слайд 13.

 

 

Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания учеников.

 

 

Коммуникативные :

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

Умение формулировать точку зрения;

Умение аргументиро-вать свою точку зрения.

Познавательные:

умение обобщать информацию

 

10.Рефлексия.

 

Дать эмоциональную оценку работы на уроке.

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Какие трудности возникли в работе?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Что показалось наиболее интересным?

 Давайте подведем итог нашей работы на уроке. А сейчас возьмите, пожалуйста, фигурки гномиков из конвертов и нарисуйте у них на лице такое выражение, какое у вас сейчас настроение, приклейте их на лист с надписью «Наше настроение».

Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие по подземному краю, но настоящее путешествие у вас будет продолжаться всю жизнь. Ведь кто знает, куда занесет вас судьба, кем вы будете по профессии, но мне хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми.

Организует диалог с учащимися.

Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет.

Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Оценка эмоционального состояния на занятии.

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Личностные :

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные :

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации