Методические рекомендации «Понятно объясняем что угодно»
ПОНЯТНО ОБЪЯСНЯЕМ ЧТО УГОДНО
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» |
5. | Название ресурса | Понятно объясняем что угодно. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Материал универсален, подходит для всех дисциплин. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Для педагога всегда актуален алгоритм ясного и понятного объяснения учебного материала. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации описывают основные принципы ясного и понятного объяснения учебного материала: 1) иерархия и структурность; 2) постепенность; 3) наглядность; 4) примеры. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | ||
3 | https://rosuchebnik.ru/material/genialnyy-pedagog-kak-sposobnosti-vliyayut-na-professiyu/ |
Чтобы объяснить материал ясно и понятно, нужно соблюсти несколько принципов:
1. ИЕРАРХИЯ И СТРУКТУРНОСТЬ.
Достаточно простой алгоритм:
1) сначала описываем суть вопроса с использованием общих характеристик;
2) затем выделяем основные детали;
3) обращаем внимание на особенности каждого элемента в отдельности.
В качестве примера подойдёт любимый напиток:
- сначала следует название и общее описание;
- затем ингредиенты;
- этапы приготовления;
- только потом дополнения - что в напитке можно заменить.
Любой учебный материал следует подавать подобным образом.
2. ПОСТЕПЕННОСТЬ.
Если сложная тема с большим количеством новой терминологии, не нужно начинать занятие с нее. Лучше поступить следующим образом:
1) сделать вводную часть с опорой на изученный материал;
2) плавно перейти к основным вопросам.
Сравниваем два текста:
«Управляющие белки — тропинин, миозин, актин, миозин, тропомиозин
образуют саркомер - базовую сократительную единицу поперечнополосатых мышц, представляющий собой белковый комплекс.
«Основной элемент, отвечающий за сокращение мышц, — это саркомер.
Он образуется из управляющих белков: тропомиозина, актина, тропинина и миозина,
При сходном содержании мы легче воспринимаем незнакомую нам тему во втором варианте, так как изучаем новые термины постепенно.
3. НАГЛЯДНОСТЬ.
Существует многообразие наглядных средств:
1) иллюстрации;
2)схемы;
3) карты;
4) графики и инфографика;
5) ментальные карты;
6) таблицы, видео- и аудиофайлы по теме;
7) реальные артефакты, которые можно потрогать
восприятие информации и помогают школьникам её запомнить.
Все эти материалы значительно помогают воспринимать и запоминать учебную информацию.
4. ПРИМЕРЫ.
Человеческий мозг сложно воспринимает абстрактные вещи отдельно от реальности. Создать конкретный образ – основу для запоминания теоретической базы – помогает пример. Возьмем определение движущего отбора как «формы естественного отбора,
которая действует при изменении условий внешней среды». Сразу такое длинное определение скорее всего в памяти не отложится. Но если привести пример с насекомыми, которые меняют окраску со светлой на темную, после того как стволы деревьев темнеют от угольной пыли – такая информация запоминается намного лучше.
Колышкина Елена Владимировна
Калягина Ирина Владимировна