Урок на тему «Полезные ископаемые» (3 класс)
Ф.И.О.: Мягкова Е. Г.
Квалификационная категория: первая
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Авторы учебника: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова
Предметная область: окружающий мир
Окружающий мир
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Полезные ископаемые»
Цель урока:
|
-обобщить и проверить, а также расширить знания по Владимирской области; -осознать практическую, личностную значимость учебного материала.
|
||||||||
Задачи урока. .
|
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; -готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: -использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; -определять общую цель и пути её достижения; -уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: -работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
||||||||
Оборудование.
|
Мультимедийная презентацией «Родной край – часть большой страны», Карта Владимирской области, атлас - определитель, правила работы в группах, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, учебник.
|
||||||||
Ход урока.
|
|||||||||
1.Организационный момент.
|
|||||||||
Цель |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||||
Психологический настрой на урок Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
|
- посмотрите друг на друга - улыбнитесь - подмигните - оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям - желаю вам узнать много нового и хороших отметок Сегодня у нас с вами необычный урок. А кто к нам в гости пришел, давайте узнаем из загадки. Он носит вместо шапки |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу.
|
Приветствуют учителя. Дети отгадывают загадки.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность |
|||||
2.Актуализация знаний.
|
|||||||||
Повторение изученного ранее материала. |
-Сегодня мы предлагаю вам отправиться в занимательное путешествие по нашей Родине – Владимирскому краю. Но случилась беда, дорогу завалило камнями. Путешествуя по нашему краю, гномы наткнулись на препятствия и чтобы пройти дальше, нам нужно убрать камни. 1.Давайте назовем адрес нашего края: Слайд 4. Работа по карте: слайд 2.С какими областями она граничит? Назовите наших соседей. Слайд 5. Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в лесу. 3.Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Слайд 6. Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? 4. У косого нет берлоги, не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, а от голода - кора. Слайд 6. 5.На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. Слайд 6. 6.Какие животные попали в Красную книгу Владимирского края? (выхухоль, сапсан, черный аист), (потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе) 7.Какие реки протекают в области. Слайд 7. |
Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом. Выводит ответы с помощью проектора на экран.
|
Отвечают на вопросы: 1.Планета Земля, материк Евразия, природная зона смешанных лесов, восточноевропейская равнина 2.Ярославская, Ивановская, Нижегородская, Московская, Рязанская области. 3. Белка. 4. Заяц. 5. Волк. 6. Выхухоль, сапсан, черный аист. Этих животных занесли в Красную книгу потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе. 7. Клязьма, Ока, Шерна, Киржач, Пекша, Колокша, Нерль, Судогда, Уводь, Лух, Суворощь,Гусь, Унжа, Ушна, Дубна.
|
Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
|||||
3. Самоопределение к деятельности |
|||||||||
-Организовать постановку познавательной цели урока учащимися. Согласовать цель и тему урока.
|
Молодцы ребята, с первым заданием вы справились, а сейчас мы отравляемся в подземное путешествие, давайте закроем глаза. Спасибо друзья, вы помогли нам. Теперь мы сможем отправиться в путь дальше. Открывается карта Владимирской области. -Что вы видите на доске? Мы побывали на поверхности нашей земли, давайте отправимся в её глубины. Итак, ребята, в путь. Теперь мы с вами знаем все, что на поверхности нашей земли, а что же хранят её глубины? Послушайте сказку и скажите, какие |
|
Высказывают предположения Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отвечают на вопросы, формулируют свои.
|
Познавательные: формирование умения работать с информацией. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
|||||
Организовывает коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
|
|||||||||
|
природные богатства спорили в этой сказке и почему. Приложение 1.Слайд 8. Подумайте, о чём мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются? |
|
|
|
|||||
|
Какова тема нашего сегодняшнего урока? Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. Слайд 9. |
||||||||
|
|||||||||
4. Открытие нового знания |
|||||||||
1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока. 2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
-Откроем физическую карту России на с. 58-59 учебника. Рассмотрите условные обозначения полезных ископаемых. - Скажите, какое полезное ископаемое соответствует условным обозначениям на доске.
|
Организует беседу, помогает сделать вывод.
|
Называют полезное ископаемое и показывают условное обозначение на табличке, прикрепленной к доске. |
Познавательные : Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием; Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) Коммуникативные : Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
|
|||||
5. Практическая работа. |
|||||||||
|
Как называют людей, изучающих недра Земли и добывающих полезные ископаемые? Итак, мы с вами сегодня будем геологами. Наши гномы приготовили нам подарки, но для того чтобы они открылись нужно отгадать загадки. 1 группа. Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. Торф Слайд 10. 2 группа. Покрывают им дороги, Улицы в селеньях. А ещё он есть в цементе Сам он – удобрение. Известняк. Слайд 11. 3 группа. Не зря она варилась В доменной печи. На славу получились Ножницы, ключи… Руда. Слайд 12 Сегодня вы сами проведете очень серьезную исследовательскую работу. Давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых. Ваша задача - рассмотреть образцы полезных ископаемых, описать полезное ископаемое, заполнив таблицу, используя физическую карту, учебник, энциклопедию. Торф – с. 152-153. Железная руда – с.154 Известняк – с.157. Время на работу в группах 7 минут. Один ученик от группы представляет отчет о результатах исследования и прикрепляет на карту полезные ископаемые. Приложение 2.
|
Организует опрос учащихся |
Дети ведут сочетательный диалог с учителем. Отгадывают загадки.
|
Познавательные: -выполнение универ-сальных логических действий (сравнение, анализ, синтез)
Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.
|
|||||
6.Физкультминутка.
|
|||||||||
|
Мы выполним физкультминутку. Приложение 3. |
|
|
|
|||||
7. Первичное усвоение новых знаний( продолжение)
|
|||||||||
|
- Ребята, какая из групп хочет выступить первой?
|
Проверяет правильность выполнения задания.
|
Один ученик от группы представляет отчет о результатах исследования и прикрепляет на карту полезные ископаемые. |
Регулятивные : Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Познавательные : Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Выполняют учебное задание в соответствии с целью Предметные: Умение работать со словарями. Получение новых знаний по теме урока.
|
|||||
8.Итог урока. Домашняя работа.
|
|||||||||
Дать качественную оценку работы на уроке. |
- Давайте подведем итог нашей работы. - Что вам понравилось на уроке? - Какие знания вы открыли? -На все ли поставленные вопросы ответили? -Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? Ещё много полезного про ископаемые вы узнаете дома, прочитав текст на с. 149-159 учебника. А с помощью рабочей тетради закрепите знания, выполнив задания 2, 4 на с. 71, 73 . Уверенным в своих силах дома я предлагаю написать мини — сочинение «Каким полезным ископаемым я бы хотел быть». Слайд 13.
|
Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод.
|
Высказывания учеников.
|
Коммуникативные : Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; Умение формулировать точку зрения; Умение аргументиро-вать свою точку зрения. Познавательные: умение обобщать информацию
|
|||||
10.Рефлексия.
|
|||||||||
Дать эмоциональную оценку работы на уроке. |
Где могут пригодиться в жизни новые знания? Какие трудности возникли в работе? Что на уроке у вас хорошо получилось? Что показалось наиболее интересным? Давайте подведем итог нашей работы на уроке. А сейчас возьмите, пожалуйста, фигурки гномиков из конвертов и нарисуйте у них на лице такое выражение, какое у вас сейчас настроение, приклейте их на лист с надписью «Наше настроение». Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие по подземному краю, но настоящее путешествие у вас будет продолжаться всю жизнь. Ведь кто знает, куда занесет вас судьба, кем вы будете по профессии, но мне хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми. |
Организует диалог с учащимися. Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет. |
Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Оценка эмоционального состояния на занятии. Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. |
Личностные : Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: Умение выражать свои мысли Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные : уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |