Положение о методической работе в МБОУ ВСШ № 27
Шадрина Е.В. (методист МБОУ ВСШ № 27)
о методической работе в МБОУ ВСШ № 27
- Общие положения
Положение о методической работе в МБОУ ВСШ № 27 (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, Устава МБОУ ВСШ № 27 и должностных инструкций педагогических работников.
Цели и задачи методической работыЦелью методической работы является повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителей для обеспечения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Задачи методической работы:
оперативно реагировать на запросы учителей по их насущным педагогическим проблемам;
вооружить педагогов наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности школьников;
мотивировать педагогических работников к потребности в профессиональном развитии, совершенствовании и повышению эффективности и результативности их профессиональной деятельности;
создать условия для освоения педагогическими работниками школы новых положений педагогической науки и образовательных технологий, а также непрерывного профессионального роста педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства, проектах в сфере образования и педагогических сообществах;
поддерживать педагогов при создании ими собственных методических разработок, адаптации и модификации традиционных методик, индивидуальных образовательных технологий и программ;
организовать рефлексивную деятельность учителей в ходе анализа их педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений;
анализировать и обобщать индивидуальные педагогические достижения и способы их получения, обобщать опыт групп учителей, работающих по одной проблеме;
пополнить информационный банк данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег;
создать внутришкольную систему повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников школы.
- Организация методической работы в школе
Структура методической работы включает в себя методический совет; 3 методических объединения (методическое объединение учителей предметов естественно-математического цикла, методическое объединение учителей предметов общественно-научного и гуманитарного цикла и методическое объединение классных руководителей); творческие группы педагогов (команды), постоянно действующие семинары «Школа педагогического мастерства», «Особенности анализа и обобщения деятельности педагога» и методический кабинет.
В состав методического совета входят директор школы; заместители директора по учебно- воспитательной работе; методисты и руководители методических объединений.
Методическое объединение педагогов создается на основании решения методического совета из числа педагогов, работающих по одному направлению или по одному циклу предметов, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство.
Творческие группы (команды) создаются для решения той или иной проблемы (затруднения) педагогов. Группа создается на добровольной основе на срок от одной недели до нескольких лет. Координирует работу избираемый из ее членов лидер (ответственный за работу проблемной группы).
Постоянно действующий семинар «Школа педагогического мастерства» создан с целью повышения профессионального мастерства педагогов по определенной проблеме или тематике.
Постоянно действующий семинар «Особенности анализа и обобщения деятельности педагога» создан с целью организации рефлексивной деятельности педагогов в ходе анализа их педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
На базе методического кабинета проводится научно-методическая работа по выявлению образовательных потребностей педагогов, созданию условий для их реализации в системе повышения квалификации и их переподготовке; осуществляется методическое сопровождение деятельности педагогов и классных руководителей.
Методический советМетодический совет создается решением администрации школы и утверждается приказом по школе. Методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно- педагогических формирований школы.
Методический совет (МС) является главным подразделением методической службы школы, профессиональным коллективным органом, объединяющим руководителей методических объединений и руководителей временных творческих групп и на добровольной основе педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе, руководствуясь определенными концептуальными положениями, подходами, идеями.
МС призван координировать деятельность различных служб школы, творческих педагогов, классных руководителей, направленную на развитие методического обеспечения образовательного и воспитательного процессов, инновационной деятельности школы.
МС является главным консультативным органом школы по вопросам методического обеспечения образовательного процесса.
Руководство МС осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
МС строит свою деятельность в соответствии со стратегическими документами школы и с данным положением.
Основные задачи методического совета:
вырабатывать, рассматривать, оценивать стратегически важные предложения по развитию школы, отдельных его участков, по методическому обеспечению образовательных процессов, в том числе инновационных;
определять инновационную образовательную политику в школе; ориентировать школьное сообщество в системе ценностей;
вырабатывать и согласовывать подходы к организации, осуществлению и оценке инновационной деятельности в школе (поиск и освоение новшеств, организация опытно- экспериментальной, инновационной, исследовательской деятельности, разработка и апробация авторских учебных программ, новых педагогических технологий и т.д.)
Основные направления деятельности МС
Основными направлениями деятельности МС являются научно-методическая, учебно- методическая и диагностическая деятельность.
Научно-методическая деятельность МС:
организация разработки, экспертизы стратегических документов школы (программ развития, образовательной программы, рабочих программ);
внесение предложений по изменению, совершенствованию состава, структуры и деятельности методической службы, участие в их реализации; координация связей с другими образовательными учреждениями с целью профориентации учащихся;
организация (своими силами или с приглашением квалифицированных специалистов) консультирования педагогов по проблемам: инновационной деятельности, профессионального самосовершенствования;
осуществление общего руководства разработкой нового программно-методического обеспечения образовательных процессов;
обеспечение реализации программы развития школы, образовательной программы школы через организацию методической работы;
совершенствование содержания образования, внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс и анализ эффективности их использования;
определение целесообразности, качества и необходимости внедрения новых образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.
Учебно-методическая деятельность МС:
организация целенаправленной работы по развитию профессионального мастерства педагогов, по анализу опыта их педагогической деятельности;
внесение предложений по стимулированию и оценке инновационной деятельности педагогов, в том числе в ходе аттестации;
организация изучения профессиональных интересов, личностных потребностей и затруднений учителей;
участие в подготовке и проведении методических семинаров разного уровня;
изучение эффективности организации методической работы в школе.
Диагностическая деятельность МС:
анализ, координация хода и результатов нововведений, имеющих значимые последствия для развития школы в целом;
анализ состояния и результативности работы методической службы;
осуществление общего контроля качества выполнения учителями методической работы на базе школы;
совместно с администрацией и общественно-педагогическими формированиями школы участие в разработке и осуществлении экспертизы материалов для проведения профессиональных конкурсов;
оценивание деятельности методических объединений и временных творческих групп.
Права МС
Научно-методический совет имеет право:
самостоятельно выбирать формы и методы работы с педагогическим коллективом;
планировать работу, исходя из плана методической работы школы и педагогической целесообразности;
участвовать в работе Педагогического совета;
разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной, воспитательной и методической работы школы;
принимать участие в обсуждении вопросов деятельности школы на заседаниях методического совета.
Организация работы
МС составляет годовой план методической работы.
Периодичность заседаний МС определяется его членами, исходя из необходимости (как правило, не реже одного раза в четверть).
В своей деятельности методический совет подотчетен педагогическому коллективу школы, несет ответственность за принятые решения и обеспечение их реализации.
5.Методическое объединение педагогов
5.1. Методическое объединение педагогов создается на основании решения методического совета из числа педагогов, работающих по одному направлению или по одному циклу предметов, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство.
Список школьных методических объединений и их руководителей утверждается приказом директора на текущий учебный год.
5.2.Методическое объединение педагогов решает следующие задачи:
изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
обеспечение преемственности педагогической деятельности в отношении содержания образования, применяемых педагогических технологий, внеклассной и внеурочной деятельности;
выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету;
отбор содержания и составление рабочих программ, программ (курсов) внеурочной деятельности;
проведение анализа состояния преподавания учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
разработка тематических диагностических контрольных работ и срезов;
организация и проведение предметных недель, научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов;
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
проведение отчётов о профессиональном самообразовании учителей;
организация внеклассной и внеурочной работы по предмету с обучающимися.
5.3.Деятельность методического объединения организуется на основе планирования, исходя из плана методической работы образовательной организации. При планировании учитываются индивидуальные планы профессионального образования учителей. План работы рассматривается на заседании методического объединения и утверждается директором образовательной организации.
5.4. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний методического объединения, декады открытых уроков или внеклассных мероприятий. В конце учебного года анализируется работа МО.
5.5. Методическое объединение учителей имеет право вносить предложения руководству образовательной организации по распределению учебной нагрузки при тарификации, проведении занятий по внеурочной деятельности. Методическое объединение учителей имеет право вносить предложения в содержание методической деятельности образовательной организации.
5.6. Обязанности членов методического объединения:
каждый педагог должен иметь собственную программу профессионального образования и самодиагностики (самообразование);
обязан участвовать в заседаниях МО, педагогических советах, практических семинарах и мастер-классах;
стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
знать тенденции развития методики преподавания предмета;
владеть основами самодиагностики педагогической деятельности.
6.Творческая (проблемная) группа педагогов
6.1.Творческая (проблемная) группа учителей создается (при необходимости) на добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к решению определенных педагогических и методических задач, что способствует повышению качества образования и создает условия для самореализации и самоактуализации педагога.
Результатом работы творческой (проблемной) группы является создание педагогического продукта творческой деятельности, методического продукта.
В состав творческой (проблемной) группы могут входить от трех и более человек. Руководитель творческой (проблемной) группы назначается из числа педагогов-членов творческой группы, обладающих организационными способностями, методами организации групповой работы.
6.2.Задачи творческой (проблемной) группы учителей-предметников:
разработка новых моделей организации образовательного процесса в соответствии с задачами реформы школы;
создание условий для личностного развития членов группы, их самореализации;
формирование навыков педагогической рефлексии.
6.3.Направление и содержание деятельности:
поиск и систематизация прогрессивных идей, способствующих модернизации методики обучения и воспитания;
изучение, апробация и внедрение новых образовательных технологий, методик, приемов педагогической техники;
работа по реализации школьных программ;
изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по выбранной теме;
проверка эффективности творческих идей на практике;
пропаганда наработанных идей через различные виды мероприятий и издательскую деятельность.
6.4.Организация работы
Создание творческой (проблемной) группы закрепляется приказом директора ОО.
Группа имеет план работы, в котором прописана тема и цель работы творческой (проблемной) группы.
Каждый член творческой (проблемной) группы реализует рекомендации в своей практической деятельности и отчитывается о полученных результатах. В результате работы творческой (проблемной) группы создаются педагогические разработки, рекомендации, дидактические материалы – педагогические продукты творческого характера, которые пропагандируются среди педагогов школы, района.
Контроль за деятельностью творческой (проблемной) группы осуществляет методический совет школы.
6.5.Документация творческой (проблемной) группы:
приказ о создании творческой (проблемной) группы;
план работы творческой (проблемной) группы;
разработки педагогов-членов творческой (проблемной) группы;
отчет о работе творческой (проблемной) группы.
7.Постоянно действующие семинары «Школа педагогического мастерства» и «Особенности анализа и обобщения деятельности педагога»7.1.Школьные постоянно действующие семинары (ПДС) входят в состав методической службы школы.
Цель создания ПДС – повышение профессионального мастерства педагогов по определенной проблеме или тематике.
Деятельность ПДС регламентируется нормативно-правовыми актами в области методической работы и настоящим Положением.
7.2.Содержание деятельности ПДС:
ознакомление педагогов с нормативно-правовыми и методическими документами, соответствующими тематике данного постоянно действующего семинара;
изучение теоретических материалов, раскрывающих тему, изучаемую на семинаре;
повышение профессиональной квалификации педагогов по изучаемой проблеме;
содействие развитию творческих способностей и инициативы педагогов.
7.3.Руководителем постоянно действующего семинара может быть педагог первой или высшей квалификационной категории.
Слушателями семинара являются учителя, а также желающие повысить свою квалификацию по предложенной тематике.
Для участия в семинаре могут быть приглашены специалисты управления образования и других учебных заведений.
На заседаниях семинара заслушиваются обзорные лекции, доклады и краткие сообщения участников семинара по отдельным темам.
8.Методический кабинет8.1.Методический кабинет является методическим центром образовательного пространства школы. На базе методического кабинета проводится методическая работа по выявлению образовательных потребностей педагогов, созданию условий для их реализации в системе повышения квалификации и их переподготовке.
Работу методического кабинета осуществляет школьный методический совет.
Содержание работы методического кабинета
Определяются направления повышения квалификации педагогических работников через систему курсовой подготовки кадров:
проводится сверка данных о педагогических кадрах;
ведется учет сроков повышения квалификации;
планируется повышение квалификации педагогических кадров через систему курсовой подготовки и переподготовки кадров.
Формируется банк аналитических материалов и нормативных документов:
материалы деятельности методического совета;
информационно-методическое обеспечение (нормативные документы, инструктивно- методические письма и рекомендации, целевые программы);
периодическая печать (газеты, методические журналы, тематические подборки материалов периодической печати);
литература в помощь учителю по самообразованию (по вопросам воспитания, методики преподавания, педагогическим технологиям, управлению);
банк данных о публикациях педагогов.
На базе методического кабинета:
обеспечивается оперативная методическая помощь педагогам по проблемам профессиональной деятельности, организации образовательного процесса, методической работы;
организуется методическая поддержка педагогам в инновационной деятельности, в разработке учебных программ;
организуется опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность педагогов;
разрабатываются методические пособия и апробируются авторские учебные программы, учебники, новые педагогические технологии и др.;
оказывается помощь педагогам в подготовке к аттестации;
проводятся совещания, занятия творческих групп и др.;
выявляются образцы актуального педагогического опыта и организуется их освоение;
проводятся занятия педагогических творческих мастерских и мастер-классов;
проводятся тематические педагогические выставки;
осуществляется освоение компьютерных технологий и разрабатываются перспективы их использования в учебном процессе.
Материально-техническое оснащение методического кабинета Папки, содержащие:
образовательные программы;
нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», инструкции, инструктивно-методические письма и др.;
материалы планово-прогностической деятельности: комплексно-целевая программа развития школы, план методической работы, план работы методического совета, планы работы МО, планы предметных декад и др.;
информационно-аналитические материалы: информационные, аналитические справки, справки по методической работе и др.;
кадровый состав школы (банк данных);
положение об организации методической работы в школе, о проведении конкурсов и др.;
работа с молодыми специалистами (банк данных, сведения о профессиональных потребностях, направления работы с молодыми учителями);
издательская деятельность: статьи, сборники, учебно-методическая литература (методические пособия, разработки уроков, дидактический материал, наглядные пособия и др.);
учебно-методическое обеспечение: образовательные стандарты, программы по предметам, авторские программы.
9.Участники методической работы, их компетенции и обязанности9.1.Основными участниками методической работы школы являются:
учителя;
классные руководители;
руководители творческих групп (команд);
руководители методических объединений;
методисты;
администрация школы (директор, заместитель директора по УВР).
9.2.Компетенция участников методической работы:
9.2.1.Учителя, классные руководители:
участвуют в работе своих команд и в выборах их лидеров;
обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
разрабатывают методические рекомендации, программы, технологии, приемы и способы работы с обучающимися;
работают по собственным методикам, технологиям, программам;
участвуют в методической работе школы, района, города.
9.2.2.Руководители творческих групп (команд) и «школы профессионального мастерства»:
организуют, планируют деятельность;
обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности;
организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки.
9.2.3.Руководители методических объединений и методисты:
организуют и проводят предметные декады, предметные олимпиады, конкурсы, смотры, научные конференции;
анализируют деятельность методического объединения, методического совета, готовят проекты решений для заседаний педагогического совета;
анализируют состояние учебно-методической и воспитательной работы в учреждении и разрабатывают предложения по повышению его эффективности;
принимают участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждения;
оказывают помощь педагогическим работникам учреждения в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности учреждения, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по учебным дисциплинам и курсам внеурочной деятельности;
организуют разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно- методической документации и пособий по учебным дисциплинам, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.;
анализируют и обобщают результаты экспериментальной работы учреждения;
обобщают и принимают меры по распространению наиболее результативного опыта педагогических работников;
организуют и координируют работу педагогических работников, оказывает им консультативную и практическую помощь по соответствующим направлениям деятельности;
организуют и разрабатывают необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т. д.;
готовят методические рекомендации для педагогов школы;
руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
участвуют в разработке перспективных планов издания учебных пособий, методических материалов.
9.2.4.Администрация школы:
координирует и контролирует эффективность деятельности методического совета;
материально и морально стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.
9.3.Обязанности участников научно-методической работы9.3.1.Учителя и классные руководители обязаны:
проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
систематически посещать занятия учителей;
анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения;
оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;
пополнять информационный банк данных (составление диагностических заданий, методических текстов и пр.).
9.3.2.Члены методического совета, методических объединений и творческих групп (команд) обязаны:
стимулировать самообразование педагогов;
организовывать деятельность педагогов в различных формах (индивидуальных, групповых и т. д.);
разрабатывать планы работы и графики проведения различных мероприятий (открытые уроки, семинары, конференции, предметные декады);
анализировать свою деятельность;
проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения;
обобщать опыт работы педагогов школы.
9.3.3.Администрация школы обязана:
создавать благоприятные условия для работы учительских объединений, обеспечивая их работу необходимым учебно-методическим комплексом;
оказывать всестороннюю помощь членам методического совета, методических объединений и проблемным командам;
содействовать тиражированию учебно-методических материалов.
10.ДокументацияМетодическая работа в школе оформляется (фиксируется) в формах:
протоколов заседания методического совета; методических объединений, отчетов о работе МО и методической работе
конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;
письменных материалов (отражающих деятельность учителя, творческих групп (команд) по анализу и самоанализу педагогической деятельности);
рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;
обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;
информации с районных, городских методических семинаров;
дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов, обучающихся, проблемных групп и т. д.).
8