Полезные навыки и экопривычки
О главление:
Цель исследования, стр. 3,
Задачи исследования, стр. 3,
Методы исследования, стр. 3,
Объект исследования, стр. 3,
Предмет исследования, стр. 3,
Актуальность, стр. 3,
Теоретическая значимость работы, стр. 3,
Практическая значимость работы, стр. 3,
Гипотеза исследования, стр. 4,
Введение, стр. 4,
Основная часть, стр. 4,
Ход исследования, стр. 5,
Тестирование, стр. 5,
Составление памятки (чек- листа), стр. 5,
Эксперимент по срокам разложения различных видов отходов, стр. 5,
Опыт по выращиванию саженцев кедра из семян, стр. 5,
Выводы по исследованию, стр. 5,
Подтверждение гипотезы, стр. 6,
Выход на новую проблему, стр. 6,
Продукт исследования, стр. 6,
Библиография, стр. 6,
Словарь терминов, стр. 7- 8,
Приложения, стр. 8,
Таблица №1,«Альтернатива одноразовым вещам», стр. 8,
Тест №1, «Экологическая культура и навыки», стр. 9- 14,
Диаграмма №1,«Результаты тестирования, исходный уровень», стр. 15,
Чек-лист №1, «Экопривычки на месяц», стр. 15- 16,
Чек-лист №2, для начинающих и для детей, на месяц, стр. 17,
Диаграмма №2, «Контрольное тестирование после 3 мес. пользования памяткой», стр. 18,
Фото №1, «Экспериментальный мусорный полигон», стр. 18- 19,
Таблица №2, «Экспериментальный мусорный полигон», стр. 19,
Справка №1, «Кедр сибирский», стр. 19,
Таблица №3, «Выращивание кедра», стр. 20,
Фото № 2, «Выращивание кедра», стр. 20,
Фото № 3, настольная игра «Экологический патруль», стр. 21,
Фото № 4, «Библиография», стр. 21.
Цель:повышение уровня экологической культуры населения.
Задачи:
1) составить памятку (чек- лист) полезных привычек1 на каждый день,
2) выяснить, на сколько моё окружение владеет экологическими навыками (тестированиеисходного уровня и повторно, через 3 месяца после начала пользования составленной памяткой),
3) провести эксперимент по срокам разложения различных видов отходов,
4) выяснить, трудно ли самостоятельно выращивать саженцы кедра из семян для озеленения.
Методы исследования:
1) теоретический:
анализ литературы, интернет -источников и статистических данных,
составление чек-листа (памятки) и словаря терминов.
2) практический:
тестирование,
наблюдение.
Объект исследования:экологическая культура населения.
Предмет исследования:экопривычки и навыки.
Актуальность:
«мусорный след»2 человечества катастрофически растёт с каждым днем,
вторичное использование, переработка, разумное потребление и повышение экологической грамотности населения необходимы.
Теоретическая значимость работы:
привлечение внимания к проблеме увеличения «мусорного следа» человека.
Практическая значимость работы:
приобретение полезных навыков и привычек.
Гипотеза исследования:предполагаю,используямногоразовую сумку-шоппер вместо пластиковых пакетов и экомешочкивместо полиэтиленовых фасовочных пакетов,сокращу «мусорный след» нашей семьи и сэкономлю семейный бюджет.
Введение:
20 минут - средняя продолжительность жизни пластикового пакета (дорога от магазина до дома)!
400 кг мусора в год производит в среднем каждый житель России.
Одноразовые пластиковыеизделия продолжают массово производиться.Вещи, которые мы используем только один раз, исчезают с лица Земли несколько столетий.
Основная часть.
В 2018 г. по Указу Президента РФ создана организация «Россия – страна возможностей». В ней 26 масштабных проектов, один из них «Экософия». Он направлен на развитие экологической культуры населения страны.
Пластик сделан из нефтегазового сырья и не обладает свойствами биохимического разложения. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует!
Попробуйте провести один день, не оставив после себя пластикового мусора, не выбросив ни одну вещь. Обязательно сделайте в этот день покупки в магазине. Вы поймете, что нас окружает множество привычных одноразовых вещей, которые мы отправляем в мусорное ведро, не замечая этого.
Привычка-то, что человек делает часто, регулярно, не задумываясь, автоматически.
Экопривычка- грамотное распределение ресурсов, которыми вы уже обладаете:
замена одноразовых предметов на многоразовые3(напр.сумки-шопперы, тканевые бахилы, т.д.),
сбережение ресурсов (напр. выключение водыво время чистки зубов, использование стиральной машины при полной загрузке барабана; энергосберегающие лампы),
сортировка отходов и их переработка (дать вторую жизнь),
4) разумное потребление (осо́знанные покупки).
Ход исследования.
Тестирование4.Выяснила, какие экологические навыки практикуют мои родственники и друзья. Опрошено 39 человек (возраст:от 9 до 72 лет, из них дети– 3чел, взрослые- 36 чел, мужчины- 9 чел, женщины- 27 чел ).5
Составление памятки (чек-листа)6для практикующих и новичков7. Выдала памятку, по которой 39 человек в течение 3 месяцев (01.06.23. по 31.08.23.) внедряли в жизнь полезные навыки.
Через 3 мес. провела контрольное тестирование уровняэкологической грамотности8.
Эксперимент по срокам разложения различных видов отходов. Изделия из бумаги,пластика, металла и латексапоместила в землю на глубину 50 см, оставила под открытым небом («экспериментальный полигон»)9. Через 3 мес. оценила результат.10
Опыт по выращиванию саженцев кедра11 из семян (озеленение).
Для выращивания использовала набор:
горшок объемом 0,5 л с грунтом (РН =6),
семена кедра сибирского, 5 шт,
перлит12 для стратификации13 семян как увлажнитель,
керамзит для дренажа.
В ходе опыта удалось вырастить три саженца кедра14. Опыт занял два года и продолжается по настоящее время15.
Выводы по исследованию:
Применение памятки в течение 3 месяцевпомогло привить полезные навыки и, таким образом, повысило уровень экологической грамотности в группе испытуемых.
Экспериментальный «мусорный полигон» показал длительность разложения всех видов отходов, исключая бумажные.
Озеленение «своими руками» выполнить вполне реально, это можно и нужно делать.
Мусор создаем мы, люди. Ресурсы планетыограничены. Ответственное потребление,сортировка отходов, охрана природных территорий, озеленение -важны действия каждого!
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась. Использование в течение 7мес. (с 30.05.23. понастоящее время) сумки- шоппера и экомешочков вместо полиэтиленовых пластиковых пакетов значительно уменьшило «мусорный след»нашей семьии сэкономило семейный бюджет минимум на 1500 руб.
Выход на новую проблему: изучить экомаркировку16 и коды переработки товаров17.
Продукт исследования:
чек-листы для детей и взрослых;
настольная игра «Экологический патруль»18.
Библиография19:
«Сохраним планету! Сократить, использовать повторно и переработать», авт. Liz Gogerly, изд. «The Watts Publishing Group», 2021 г.;
«История мусора. От древних отходов до переработки пластика», авт. Mirco Maselli, изд. «Editoriale Scienza S.r.l.,Firenze», 2019 г;
«Веселые эксперименты для детей», авт. Anita van Saan, изд. «ArsEdition», 2011 г.;
«Экологический букварь», авт. А. Грешневиков, изд. «ЭКОС- информ», 1995г.;
https://nationalprojects.ru, Национальные проекты России;
https://vk.com/ecosophy, проект «Экософия»;
https://vk.com/recyclemag, «Recycle - журнал об экологичном стиле жизни»;
https://vk.com/eco_sfera, «ЭкоСфера: экология + технология = жизнь»;
https://vk.com/ecologyschoolru, «Школа экологии | обучение по эко. Безопасности»;
https://vk.com/musora_bolshe_net, Экологическое движение «Мусора.Больше.Нет»;
https://vk.com/vyatkabezmusora, Экоцентр «Вятка без мусора».
Словарь используемых терминов:
Бытовые отходы - предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления.
Водосбережение/ Энергосбережение- экономия ресурсов- воды и электрической энергии.
Коды переработки- специальные знаки, обозначают из чего изготовлен предмет, помогают в сортировке перед отправкой на переработку.
Компостирование- способ разложения твердых органических отходов на «компост», который является хорошим удобрением для растений.
«Мусорный след человека» - все отходы, которые человек оставляет на протяжении своей жизни.
«Ноль отходовилиZero Waste»- сведение к минимальному количеству мусора за счет многоразового использования предметов и вещей.
Окружающая среда - обобщённое понятие, характеризующее природные условия местности и её экологическое состояние.
Органические отходы- это отходы биологическое происхождения (напр., пищевые отходы, остатки овощей и фруктов, яичная скорлупа, кофейная и чайная гуща, отходы кормов для домашних животных, увядшие растения, т.п.).
Перлит – горная порода, хорошо впитывает воду, не подвержен разложению, гниению, не токсичный, используется при стратификации семян как увлажнитель.
Разделение мусора (раздельный сбор)- сбор и сортировка мусора с учётом его происхождения и пригодности к вторичному использованию.
Разумное потребление- бережное отношение к любым ресурсам (давать вещам «вторую жизнь», отказ от импульсивных покупок, экономия воды/электричества, т.д.).
«Расхламление» (ревизия вещей)- освобождение пространства дома от предметов и вещей, которые уже не нужны (= продаю, обмениваю, дарю, перешиваю, сдаю в переработку).
Совместное пользование вещами/услугами (Шеринг)- от англ. share «делиться», поочерёдная аренда, позволяет быстро найти нужные вещи и услуги, значительно экономит ресурсы.
Стратификация семян (имитация зимы)- процесс выдержки семян во влажной среде, при пониженных температурах +3*, +5* для прерывания их покоя и стимуляции роста.
Эковолонтерство - добровольная и безвозмездная деятельность, направленная на решение экологических проблем.
Экологист - человек, который заботится о сохранности природы ради комфортного существования себя и будущих поколений.
Экологическое состояние - совокупность условий (состояния атмосферного воздуха, вод, почв, растительности и др.), определяемых воздействием человека и природных факторов.
Экология - наука, изучающая основные природные закономерности,взаимодействия живых и неживых организмов.
Экомаркировка- значки на товаре, ориентир для покупателей, которые помогают выбирать товары, безопасные не только для потребителя, но и природы (напр.переработка пластика).
Экопривычка- грамотное распределение ресурсов, которыми вы обладаете (напр., замена одноразовых предметов в своём быту на многоразовые: авоськи, шопперы, термокружки, сокращение применения пластика, сортировка отходов и дальнейшая их переработка, повторное использование/передача ненужных вещей, др.).
Экотранспорт - транспорт, который минимально влияет на окружающую среду и изменения климата (напр. электромобили, велосипеды, самокаты, др.).
Приложения
Таблица №1.«Альтернатива одноразовым вещам»
1 | Полиэтиленовые пластиковые пакеты | Сумки- шопперы, тканевые сумки, авоськи |
2 | Фасовочные пакеты | Экомешочки, «фруктовки» |
3 | Одноразовые стаканчики, бутылки | Многоразовые бутылочки, термокружки |
4 | Чай в пакетиках | Заваривать развесной листовой чай |
5 | Гелиевые, латексные,воздушные шары | Мыльные пузыри |
6 | Одноразовые бахилы | Тканевые многоразовые бахилы |
7 | Бумажные чеки | Электронные чеки |
Тест №1,«Экологическая культура и навыки»
Ваше отношение к вещам:
№ | вариант ответа | баллы |
1 | склонен к импульсивным покупкам | 0 |
2 | свободно покупаю новые вещи, делаю ревизию вещей дома, пристраиваю ненужные вещи: продаю, обмениваю, дарю, перешиваю, сдаю в переработку | 5 |
| | |
3 | тщательно продумываю покупку новых вещей, их функциональность, частоту использования, вещей, которыми я не пользуюсь, у меня практически нет, если они появляются, даю им “вторую жизнь” | 10 |
Совместное или поочередного использования товаров и услуг (аренда, обмен, безвозмездное временное пользование, дарение):
1 | книги (ненужные приношу в библиотеки, буккроссинг и др.) | 1 |
2 | автомобили (каршеринг, такси вместо личного автомобиля, поиск попутчиков) | 1 |
3 | инструменты (аренда, взаймы у соседей, найм специалиста со своими нструментами) | 1 |
4 | жильё (аренда) | 1 |
5 | ФудШеринг (бесплатно получить еду или, наоборот, поделитьсяизлишками) | 1 |
6 | КрафтШеринг (бесплатно отдать или забрать излишки материалов для творчества) | 1 |
7 | АптекаШеринг (отдать или забрать лекарства с действующим сроком годности) | 1 |
8 | БэбиШеринг (отдать или забрать детские игрушки и вещи) | 1 |
9 | Авито, Юла и подобные платформы (продать/купить) | 1 |
10 | никогда не использовал подобные сервисы | 0 |
Осознанное потребление, отношение к покупкам:
1 | покупаю все, что хочу и что мне нравится | 0 |
2 | покупаю только нужное, задумываюсь, нужна ли эта покупка, насколько она экологична, есть ли в ее составе вторсырье, можно ли сдать упаковку в переработку | 5 |
Экомаркировка, как Вы “читаете” этикетки?
1 | изучаю срок годности и состав, в экомаркировках не разбираюсь | 0 |
2 | обращаю внимание на экомаркировку, уверенно знаю 2- 3 основных маркировки (напр., “Листок жизни”, органик-стандарт ГОСТ 33980-2016 РФ и др.), учитываю при покупках | 5 |
3 | знаю основные экомаркировки, ориентируюсь на них при покупках/ использую мобильное приложение для подтверждения экомаркировок на товарах | 10 |
«Зелёная» уборка: является ли для Вас определяющим наличие экологических характеристик средств бытовой химии при их выборе?
1 | выбираю, не ориентируясь на экомаркировки и упаковку, не знаю их обозначения и не интересуюсь экосредствами | 0 |
2 | использую средства бытовой химии частично экологичные и натуральные, стремлюсь покупать их без упаковки, на развес или на разлив в свою тару | 5 |
3 | все средства для уборки у меня натуральные и среди них отсутствуют те, без которых можно обойтись (кондиционер, ополаскиватель, ароматизатор и др.), покупаю экосредства без упаковки, на развес или на разлив в свою тару или только в перерабатываемой упаковке | 10 |
Гардероб. Экологичная одежда, обувь, аксессуары - те, что произведены из натуральных/переработанных материалов, также к ним относятся б/у вещи.
1 | покупаю вещи для своего гардероба, не задумываясь об их экологичности, главное стоимость, бренд, мода | 0 |
2 | предпочитаю одежду и обувь из натуральных материалов /покупаю одежду и обувь редко /захожу в секонд-хенды, обмениваюсь с друзьями /перешиваю вещи /продаю свою б/у одежду/ дарю | 5 |
3 | в гардеробе только качественные нужные вещи с сертификатами, из натуральных, органических или переработанных материалов | 10 |
Экологичные продукты питания (с авторитетными эко/органик- маркировками, натуральными составами, без вредных добавок, местного производства, в перерабатываемой упаковке). Как Вы выбираете продукты?
1 | не понимаю, как и зачем отличать экопродукты от обычных | 0 |
2 | иногда выбираю натуральные продукты, стремлюсь покупать их без упаковки, на развес или на разлив в свою/обменную тару | 5 |
3 | более 80% моих продуктов натуральные/ органические/фермерские, покупаю их без упаковки, на развес или на разлив в свою/обменную тару | 10 |
8. Домашние питомцы:
1 | не обращаю внимание на экологичность жизни своих питомцев | 0 |
2 | для собачьих отходов на улице использую бумажные кулечки, для кошек - натуральный наполнитель в лотке дома и т.д. | 4 |
3 | использую бумажные кулечки, натуральный наполнитель и корма, в перерабатываемой упаковке, аксессуары из натуральных, переработанных материалов, повторного использования) и др. | 6 |
4 | у меня нет домашних животных | 0 |
9. Ремонт с использованием экологичных отделочных материалов, с авторитетными эко/органик- маркировками, натуральными составами.
1 | не обращаю внимание на экологичность отделочных материалов | 0 |
2 | по возможности использую/буду использовать экологичные отделочные материалы | 5 |
3 | использую/буду использовать только экологичные отделочные материалы | 10 |
10. Раздельный сбор отходов. Отметьте виды отходов, которые Вы сдаете в переработку, повторно используете и те, которые у вас не образуются.
1 | макулатура (картон, бумага) | 1 |
2 | металл и жесть (консервные банки, жестяные крышки и др.) | 1 |
3 | алюминий (алюминиевые банки, фольга и др.) | 1 |
4 | стекло (бутылки, банки, флаконы из-под парфюма и лекарств) | 1 |
5 | пластик | 1 |
6 | Tetra Pak и аналоги (коробки из-под молока, соков) | 1 |
7 | кассовые чеки (=термобумага, покрытая бисфенолом, загрязнит всю партию переработанной бумаги= не макулатура!) | 1 |
8 | пищевые отходы | 1 |
9 | одежда | 1 |
10 | обувь | 1 |
11 | батарейки | 1 |
12 | не сортирую отходы и не сдаю в переработку | 0 |
11.Многоразовые альтернативы - замена одноразового. Отметьте всё то, что вы применяете.
1 | использую термокружки, термосы, многоразовые бутылки для воды и напитков вместо одноразовых пластиковых бутылок и упаковок Tetra Pak | 1 |
2 | регулярно покупаю напитки в свою тару | 1 |
3 | предпочитаю термокружки, многоразовые кружки одноразовым пластиковым или бумажным | 1 |
4 | использую тканевые сумки-шопперы, сумки-сетки (авоськи) вместо пластиковых пакетов или использую пластиковый пакет многократно | 1 |
5 | использую для покупки овощей/фруктов многоразовые мешочки, вместо одноразовых фасовочных пакетов | 1 |
6 | при заказе готовой еды указываю, что лишние одноразовые столовые приборы, палочки для суши, салфетки не нужны | 1 |
7 | предпочитаю многоразовые контейнеры одноразовым при покупках на развес или разлив | 1 |
8 | стремлюсь покупать продукты, моющие средства без упаковки, на развес/разлив в свою/обменную тару | 1 |
9 | не использую пищевую пластиковую пленку | 1 |
10 | отказываюсь от пластиковых трубочек для напитков или использую многоразовые трубочки | 1 |
11 | завариваю листовой чай, вместо использования чайных пакетиков | 1 |
12 | не использую многоразовые альтернативы | 0 |
12. Энергосбережение.
1 | учет потребления электричества (электросчетчики) | 1 |
2 | энергосберегающее светодиодное освещение | 1 |
3 | настольные лампы вместо верхнего освещения, по возможности | 1 |
4 | максимально естественное освещение от окон | 1 |
5 | утепление в доме окон и дверей | 1 |
6 | выключение электричества, когда оно не нужно | 1 |
7 | выключение электроприборов из розетки, когда они не используются | 1 |
8 | стирка при полной загрузке барабана, при низких температурах | 1 |
9 | не держу дверцу холодильника долго открытой | 1 |
10 | отказался от использования телевизора | 1 |
11 | отказываюсь или снижаю использование кондиционера | 1 |
12 | отказываюсь от избыточных электроприборов (микроволновки, тостера, пароварки, др.) | 1 |
13 | регулярно, напр., 1 день в неделю провожу без гаджетов (телевизора, смартфона и др.) | 1 |
14 | использую летний душ на даче (нагревание солнцем воды в бочке) | 1 |
15 | никакие технологии не использую, вопрос потребления электроэнергии меня не беспокоит | 0 |
13. Водосбережение.
1 | учёт потребления воды (водосчетчики) | 1 |
2 | быстрый душ (до 5 мин.) | 1 |
3 | ванна не более 1 раза в месяц / нет ванны | 1 |
4 | стирка при полной загрузке барабана, при низких температурах | 1 |
5 | эксплуатация посудомойки при полной загрузке | 1 |
6 | бачок унитаза с двумя режимами слива | 1 |
7 | повторное использование воды (напр., после мытья фруктов - для полива цветов) | 1 |
8 | использование дождевой или талой воды дома/на даче | 1 |
9 | никакие технологии не использую, вопрос потребления воды меня не беспокоит | 0 |
14. Городской транспорт, передвижение.
1 | использую личный автомобиль + хожу пешком | 0 |
2 | использую личный автомобиль + общественный транспорт + хожу пешком | 1 |
3 | пользуюсь общественным транспортом + хожу пешком | 2 |
4 | перемещаюсь на самокате/велосипеде/скейте и др | 3 |
5 | хожу везде пешком | 4 |
15. Ваше отношение к экологичности домашних праздников.
1 | не обращаю внимание на экологичность праздников | 0 |
2 | без воздушных шариков, без одноразовойпосуды, со снижением количества мусора и раздельным сбором отходов | 5 |
3 | не посещаю/не провожу подобные мероприятия | 0 |
16. Ваше отношении к эковолонтёрству и экоактивизму.
1 | не участвую в эковолонтёрских проектах, не имею экопривычек, не стремлюсь стать экоактивистом и эковолонтером | 0 |
2 | знаю 1- 2 экопроекта и иногда их поддерживаю делом, временем или деньгами | 5 |
3 | участвую в волонтерских экопроектах (напр., акции по раздельному сбору, сортировке «добрых крышечек», уборках мусора, посадках деревьев, строительстве экотроп, и др.) /являюсь экотренером, экоблогером, основателем/участником/сотрудником экопроекта, экоорганизации | 10 |
Результаты теста:
0-45 баллов- Новичок
Вы только на пути к экологичной жизни, заботе об окружающей среде. Поздравляем! Самый главный шаг сделан. Не останавливайтесь, продолжайте применять экопривычки и постепенно добавляйте новые. Прочтите вдохновляющие экокниги (напр., Яна Потрекий “Zero Waste: осознанное потребление без фанатизма”, смотрите экофильмы, напр., “2040: Будущее ждёт”, 2019, режиссёр и сценарист Дэймон Гамо (Австралия), присоединяйтесь к экопроектам, найдите единомышленников и тогда ваш путь будет интереснее и быстрее.
46- 80 баллов - Умеренный экологист
Вы уже не новичок в экотеме. Практикуете раздельный сбор, кассирам все сложнее вручить Вам пакет в магазине. Вы наверняка уже пробовали «кофе в свою кружку» в кофейнях, постепенно включается экомышление. Еще есть место для роста Ваших знаний и навыков в эконапрвлении. Вперед!
81- 120 баллов - Опытный экологист
Хороший результат! Спасибо за Вашу осознанность. Вы вносите свой значимый вклад в реальные изменения в обществе. Продолжайте совершенствовать свои навыки и углубляйте свой интерес к экологичному образу жизни.
121- 142 баллов - Продвинутый экологист
Браво! Отличный результат. Вы многое знаете, умеете. Можете смело передавать сои знания друзьям и коллегам, вдохновлять личным примером. Как вам идея просвещать людей через соц.сети, присоединиться или основать свой экопрект, стать эковолонтёром?
143 балла- Экологист – «магистр»
Позвольте пожать Вам руку. Благодарность Вам от Планеты и человечества. Вы реализуете почти все экопривычки и технологии, взяли высокую планку и справляетесь с ней. Может быть это ваше призвание? Как вам идея просвещать людей через соц.сети, присоединиться или основать свой экопрект, стать эковолонтёром?
Диаграмма №1, «Результаты тестирования, исходный уровень»
Чек-лист №1, «Экопривычки на месяц»
Чек-лист №2
Диаграмма №2,«Контрольное тестированиепосле 3 мес.пользования памяткой»
Фото № 1,«Экспериментальный мусорный полигон»
31.05.2023 г.
наблюдения через 3 месяца, 31.08.23 г.
Таблица №2,«Экспериментальный мусорный полигон»
№ | Вид отходов | Результат через 3 месяца |
1 | Бумага (бумажный пакет, стаканчик, картон) | Разложение бумажных отходов на 80% |
2 | Изделия из пластика (полиэтиленовые пакеты, пластиковая бутылка, пластиковая трубочка, одноразовая посуда - стаканчик, чашка, пластмассовый стержень) | Без видимых следов разложения |
3 | Алюминиевая фольга (металл) | Без видимых следов разложения |
4 | Изделия из латекса (перчатка и шар) | Без видимых следов разложения |
Справка №1,«Кедр сибирский»
Кедр сибирский достигает высоты 40 м, продолжительность жизни 500-600 лет (до 800 лет!).Имеет отличие от сосны- у кедра хвоинки в пучках по 5 шт, у сосны- по 2 шт.Саженцы кедра высаживают группой из 3-4 деревьев (для перекрёстного опыления) на расстоянии 8 -15 м друг от друга.Обычно кедры сажают по краям участка срасчетом, что тень будет падать на дом, баню, стоянку машины и т.п. Подходят и солнечное место, и тень, и полутень, кедр вырастет и займет свой верхний ярус.Расстояние саженца от строений и фундамента -2м, во избежание угрозы дому-фундаменту корневой системой.
Таблица №3,«Выращивание кедра»
Этап | Ход работы |
1 | Замочила 5 семян в емкость с водой комнатной температуры на 3 дня, ежедневно меняла воду (для размягчения скорлупы и удаления смолы). |
2 | Стратификация (имитация зимы). В пакет с перлитом добавила воду до полного впитывания. Семена поместила в пакет с влажным перлитом и поместила в холодильник (+2,+4*) на 2 мес. |
3 | По истечении 2 мес. внесла семена во влажный грунт на глубину 1 см. |
4 | Поливала 3 раза в неделю. |
5 | Наблюдала первые всходы через 29 дней.Ростки дали три орешка из пяти. |
6 | В течение первого года жизни саженцы росли дома. |
7 | Закаливала годовалые саженцы перед высадкой в открытый грунт, выносила на улицу по 15 мин. на протяжении 3 дней. |
8 | Перед высадкой в открытый грунт оставила саженцы на улице на ночь (для снижения стресса и улучшении адаптации к уличным условиям). |
9 | Высадила саженцы в открытый грунт. |
10 | Продолжаю наблюдать за ростом саженцев. |
Фото № 2,«Выращивание кедра»
Фото № 3,настольная игра «Экологический патруль»
Фото № 4, «Библиография»
1См. словарь терминов, стр. 8,
2 См. словарь терминов, стр. 7
3См. таблица №1, «Альтернатива одноразовым вещам», стр. 8
4См. тест № 1, «Экологическая культура и навыки», стр. 9,
5 См. результаты в диаграмме №1, «Исходное тестирование», стр. 15,
6 См. чек-лист №1, «Экопривычки на месяц», стр. 15,
7См. чек-лист №2, «Экопривычки для начинающих и для детей на месяц», стр. 17,
8 См. диаграмму № 2,«Контрольное тестирование через 3 мес.», стр. 18,
9 См. фото №1, «Экспериментальный мусорный полигон», стр. 18,
10 См. таблицу №2, «Экспериментальный мусорный полигон», стр. 19,
11 См. справку №1, «Кедр сибирский», стр. 19,
12 См. словарь терминов, стр. 7,
13 См. словарь терминов, стр. 7,
14 См. таблицу №3, «Выращивание кедра», стр. 20,
15 См. фото №2, «Выращивание кедра», стр. 20
16 См. словарь терминов, стр. 8,
17 См. словарь терминов, стр.7,
18 См. фото № 3, настольная игра «Экологический патруль», стр. 21,
19 См. фото № 4, «Библиография», стр. 21
19
Ирина Владимировна Казарцева