Спортивно – оздоровительный туризм как средство формировании ориентации на здоровый образ жизни у подростков
Пояснительная записка к презентации
Слайд 1
Спортивно – оздоровительный туризм как средство формировании ориентации на здоровый образ жизни у подростков.
Спортивно-оздоровительный туризм – это педагогическое средство гармоничного развития подростков, реализуемое в форме отдыха и в общественно-полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие: экскурсия, прогулка, поход, экспедиция, слёты.
Слайд 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр краеведения и туризма» г. Мичуринска активно занимается спортивно-оздоровительным туризмом, с 2018 года является опорной площадкой по водному туризму и краеведению, на базе центра реализуются 10 программ туристско-краеведческой направленности с охватом детей от 6 до 16 лет. Регулярно ведётся экскурсионная, работа и в 2019 году запущен проект «Школа экскурсоводов».
Слайд 3
В течении года проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия муниципального уровня для учащихся образовательных учреждений города, внедряются новые виды соревнований ( такие как I Мичуринская Регата и I Мичуринский Рогейн).
Слайд 4
Рогейн это для многих новое необычное слово, впервые мы столкнулись с ним, побывав в 2019 году на всероссийском туристском слёте педагогов, и не только столкнулись, но и поучаствовали в данном виде соревнований. Рогейн – командный вид соревнований, близкий к приключенческим гонкам. Участникам соревнований за контрольное время необходимо набрать максимальную сумму очков, присуждаемых за посещение и выполнение заданий на контрольных пунктах, установленных на местности и обозначенных на карте. Команде на старте выдается карта местности с указанием обязательных контрольных пунктов и контрольных пунктов по выбору, обозначенных тремя цветами: красные, фиолетовые и синие. Красные этапы – туристско-спортивные этапы, фиолетовые – творческие этапы, синие – этапы-сюрпризы. Каждому контрольному пункту даётся уникальное обозначение (номер) – двухзначное число, которое указывается на карте и на оборудовании контрольного пункта, где первая цифра это номер этапа а следующая цифра это максимальная стоимость этапа. Побеждает в Соревнованиях команда, набравшая наибольшее количество баллов и выполнившая задания обязательных этапов. В случае превышения контрольного времени, команда получает штрафные баллы.
Слайд 5
Ещё одним из новых видов спортивно-оздоровительного туризма в нашем городе стала 1 Мичуринская Регата, местом проведения Регаты стал участок реки Лесной Воронеж. Регата представляет собой одновременный старт двух экипажей на двухместных байдарках. Линия старта и линия разворота помечается буйками, общий участок дистанции составляет 250 метров, разворот участников Регаты происходит на середине дистанции.
Финиш фиксируется в момент пересечения финишной линии корпусом первого гребца экипажа. Общее подведение итогов производится в соответствии с лучшим временем прохождения дистанции.
Слайд 6
Воспитанники центра не однократные участники и призёры региональных, зональных соревнований, туристских слётов учащихся по программе «Школа безопасности».
Спортивно – оздоровительный туризм приобрёл огромную популярность и феноменом этого движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий .
Слайд 7
В центре активно ведутся действия по организации и проведению походов. Так как именно в туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Туристы учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие спортивно-оздоровительным туризмом вырабатывает у подростка сознательную дисциплину, настойчивость, самодеятельность, инициативу, трудолюбие, взаимопомощь и, особенно применительно к данному возрасту, стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Во время туристских слетов, соревнований и походов формируется способность соответствовать требованиям и изменениям повседневной жизни, адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях и сохранять высокий уровень мыслительной деятельности.
Слайд 8
Педагоги Центра активно ведут работу по пропаганде здорового образа жизни, привлекая детей к занятиям туризмом, вовлекая их в походы различной степени сложности . По данным мониторинга за 2019 год на базе Центра в период 2018-19 учебного года было организовано и проведено 52 похода, в которых было задействовано более 600 человек детей , это на 16 % больше по сравнению с предыдущим периодом.
Слайд 9
Из вышеизложенного вытекает вывод, что спортивно-оздоровительный туризм благодаря своему характеру, большому образовательно-воспитательному потенциалу, значительным возможностям формирования положительных эмоций, удовлетворения стремления подростков к передвижению, романтике, риску является одним из оптимальных средств формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
Спасибо за внимание!