Положение о портфолио дошкольника
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок»
Утверждено на Координационном совете
инновационного муниципального образовательного центра
(протокол №2 от 28.05.2012)
.
ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио дошкольника
1. Общие положения
1.1.Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог — ребенок — родитель»; метод
оценивания реальных достижений дошкольника;
Портфолио - это своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;
Портфолио - это коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;
Портфолио - это инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребёнок.
1.2. Портфолио дошкольника является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и др.
1.3. Портфолио дошкольника дополняет традиционные диагностические методики.
1.4.Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов образования и коммуникацию между его участниками, поскольку различные варианты портфолио служат связующим звеном между ДОУ и начальной школой, школьными ступенями и учебными заведениями, профессиональными сообществами.
2.Цель и задачи портфолио дошкольника
2.1.Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2.Задачи:
создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
поощрять его активность и самостоятельность;
формировать навыки учебной деятельности;
содействовать индивидуализации образования дошкольника;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
3. Порядок формирования портфолио дошкольника
3.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио дошкольника – 1-2 года (средняя, подготовительная группы ДОУ).
3.3. Работа дошкольников с портфолио сопровождается с помощью взрослых: воспитателей, родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет дошкольникам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
3.4. Ответственность за организацию формирования портфолио дошкольника и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на педагога группы предшкольной подготовки и старшего воспитателя ДОУ.
Дошкольник:
самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
самостоятельно оценивает свои результаты;
самостоятельно вступает в контакт с экспертами - консультантами;
сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений.
Воспитатель:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого –
сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
является организатором деятельности в данном направлении; организует
выставки, презентации портфолио, информирует дошкольников о конкурсах и др.;
способствует вовлечению дошкольников в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие воспитанников;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в
рамках своих полномочий и детского коллектива современного метода
оценивания портфолио;
ведет дневник наблюдений, фиксирует наблюдения по внедрению в
образовательный процесс метода портфолио;
готовит аналитические справки с рекомендациями по совершенствованию системы портфолио;
отвечает за объективность и достоверность сведений, заносимых в портфолио.
Родители:
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль исполнения портфолио.
Старший воспитатель:
является ответственным лицом за внедрение в педагогическую практику
современного оценивания - портфолио;
разрабатывает нормативную документацию, отслеживает результаты деятельности в данном направлении, оформляет итоговую документацию;
информирует членов педагогического коллектива о результатах деятельности, осуществляет просветительскую деятельность;
осуществляет контроль внедрения в образовательный процесс портфолио;
консультирует педагогов по вопросам внедрения портфолио в образовательный процесс;
организует проведение выставок и презентаций портфолио.
3.5. Портфолио дошкольника хранится в ДОУ в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
3.6. При выпуске ребенка из ДОУ ему вручается портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу по усмотрению родителей (законных представителей).
4. Структура, содержание и оформление портфолио дошкольника
4.1. Портфолио достижений дошкольника - документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами. Портфолио состоит из следующих блоков:
4.1.1.1 блок:Титульный лист
Фамилия, имя , отчество, полное название образовательного учреждения.
Титульный лист оформляется педагогом, родителем (законным представителем) совместно с ребенком.
4.1.2.2 блок: Мой мир
информация обо мне
моя семья
мои друзья
мои увлечения
мой детский сад
мои кружки, секции, муз. школа
моё участие в мероприятиях
«портфолио выходного дня» (фотографии, коллажи, сопровождаемые подписями и комментариями, подборки открыток, буклетов, программок с мероприятий, проведённых совместно с родителями (выставка, театр, зоопарк, цирк, музей, поход, поездка и тд. )
4.1.3.3 блок: Моя учёба (образовательная деятельность)
4.1.4.4 блок: Копилка моих достижений
перечень сертифицированных документов
оригиналы или копии наград
4.1.5.5 блок: Копилка творческих работ
перечень представленных работ
оригиналы или фотографии представленных работ
Дошкольники и воспитатели имеют право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность и значимость.
4.2. С целью отслеживания процесса преодоления детьми затруднений в портфолио помещаются работы дошкольников с повторяющимися заданиями, которые выполнены одним и тем же ребенком в разные периоды предшкольной подготовки.
4.3. Материалы для портфолио дошкольника собираются педагогами ДОУ совместно с детьми и их родителями (законными представителями) по результатам информационно-разъяснительной работы с ними.
4.4. Портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким. Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком.
4.5. Дошкольник принимает активное участие в выборе красочной и нарядной папки для своего портфолио.
4.6. Разделы портфолио дошкольника необходимо систематически пополнять.
5.Срок действия
Срок действия данного положения неограниченный, до вступления в силу нового положения.