12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карелкин Александр Вячеславович9

МКОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа»





Открытый урок

по истории

11 класс



«Политический кризис 1993 г.»



провел



Карелкин Александр Вячеславович,



первая квалификационная категория





Цели урока:

образовательные:

- сформировать представление о причинах, развитии и последствиях конституционно-политического кризиса 1993 г.;

-определить значение Конституции РФ;

-способствовать осмыслению учащимися первых итогов и последствий её функционирования;

- сформировать представление об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;


развивающие: - .развивать навыки работы с первоисточниками: анализировать, сравнивать, делать выводы;

- вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.


воспитывающие: - воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Задачи урока:

-Формирование собственного взгляда обучаемого на данную историческую проблему;

-освоение и развитие мыслительных умений : определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения.

-Овладение начальными навыками ораторского умения и искусством доказательной полемики.

Тип урока:комбинированный (смешанный) урок

Форма урока: Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые

Материалы дополнительные:

Раздаточный материал с историческими документами, карточки, видеофильм «Хроника событий 3-4 октября 1993 г. в Москве», «Конституции РФ», результаты референдума от 12 декабря 1993 г, результаты выборов в Государственную Думу 1993 г.


ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Подготовительная работа:


Памятка для подготовки к дискуссии:

- четко уяснить тему обсуждения;

- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;

- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации;

- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.


Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу


Важнейшие события:

поляризация политических сил в начале 1990-х гг.; усиление оппозиции; переход к открытому противостоянию президента и Верховного Совета; возрождение Коммунистической партии; провал попыток достичь компромисса между ветвями власти; апрельский референдум 1993 г.; события 21 сентября – 4 октября 1993 г. в Москве; принятие новой Конституции РФ на референдуме; парламентские выборы 1993 г. и их итоги.

Ключевые понятия и названия:

Верховный Совет, Белый Дом, импичмент; Федеральное Собрание; Совет Федерации; Государственная Дума; партия «Выбор России»; Либерально-демократическая партия России (ЛДПР); партия «Яблоко», кворум, референдум, вооруженный конфликт.

Основные даты:

1993, сентябрь – октябрь – противостояние сторонников президента и Верховного Совета, вылившееся в вооруженное столкновение в Москве.

1993, 12 декабря – принятие новой Конституции РФ.


Персоналии:


Александр Владимирович Руцкой; Руслан Имранович Хасбулатов; Борис Николаевич Ельцин; Геннадий Андреевич Зюганов; Владимир Вольфович Жириновский.



Ход урока.

1.Организационный этап.

1.Добрый день, девочки!

Сегодня у нас состоится открытый урок.

В истории нашей страны происходило множество событий, которые имеют неоднозначную оценку.

и монгольское иго, и отношение к правлению Ивана Грозного, Смуте, революции 1917 года. Но есть неоднозначные события и в недавней истории. Которые мы с Вами изучали на прошлых уроках

Напомните

правление Михаила Сергеевича Горбачева и развал Советского союза. И сегодня мы поговорим о одном из таких событий


Давайте посмотрим на девиз нашего урока и в конце урока Вы скажете Соответствует ли этот девиз нашему уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Карточки.

Проверочная беседа по вопросам:

Событие

Дата

Госуда́рственный комите́т по чрезвыча́йному положе́нию в СССР (ГКЧП)

с 18 по 21 августа 1991 года.

Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы. Во главе правительства Ельцин встает сам, а первым заместителем убежденного рыночника Е. Т. Гайдара.

6 ноября 1991

постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

19 декабря 1991

либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

январь 1992

Указ о свободе торговли.

29 января 1992

постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».

11 июня 1992 


Ассоциативный ряд

Ваучеры - это слово было знакомо в начале 1990 годов всем жителям России, не видели у своих родителей ваучер, как с ними поступили в Ваших семьях?

Как Ваши родители потратили ваучеры

Посмотрите на экране.


Давайте вспомним "Основные политические силы в 1992 году"

Составляется таблица «Основные политические силы в 1992 г.» на доске


Выдвинулась целая плеяда людей из того времени в сегодняшнюю жизнь


3.Целеполагание, постановка проблемы

 Способ Видеозарисовка

Давайте вернемся к началу 1990 годов.

Показ видео Номер 1

О чем можно сказать по этому видео?

Политический кризис 1993 года.

Сегодня мы с Вами вспомним События почти 25-летний давности.

Какие перед нами, по вашему мнению стоят задачи, на данном уроке?

Говорят девочки:

Что мы должны представлять причины, развитие и последствия конституционно-политического кризиса 1993 г.;

- сформировать представление об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;


Проблемная ситуация или проблемный вопрос.

А так как у нас конфликт.

Давайте подумаем какой вопрос можно поставить ?

"Кто прав?"


4-6. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление

Говорит учитель

Итак мы вспомнили что происходило перед 1993 годом в стране

Давайте теперь поговорим о политическом кризисе 1993 года

Вы видите перед собой портреты участников событий Презентация.

Объясните кто эти люди. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы 18-19.

Учитель: Историографы датируют начало конфликта 9 декабря 1992-го года, когда съезд народных депутатов в очередной раз не утвердил Егора Гайдара премьер-министром.

Цитаты о причинах конфликта,подготовленные обучающимися.


Прием персонификация.


Дискуссия о политическом кризисе 1993 г. между обучающимися

Запись терминов на доске и в тетрадь.

Работа с документами(указ и постановление), ответы на вопросы, подготовка к ЕГЭ.


Объяснения учителя.


Самостоятельная работа: Работа со статьями Конституции РФ.

Проработайте статьи Конституции РФ № 94, 95,105, 110,114, 118, 80 и заполните таблицу:


п/п

Название ветвей власти.

Органы власти

Функции органов власти.



















Работа с учебником

Прочитать пункт 4 параграфа 52 и составьте таблицу по результатам выборов.

Название партии

Лидер партии

Процент















7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка усвоенного материала

Самопроверка

1 вариант

1. В сентябре 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о роспуске

1) Государственной Думы
2) Совета Федерации
3) Государственного совета
4) Верховного Совета

2. Генерал А.В. Руцкой в период конфликта законодательной и исполнительной властей в 1993 г. занимал пост

1) вице-президента
2) председателя правительства
3) министра обороны
4) министра внутренних дел

3. Что было результатом конфликта между Президентом РФ и Верховным Советом РФ в октябре 1993 г.?

1) отставка правительства В.С. Черномырдина
2) создание ГКЧП
3) штурм Белого дома в Москве
4) перевыборы Президента и Верховного Совета

4. Прочтите отрывок из указа Президента РФ и определите год его принятия.

«Постановляю:
1. Прервать осуществление законодательной, распорядитель­ной и контрольной функций Съездом народных депутатов Россий­ской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации…
2. Конституционной комиссии и Конституционному совеща­нию представить к 12 декабря… единый согласованный проект Конституции Российской Федерации…»

1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1995 г.
4) 1998 г.

Вариант 1

Ключ: 14,21,33,42

2 вариант

1. Какое из перечисленных событий относится к октябрю 1993 г.?

1) финансовый кризис в России — «дефолт»
2) подписание Беловежских соглашений, зафиксировавших распад СССР
3) первые выборы Президента РФ
4) вооруженные столкновения сторонников Президента и Верховного Совета

2. Появление какого государственного органа связано с принятием Конституции РФ?

1) Съезда народных депутатов
2) Федерального Собрания
3) Всероссийского центрального исполнительного комитета
4) Верховного Совета

3. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.?

1) создание партии «Единая Россия»
2) первые выборы в Государственную Думу РФ
3) первые выборы Президента России
4) созыв I Съезда народных депутатов

4. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, к какому году он относится.

«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С.А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить рабо­ту Верховного Совета, объявить новые выборы и провести рефе­рендум по Конституции».

1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1995 г.
4) 1998 г.


Вариант 2

Ключ:14,22,32,43

Взаимопроверка

Таблица 4. Политическая борьба в России в 1992-1993 гг.

Дата

Событие

Результаты и последствия

29 марта 1993 года

Провал попытки импичмента Президенту , которую предпринял Съезд народных депутатов РСФСР.

Обострение конфликта между сторонниками президента и его противниками.

25 апреля 1993г.

Референдум о доверии Президенту и его политике.

Большинство Россиян выразило доверие президенту и его социально-экономической политике.

1 сентября 1993 года

Отстранение от исполнения обязанностей вице-президента.

временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента , который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства.

21 сентября 1993г.

Указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Указ вызвал противодействие, во главе которого встали и .

Ночь с 21 на 22 сентября 1993г.

Открытый конфликт сторонников Президента и Верховного Совета РФ.

Вице-президент Руцкой заявил о принятии полномочий президента. Здание Верховного Совета (Белый дом) стало центром сопротивления президенту , который в ультимативной форме потребовал покинуть здание до 4 октября. и призвали своих сторонников к штурму мэрии и Останкинского телецентра. В ответ объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в город войска.

3 октября 1993г.

Столкновения около мэрии Москвы и здания телецентра в Останкино

У здания мэрии последовали выстрелы милиции по демонстрантам (были ранены несколько демонстрантов, убито два сотрудника милиции). Указ о введение чрезвычайного положения в Москве.

4 октября 1993г.

Обстрел Дома Советов в Москве.

Арест организаторов борьбы против сторонников президента .

12 декабря 1993г.

Выборы Федерального Собрания и референдум по проекту новой Конституции России.

Заложены основы современной российской государственности.

28 апреля 1994г.

Подготовка договора об общественном согласии.

Участники октябрьских событий 1993г. были освобождены из-под стражи, но договор не был подписан.



Прием "мозговой штурм"

Были ли иные пути преодоления противостояния?

Да, наверное были.

1)Был мирный путь. Если бы и с одной стороны, и с другой было бы желание договориться.

2)Можно было бы захватить власть более жестко.

3) власть могли захватить военные(путч военных)



8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



Прочитать параграф 52 вопросы к §, письменно выполнить задание № 2 на стр. 353.

Дифференцированное задание
На карточках
Сделать диаграмму по результатам выборов
или
написать эссе по периоду декабрь 1992- декабрь 1993 года




9.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать оценку собственной работе ( приём « паучок»)


t1695059833aa.gif













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.