Положение об оценочных процедурах учебных предметов история и обществознание (включая экономику и право) для учащихся 5-11 классов

1
0
Материал опубликован 22 January





РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей истории и обществознания

_____________________








Положение об оценочных процедурах


учебные предметы история и обществознание

(включая экономику и право)

для учащихся 5-11 классов






Составитель Мамедова Татьяна Ивановна

Учитель высшей категории, руководитель ШМО













2023-2024 уч.год.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(включая экономику и право)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.Оценивание по истории, обществоведению осуществляет учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.

2.Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя, а также могут ознакомиться с порядком оценивания по предмету в классном кабинете.

3.При оценивании учитываются:

сложность материала;

самостоятельность и творческий характер применения знаний;

уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

аккуратность выполнения письменных работ;

наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

особенности развития учащегося.

4.Оценивание результатов обучения включает:

текущее оценивание в течение учебного года предусматривает:

устные ответы по темам,

тематические работы,

ученические презентации.

промежуточное оценивание по четвертям или полугодиям проводится в форме:

контрольной работы, контрольного теста, проекта.

итоговое оценивание – это проведение итоговой контрольной работы.


Предметные результаты освоения Программы с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.

В предметах история и обществознание, планируемые результаты группируются по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематических и промежуточных проверок.

Таблица 1


Виды оценивания

Объекты оценивания

Тематическое

Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения (если не указаны

в федеральной образовательной программе основного общего образования (ФОП ООО), определяются учителем самостоятельно на основе программы

и тематического планирования)

Промежуточное

Планируемые результаты изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных универсальных учебных действий, например: работа с информацией, смысловое чтение, финансовая грамотность и др. (указаны

во ФГОС ООО и ФОП ООО)

Итоговое

Планируемые результаты освоения курса данного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного

изучения курса)


Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в т.ч. метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности.

Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.

Перечень форм текущего и промежуточного оценивания


Форма оценивания

Описание

Ведение тетради

Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося соблюдать единый орфографический режим, правильность выполнения письменных работ, соответствие их объема и содержания требованиям

Доклад

Форма контроля, позволяющая оценить навыки публичного  развернутого выступления обучающегося по определенному вопросу, основанного на самостоятельно привлеченной, структурированной и обобщенной им информации в том числе в виде презентации

Домашнее задание

Форма контроля, при которой проверяется и оценивается умение обучающегося самостоятельно выполнять задания на закрепление и углубление знаний, навыков и умений, полученных на уроке

Исследовательская работа

Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося проводить исследование для расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей, обобщения и обоснования информации

Контрольная работа

Один из видов контроля, нацелена на оценку достижения каждым учащимся или группой учащихся требований к предметным и/или метапредметным результатам обучения в соответствии с ФГОС и ФОП при освоении образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, модуля образовательной программы.

Конспект

Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала (статьи, доклада, книги, лекции и др.)

Конференция

Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося публично представлять свои проектные или исследовательские работы, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Опрос

Форма контроля, позволяющая оценить в устной или письменной форме умение обучающегося формулировать высказывание по отдельному вопросу темы, предмета за определенный отрезок времени

Олимпиада

Форма контроля, позволяющая оценить способности обучающегося к решению творческих задач

Пересказ

Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося устно излагать прочитанный/прослушанный текст (правильность передачи основного содержания текста, последовательность и полнота развития сюжета, выразительность при характеристике образом)

Письменный ответ

Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося построить развернутое письменное высказывание по предложенному вопросу или на заданную тему. Основными критериями оценки при этом являются полнота. аргументированность, связность, и последовательность изложения.

Проект

Форма контроля, позволяющая оценить навыки проектной деятельности обучающегося, направленной на создание итогового продукта

Работа с картой

Форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося распознавать объекты на карте, извлекать из карты и ее легенды необходимую информацию

Творческая работа

Форма контроля, позволяющая оценить проект творческой деятельности обучающегося

Терминологический диктант

Форма контроля, позволяющая оценить уровень владения обучающимся терминологическим аппаратом предмета

Тест

Форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний обучающегося, состоящая из системы тестовых заданий/вопросов

Устный ответ

Форма контроля, позволяющая оценить индивидуальные особенности усвоения обучающимся учебного материала и проверить умение строить связное, логически последовательное сообщение на заданную тему или поставленный вопрос

Эссе

Форма контроля, позволяющая оценить небольшой прозаически текст, выражая собственную точку зрения о каком-либо предмете, теме, проблеме, тексте

Действия с обществоведческими и историческими понятиями

корректное использование понятий, терминов, соответствующих изучаемому разделу, теме урока;

раскрытие смысла термина/понятия

с выделением ведущих признаков;

Действия с источниками социальной информации

использование информации из различных источников

для подтверждения собственной точки зрения, положений учебного текста;

выбор источников для освещения указанного вопроса, темы;

представление информации

в различных знаковых системах (составление таблицы, диаграммы, графика и пр.);

объяснение надежности источника социальной информации;

отсутствие фактических ошибок при использовании источников

социальной информации

Использование примеров

отбор примеров из различных источников и собственного социального опыта для иллюстрации общественных явлений;

конкретизация положений общественных наук различными примерами;

использование развернутых примеров при выполнении познавательных заданий в соответствии с требованиями задания;

сравнение объектов в использованных примерах;

отсутствие фактических ошибок

в примерах

Аргументация, объяснение сформулированных положений, выводов

приведение аргументов/объяснений с использованием существенных признаков социальных объектов, явлений, процессов;

самостоятельный выбор аргументов/объяснений для решения обществоведческой задачи;

формулирование выводов

с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

объяснение взаимосвязей социальных объектов, явлений процессов;

отсутствие логических ошибок при формулировании аргументов/

объяснений


Перечень форм контроля по учебным предметам история и обществознание

Предмет

Формы контроля

История

Ведение тетради, доклад, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, проект, работа с картой, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ.

Обществознание

Ведение тетради, виртуальный практикум, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, эссе.



Критерии выставления отметок по разным видам работы в зависимости от формы контроля

На уроках истории и обществознания по Положению Лицея – интерната «Подмосковный» применяется система пятибалльная (1-5);

Шкала пятибалльной системы оценивания:

«отлично»- отметка«5»;

«хорошо»- отметка«4»;

«удовлетворительно»-отметка«3»;

«неудовлетворительно»-отметка«2»;

«результат отсутствует»-отметка«1».

При выставлении отметок учителями истории и обществознания Лицея - интерната "Подмосковный" реализуется уровневый принцип, когда отметка выставляется согласно фактическому уровню освоения обучающимися учебного материала.

Распределение отметок по уровням:

«отлично» - отметка «5» (за выполнение заданий высокого уровня сложности);

«хорошо» - отметка «4» (за выполнение заданий повышенного уровня сложности);

«удовлетворительно» - отметка «3» (за выполнение заданий базового уровня);

«неудовлетворительно» - отметка «2» (за фактическое невыполнение заданий, а лишь попытки приступить к их выполнению);

«результат отсутствует» - отметка «1» (за полное отсутствие выполненных заданий).

К высокому уровню сложности относятся задания, требующие от обучающегося творческих решений и самостоятельной постановки учебной задач.

Критерии выставления отметок по видам контроля.

Форма

контроля

Критерии выставления отметки

Отметка




Ведение тетради


Соблюдение единого орфографического режима и правильности выполнения письменных работ на

85-100%

65-84%

50-64%





«5»

«4»

«3»







Доклад



















Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы - 3 балла

Логичность:

последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов - 3 балла

Концептуальность изложения:

рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение - 3 балла

Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение,

биологической терминологией - 3 балла

Итого :12 баллов

12 баллов

9-11 баллов

5 - 8 баллов

















«5»

«4»

«3»


Домашнее

задание










К оцениванию подлежит домашняя работа, требующая не репродуктивное воспроизведение знаний (сочинение, доклад, реферат, исследовательская работа, экспериментальная работа, эссе , читательский дневник, работа с картой, проектная работа).

При оценивании применяются критерии вышеупомянутых форм контроля и в электронном журнале указывается конкретная форма контроля без указания домашняя работа.

Домашняя работа репродуктивного характера оценивается качественно в виде комментариев к уроку.



Исследовательская работа

Учащийся демонстрирует умение ставить перед собой цель исследования, выделять его объект и предмет, формулировать гипотезу, подбирает теоретический материал для получения дополнительных знаний в данной области, подбирает инструментарий, создаёт установку для проведения эксперимента, снимает, обрабатывает и визуализирует полученные результаты, делает выводы, которые в том числе, показывают подтверждение или опровержение гипотезы.

Учащийся с недочетами выполнят требования на оценку «5» или допускает неточности при обработке, или делает неполный вывод.

Учащийся затрудняется с формулировками, изучает недостаточный объём материала, проводит мало экспериментов, что не позволяет сделать вывод из работы.

Учащийся не приступил к изучению теории и, следовательно, не выполнил экспериментальную часть, несмотря на формулировку гипотезы работы.

«5»








«4»




«3»



«2»


Конспект

Высокий уровень

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание проблематики произведения и обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.

Повышенный уровень

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает 1-2 фактические неточности.

Базовый уровень

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает более двух фактических неточностей .

Пониженный уровень

Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно, не знает проблематики произведения.

«5»











«4»









«3»






«2»


Конференция

Получение призового места на конференции муниципального, регионального, федерального уровня.

«5»


Для внутришкольной конференции: Работа выполнена согласно всем критериям оценки на конференции, доклад работы без использования печатного текста, соблюден временной регламент, на вопросы жюри даны точные и понятные ответы.

Работа выполнена согласно критериям оценки на конференции, доклад работы с использованием печатного текста, не соблюдён временной регламент, вопросы жюри вызвали затруднения.

Работа выполнена с частичным соблюдением критериев, доклад с использованием печатного или иного вспомогательного ресурса, временные рамки не соблюдены, на вопросы жюри ответы не даны.

Работа не выполнена.


«5»




«4»





«3»




«2»


Контрольная работа

Выполнено верно 85-100% учебного материала, входящего в контрольную работу.

Выполнено верно 65-84% учебного материала, входящего в контрольную работу.

Выполнено верно 50-64% учебного материала, входящего в контрольную работу.

Выполнено верно менее 50% учебного материала, входящего в контрольную работу.

«5»


«4»


«3»



«2»


Олимпиада

Призовое место в олимпиаде муниципального и регионального уровней.

«5»


Опрос

Ученик полностью отвечает на поставленный вопрос. Элементы ответа между собой логически связанны, показаны причинно- следственные связи.

Взаимосвязь элементов ответа необходимо уточнять дополнительными, уточняющими вопросами.

Ученик пересказывает лишь некоторые факты, не понимая взаимосвязи между элементами. Не способен самостоятельно, без «наводящих» вопросов дать полный ответ.

Ученик не может дать ответ на поставленный вопрос.

«5»



«4»



«3»


«2»


Пересказ

Устный ответ в полном объеме соответствует прочитанному тексту.

Устный ответ в общем соответствует

прочитанному тексту, но имеются одна или две негрубые ошибки.

Устный ответ представлен на 50 % от содержания прочитанного текста.

Пересказ текста отсутствует полностью.

«5»

«4»


«3»


«2»


Практическая работа

Практическая часть выполнена полностью, представлен отчет о работе в требуемой форме, приведены вычисления и выводы.

Практическая работа выполнена, но в одном из критериев на отметку «5» допущена неточность.

Практическая работа выполнена, но в двух критериях на «5» допущены ошибки.

Практическая работа не выполнена, нарушены правила техники безопасности.

«5»


«4»


«3»


«2»


Проектная /исследовательская работа

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и выявлению проблем.

2.Сформированность предметных знаний и умений.

3.Сформированность регулятивных действий (формулирование цели - целеполагание; планирование действий; прогнозирование результатов; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; самооценка; умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени - волевая саморегуляция).

4.Сформированность коммуникативных действий. Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

5.Наличие продукта проектной работы.



6.Промежуточные результаты:

1. План:

Верно сформулирован методологический аппарат работы.

Методологический аппарат работы

сформулирован с недочетами .

В плане отсутствуют некоторые элементы методологического аппарата.

План сформулирован только из задач.



«5»


«4»


«3»


«2»


2. Представление темы:

Представлен методологический аппарат в презентационной.

Представлен методологический аппарат в презентационной.

Представлен методологический аппарат в презентационной форме, теоретические задачи выполнены на 50-69%, частично спланирована практическая часть работы.

Представлен методологический аппарат в презентационной форме, теоретические задачи выполнены менее чем на 49%, не спланирована практическая часть работы.



«5»



«4»


«3»




«2»


3. Тезисы:

Текст тезисов оформлен в соответствии с требованиями. Представлен методологический аппарат в презентационной форме, безошибочно описаны результаты решения всех задач.

Текст тезисов оформлен в соответствии с требованиями, результат выполнения задач 70- 80%.

Текст тезисов оформлен с нарушением требований, результаты выполнения задач 50- 60%.

Текст тезисов оформлен с нарушением требований, результат выполнения задач менее 49%.


«5»


«4»



«3»



«2»


4. Представление проектной работы

Цель и задачи соответствуют теме, тема раскрыта, процент выполнения работы 90-100%.

Цель и задачи соответствуют теме, тема раскрыта, процент выполнения работы 75-90%. Подготовлен письменный отчёт в соответствии с требованиями, но допущены недочёты. Доклад автора проекта убедителен, аргументирован, сопровождается презентационным материалом.

Цель и задачи соответствуют теме, тема раскрыта не полностью, процент выполнения работы 50-74%. Подготовлен письменный отчёт, требования к оформлению не соблюдены. К докладу автора проекта возникает множество уточняющих вопросов, презентационный материал без замечаний.

Представленная работа имеет реферативный характер. Отсутствует практическая часть и конечный продукт. Допущено множество ошибок при оформлении. Процент выполнения – менее 50%. Доклад зачитывается. Нет ответов на большинство вопросов.


«5»





«4»








«3»




«2»


5. Письменный отчёт:

Оформление соответствует требованиям.

В оформлении допущены недочёты.

В оформлении допущены ошибки.

Текст не оформлен в соответствии с требованиями, практическая/теоретическая часть отсутствует.

«5»

«4»

«3»

«2»


Работа с картой

Работа с картой может проходить на уроках в двух вариантах:

А – заполнение контурной карты,

Б – ответ по карте или поиск объектов


1А.Правильно использованы различные типы условных знаков, систематизирована легенда карты, отсутствуют географические ошибки 1Б.Ученик знает условные знаки, может правильно указать размещение объектов, направления движения, распространение процессов.








«5»







2А Задание выполнено не полностью (65-84%), условные знаки используются ошибочно, нет систематизации в легенде карты

2Б. Ученик знает размещение объектов, но ошибается в определении границ распространения процессов, ошибается в направлениях, из-за не понимания типа картографической проекции.

«4»



3А.Задание выполнено частично, есть географические ошибки, значительные ошибки в легенде карты и/или отсутствие условных обозначений в легенде.

3Б.Ученик способен определить размещение по карте лишь некоторых объектов, путает условные обозначения, с затруднениями пользуется легендой карты.

«3»


4А. Ученик не понимает правила использования условных знаков, легенда отсутствует, задание выполнено менее, чем на 50% .

4Б.Ученик не «читает» карту, не знает условных знаков и не способен воспользоваться легендой карты.

«2»


Реферат

Учащийся демонстрирует работу с большим количеством источников (не менее 5) информации, способность к анализу и систематизации материала с последующим оформлением печатной работы с соблюдением правил форматирования и требований по оформлению.

«5»


Если недостаточно источников информации или нарушены правила графического представления работы.


«4»


Если недостаточно источников информации и нарушены правила графического представления работы.

«3»


Если работа не содержит обработки множественных источников информации или нарушены авторские права.

«2»


Терминологический диктант

корректное использование понятий, терминов, соответствующих изучаемому разделу, теме урока;

раскрытие смысла термина/понятия с выделением ведущих признаков;

классификация понятий по заданным критериям;

отсутствие фактических ошибок при употреблении понятий/терминов


Выполнено верно 85-100%

Выполнено верно 65-84%

Выполнено верно 50-64%

Выполнено верно менее 50%










«5»

«4»

«3»

«2»





Тест

Выполнено верно 85-100%

Выполнено верно 65-84%

Выполнено верно 50-64%

Выполнено верно менее 50%


Проверяется в соответствии с критериями конкретной работы.

«5»

«4»

«3»

«2»




Устный ответ

Высокий уровень усвоения

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала;

логично его излагает, используя в деятельности.

«5»


Повышенный уровень усвоения

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя .

«4»


Базовый уровень усвоения

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

«3»


Пониженный уровень усвоения

Обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки 3.

«2»


Эссе











1.Ученик глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему, показал умение выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать фактический материал для аргументации, показал умение сравнивать реферируемые источники, разные точки зрения, тема научно обоснована. Эссе написано правильным литературным языком, грамотно оформлено.

2.Поднятая проблема раскрыта полно, показано умение выделять главное, анализировать, но недостаточен фактический материал для аргументации. Тема научно обоснована, но сравнительного материала недостаточно. Эссе написано правильным литературным языком, есть значительные нарушения последовательности. Оформлено грамотно.

3.Поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано 17 дополнительной литературы. Эссе оформлено правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написано грамотно.

4. Проблема, поднятая автором не раскрыта.

«5»







«4»






«3»




«2»



Критерии уровней обученности по предметам история, обществознание:

Отметка

Уровень

Процент выполнения работы, %

5

Высокий

85-100

4

Повышенный

65-84

3

Базовый

50-64

2

Низкий

21-49

1

Недопустимый

Меньше или равно 20


Правила выставления триместровых, полугодовых и годовых отметок

Триместровую, полугодовую и годовую отметки выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе, а в случае его отсутствия- руководитель методического объединения или заместитель директора по учебной работе.

За две недели до окончания триместра, полугодия, года учитель информирует классного руководителя о предварительных отметках.

Классный руководитель на основании предварительных отметок планирует совместно с учителем – предметником работу с обучающимися до окончания триместра (полугодия, года).


Оценка за триместр выставляется на основании следующих требований:

не менее трех оценок, если предмет преподается один - два часа в неделю;

не менее пяти оценок, если предмет преподается три и более часов в неделю.

Оценка за полугодие выставляется на основании следующих требований:

не менее трех оценок, если предмет преподается один - два часа в неделю;

не менее пяти оценок, если предмет преподается три и более часов в неделю.


При выставлении итоговых оценок за триместр, полугодие, год учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимися за контрольные, диагностические и проверочные работы.

оценка «5» выставляется, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при наличии большего количества отличных оценок при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы;

оценка «4» выставляется, если средний балл составляет от 3,65 до 4,64 при наличии большего количества оценок «5» и «4» при отсутствии неудовлетворительных оценок за вышеуказанные работы;

оценка «3» выставляется, если средний балл составляет от 2,65 до 3,64 при наличии большего количества удовлетворительных;

оценка «2» выставляется, если средний балл ниже 2,64 и обучающийся имеет в основном неудовлетворительные оценки.

В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение триместра, полугодия, года и с учетом согласования данной оценки с заместителем директора по учебной работе и/или руководителем методического объединения.


Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с заместителем директора по учебной работе и/или руководителем методического объединения, и обсуждаются на малом координационном совете (МКС).

Годовая отметка по предметам выставляется обучающимся как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое триместровых отметок, полученных обучающимся по данному предмету.
































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации