Методические рекомендации «Понятно объясняем что угодно»

13
2
Материал опубликован 14 July 2023 в группе

ПОНЯТНО ОБЪЯСНЯЕМ ЧТО УГОДНО

t1689352184aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»

5.

Название ресурса

Понятно объясняем что угодно.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

Материал универсален, подходит для всех дисциплин.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

11.

Актуальность

Для педагога всегда актуален алгоритм ясного и понятного объяснения учебного материала.

12.

Описание ресурса

Методические рекомендации описывают основные принципы ясного и понятного объяснения учебного материала:

1) иерархия и структурность;

2) постепенность;

3) наглядность;

4) примеры.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://studfile.net/preview/7200450/page:2/

3

https://rosuchebnik.ru/material/genialnyy-pedagog-kak-sposobnosti-vliyayut-na-professiyu/


Чтобы объяснить материал ясно и понятно, нужно соблюсти несколько принципов:

1. ИЕРАРХИЯ И СТРУКТУРНОСТЬ.

Достаточно простой алгоритм:

1) сначала описываем суть вопроса с использованием общих характеристик;

2) затем выделяем основные детали;

3) обращаем внимание на особенности каждого элемента в отдельности.

В качестве примера подойдёт любимый напиток:

- сначала следует название и общее описание;

- затем ингредиенты;

- этапы приготовления;

- только потом дополнения - что в напитке можно заменить.

Любой учебный материал следует подавать подобным образом.

2. ПОСТЕПЕННОСТЬ.

Если сложная тема с большим количеством новой терминологии, не нужно начинать занятие с нее. Лучше поступить следующим образом:

1) сделать вводную часть с опорой на изученный материал;

2) плавно перейти к основным вопросам.

Сравниваем два текста:

«Управляющие белки — тропинин, миозин, актин, миозин, тропомиозин

образуют саркомер - базовую сократительную единицу поперечнополосатых мышц, представляющий собой белковый комплекс.

«Основной элемент, отвечающий за сокращение мышц, — это саркомер.

Он образуется из управляющих белков: тропомиозина, актина, тропинина и миозина,

При сходном содержании мы легче воспринимаем незнакомую нам тему во втором варианте, так как изучаем новые термины постепенно.

3. НАГЛЯДНОСТЬ.

Существует многообразие наглядных средств:

1) иллюстрации;

2)схемы;

3) карты;

4) графики и инфографика;

5) ментальные карты;

6) таблицы, видео- и аудиофайлы по теме;

7) реальные артефакты, которые можно потрогать

восприятие информации и помогают школьникам её запомнить.

Все эти материалы значительно помогают воспринимать и запоминать учебную информацию.

4. ПРИМЕРЫ.

Человеческий мозг сложно воспринимает абстрактные вещи отдельно от реальности. Создать конкретный образ – основу для запоминания теоретической базы – помогает пример. Возьмем определение движущего отбора как «формы естественного отбора,

которая действует при изменении условий внешней среды». Сразу такое длинное определение скорее всего в памяти не отложится. Но если привести пример с насекомыми, которые меняют окраску со светлой на темную, после того как стволы деревьев темнеют от угольной пыли – такая информация запоминается намного лучше.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень актуальная публикация! Предложенный Вами, Ирина Владимировна, алгоритм доступного объяснения учебного материала - это ценный методический материал, особенно для начинающих педагогов! Спасибо за Ваш труд!

15 July 2023

Спасибо, Елена Владимировна! Очень приятно!

15 July 2023

Похожие публикации