Открытый урок по истории в 11 классе на тему «Политический кризис 1993 года»

1
0
Материал опубликован 18 September 2023

МКОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа»





Открытый урок

по истории

11 класс



«Политический кризис 1993 г.»



провел



Карелкин Александр Вячеславович,



первая квалификационная категория





Цели урока:

образовательные:

- сформировать представление о причинах, развитии и последствиях конституционно-политического кризиса 1993 г.;

-определить значение Конституции РФ;

-способствовать осмыслению учащимися первых итогов и последствий её функционирования;

- сформировать представление об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;


развивающие: - .развивать навыки работы с первоисточниками: анализировать, сравнивать, делать выводы;

- вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.


воспитывающие: - воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Задачи урока:

-Формирование собственного взгляда обучаемого на данную историческую проблему;

-освоение и развитие мыслительных умений : определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения.

-Овладение начальными навыками ораторского умения и искусством доказательной полемики.

Тип урока:комбинированный (смешанный) урок

Форма урока: Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые

Материалы дополнительные:

Раздаточный материал с историческими документами, карточки, видеофильм «Хроника событий 3-4 октября 1993 г. в Москве», «Конституции РФ», результаты референдума от 12 декабря 1993 г, результаты выборов в Государственную Думу 1993 г.


ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Подготовительная работа:


Памятка для подготовки к дискуссии:

- четко уяснить тему обсуждения;

- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;

- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации;

- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.


Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу


Важнейшие события:

поляризация политических сил в начале 1990-х гг.; усиление оппозиции; переход к открытому противостоянию президента и Верховного Совета; возрождение Коммунистической партии; провал попыток достичь компромисса между ветвями власти; апрельский референдум 1993 г.; события 21 сентября – 4 октября 1993 г. в Москве; принятие новой Конституции РФ на референдуме; парламентские выборы 1993 г. и их итоги.

Ключевые понятия и названия:

Верховный Совет, Белый Дом, импичмент; Федеральное Собрание; Совет Федерации; Государственная Дума; партия «Выбор России»; Либерально-демократическая партия России (ЛДПР); партия «Яблоко», кворум, референдум, вооруженный конфликт.

Основные даты:

1993, сентябрь – октябрь – противостояние сторонников президента и Верховного Совета, вылившееся в вооруженное столкновение в Москве.

1993, 12 декабря – принятие новой Конституции РФ.


Персоналии:


Александр Владимирович Руцкой; Руслан Имранович Хасбулатов; Борис Николаевич Ельцин; Геннадий Андреевич Зюганов; Владимир Вольфович Жириновский.



Ход урока.

1.Организационный этап.

1.Добрый день, девочки!

Сегодня у нас состоится открытый урок.

В истории нашей страны происходило множество событий, которые имеют неоднозначную оценку.

и монгольское иго, и отношение к правлению Ивана Грозного, Смуте, революции 1917 года. Но есть неоднозначные события и в недавней истории. Которые мы с Вами изучали на прошлых уроках

Напомните

правление Михаила Сергеевича Горбачева и развал Советского союза. И сегодня мы поговорим о одном из таких событий


Давайте посмотрим на девиз нашего урока и в конце урока Вы скажете Соответствует ли этот девиз нашему уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Карточки.

Проверочная беседа по вопросам:

Событие

Дата

Госуда́рственный комите́т по чрезвыча́йному положе́нию в СССР (ГКЧП)

с 18 по 21 августа 1991 года.

Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы. Во главе правительства Ельцин встает сам, а первым заместителем убежденного рыночника Е. Т. Гайдара.

6 ноября 1991

постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

19 декабря 1991

либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

январь 1992

Указ о свободе торговли.

29 января 1992

постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».

11 июня 1992 


Ассоциативный ряд

Ваучеры - это слово было знакомо в начале 1990 годов всем жителям России, не видели у своих родителей ваучер, как с ними поступили в Ваших семьях?

Как Ваши родители потратили ваучеры

Посмотрите на экране.


Давайте вспомним "Основные политические силы в 1992 году"

Составляется таблица «Основные политические силы в 1992 г.» на доске


Выдвинулась целая плеяда людей из того времени в сегодняшнюю жизнь


3.Целеполагание, постановка проблемы

 Способ Видеозарисовка

Давайте вернемся к началу 1990 годов.

Показ видео Номер 1

О чем можно сказать по этому видео?

Политический кризис 1993 года.

Сегодня мы с Вами вспомним События почти 25-летний давности.

Какие перед нами, по вашему мнению стоят задачи, на данном уроке?

Говорят девочки:

Что мы должны представлять причины, развитие и последствия конституционно-политического кризиса 1993 г.;

- сформировать представление об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;


Проблемная ситуация или проблемный вопрос.

А так как у нас конфликт.

Давайте подумаем какой вопрос можно поставить ?

"Кто прав?"


4-6. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление

Говорит учитель

Итак мы вспомнили что происходило перед 1993 годом в стране

Давайте теперь поговорим о политическом кризисе 1993 года

Вы видите перед собой портреты участников событий Презентация.

Объясните кто эти люди. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы 18-19.

Учитель: Историографы датируют начало конфликта 9 декабря 1992-го года, когда съезд народных депутатов в очередной раз не утвердил Егора Гайдара премьер-министром.

Цитаты о причинах конфликта,подготовленные обучающимися.


Прием персонификация.


Дискуссия о политическом кризисе 1993 г. между обучающимися

Запись терминов на доске и в тетрадь.

Работа с документами(указ и постановление), ответы на вопросы, подготовка к ЕГЭ.


Объяснения учителя.


Самостоятельная работа: Работа со статьями Конституции РФ.

Проработайте статьи Конституции РФ № 94, 95,105, 110,114, 118, 80 и заполните таблицу:


п/п

Название ветвей власти.

Органы власти

Функции органов власти.



















Работа с учебником

Прочитать пункт 4 параграфа 52 и составьте таблицу по результатам выборов.

Название партии

Лидер партии

Процент















7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка усвоенного материала

Самопроверка

1 вариант

1. В сентябре 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о роспуске

1) Государственной Думы
2) Совета Федерации
3) Государственного совета
4) Верховного Совета

2. Генерал А.В. Руцкой в период конфликта законодательной и исполнительной властей в 1993 г. занимал пост

1) вице-президента
2) председателя правительства
3) министра обороны
4) министра внутренних дел

3. Что было результатом конфликта между Президентом РФ и Верховным Советом РФ в октябре 1993 г.?

1) отставка правительства В.С. Черномырдина
2) создание ГКЧП
3) штурм Белого дома в Москве
4) перевыборы Президента и Верховного Совета

4. Прочтите отрывок из указа Президента РФ и определите год его принятия.

«Постановляю:
1. Прервать осуществление законодательной, распорядитель­ной и контрольной функций Съездом народных депутатов Россий­ской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации…
2. Конституционной комиссии и Конституционному совеща­нию представить к 12 декабря… единый согласованный проект Конституции Российской Федерации…»

1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1995 г.
4) 1998 г.

Вариант 1

Ключ: 14,21,33,42

2 вариант

1. Какое из перечисленных событий относится к октябрю 1993 г.?

1) финансовый кризис в России — «дефолт»
2) подписание Беловежских соглашений, зафиксировавших распад СССР
3) первые выборы Президента РФ
4) вооруженные столкновения сторонников Президента и Верховного Совета

2. Появление какого государственного органа связано с принятием Конституции РФ?

1) Съезда народных депутатов
2) Федерального Собрания
3) Всероссийского центрального исполнительного комитета
4) Верховного Совета

3. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.?

1) создание партии «Единая Россия»
2) первые выборы в Государственную Думу РФ
3) первые выборы Президента России
4) созыв I Съезда народных депутатов

4. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, к какому году он относится.

«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С.А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить рабо­ту Верховного Совета, объявить новые выборы и провести рефе­рендум по Конституции».

1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1995 г.
4) 1998 г.


Вариант 2

Ключ:14,22,32,43

Взаимопроверка

Таблица 4. Политическая борьба в России в 1992-1993 гг.

Дата

Событие

Результаты и последствия

29 марта 1993 года

Провал попытки импичмента Президенту , которую предпринял Съезд народных депутатов РСФСР.

Обострение конфликта между сторонниками президента и его противниками.

25 апреля 1993г.

Референдум о доверии Президенту и его политике.

Большинство Россиян выразило доверие президенту и его социально-экономической политике.

1 сентября 1993 года

Отстранение от исполнения обязанностей вице-президента.

временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента , который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства.

21 сентября 1993г.

Указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Указ вызвал противодействие, во главе которого встали и .

Ночь с 21 на 22 сентября 1993г.

Открытый конфликт сторонников Президента и Верховного Совета РФ.

Вице-президент Руцкой заявил о принятии полномочий президента. Здание Верховного Совета (Белый дом) стало центром сопротивления президенту , который в ультимативной форме потребовал покинуть здание до 4 октября. и призвали своих сторонников к штурму мэрии и Останкинского телецентра. В ответ объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в город войска.

3 октября 1993г.

Столкновения около мэрии Москвы и здания телецентра в Останкино

У здания мэрии последовали выстрелы милиции по демонстрантам (были ранены несколько демонстрантов, убито два сотрудника милиции). Указ о введение чрезвычайного положения в Москве.

4 октября 1993г.

Обстрел Дома Советов в Москве.

Арест организаторов борьбы против сторонников президента .

12 декабря 1993г.

Выборы Федерального Собрания и референдум по проекту новой Конституции России.

Заложены основы современной российской государственности.

28 апреля 1994г.

Подготовка договора об общественном согласии.

Участники октябрьских событий 1993г. были освобождены из-под стражи, но договор не был подписан.



Прием "мозговой штурм"

Были ли иные пути преодоления противостояния?

Да, наверное были.

1)Был мирный путь. Если бы и с одной стороны, и с другой было бы желание договориться.

2)Можно было бы захватить власть более жестко.

3) власть могли захватить военные(путч военных)



8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



Прочитать параграф 52 вопросы к §, письменно выполнить задание № 2 на стр. 353.

Дифференцированное задание
На карточках
Сделать диаграмму по результатам выборов
или
написать эссе по периоду декабрь 1992- декабрь 1993 года




9.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать оценку собственной работе ( приём « паучок»)


t1695059833aa.gif













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации